Город
  1. Город
 01 сентября 2023, 09:15  

Выжать после COVID-19. Фитнес-индустрия в Пермском крае восстанавливается

Выжать после COVID-19. Фитнес-индустрия в Пермском крае восстанавливается
Фитнес-индустрия в Пермском крае после провала в период пандемии COVID-19 возвращает клиентов. Но трудностей хватает.
Автор:

Фитнес-индустрия в Пермском крае продолжает восстановление от последствий COVID-19. Хотя отдельные показатели отрасли даже превысили допандемийные значения, эксперты отмечают низкую маржинальность бизнеса – в среднем 3,5-4%. Опрошенные Business Class собеседники отмечают рост спроса на занятия спортом, подчеркивая, что трудности в отрасли все еще сохраняются.

За последний год спрос на фитнес вернулся к допандемийным показателям. Постепенно восстанавливаются продажи клубных карт, но при этом падает спрос на дополнительные услуги, включая персональные тренировки, спа и фитнес-кафе, рассказала Business Class генеральный директор бренда фитнес-клубов XFIT (в Перми клуб сети представлен в «Жемчужине» на ул. Газеты «Звезда», 46А) Ирина Туманова.

Не пропустите:​Подкрутили счетчики. В Перми увеличилась стоимость поездок на такси29 августа 2023, 07:00

По словам руководителя сети фитнес-клубов, это закономерные тенденции, связанные с нестабильной экономической ситуацией. Люди стараются тратить деньги только на самое необходимое и оптимизировать свои расходы на остальное.

На фоне ситуаций, которые происходят в стране и в мире, покупки фитнес-услуг имеют скачкообразный характер, замечает представитель фитнес-клуба World Class, представленный в Перми в жилом комплексе «Москва» (ул. Пермская, 33). «Люди с осторожностью приобретают карты на длительный период, но в целом тенденция положительная – потребители стали больше заботиться о своем здоровье», – говорит бренд-менеджер World Class Елена Чепкасова.

По данным исследований Национального фитнес-сообщества (НФС), которое включает более 2300 фитнес-клубов из 80 регионов России, отрасль в целом по стране отыгрывает потери прошлого года, но еще не вернулась к показателям допандемийного 2019-го. Так, по итогам первого полугодия 2023 года продажи клубных карт в России на 0,2% ниже средних показателей соответствующего периода 2019 года и на 9,8% выше, чем в 2022 году. Продажи дополнительных услуг сравнялись с показателями 2019 года и превзошли уровни 2022 года на 5,8%. Посещаемость и загруженность клубов за январь-июнь 2023 года на 4,4% ниже соответствующих показателей 2019 года, но выше прошлого года на 6,8% по стране, указывают в НФС.

При этом в Пермском крае ключевые показатели отрасли усредненно находятся чуть выше допандемийных значений, чем в целом по стране, но в регионе отмечается очень низкая маржинальность – в среднем 3,5-4%, поясняет «bc» Президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина. Как отмечает руководитель НФС, на допандемийные показатели в Пермском крае частично перешли сетевые бренды, в том числе хорошо чувствует себя премиальный сегмент. Поступательно развивается студийный формат по различным направлениям фитнеса. Сложнее всего преодолевать кризис авторским и несетевым клубам.

Согласно данным НФС, в июле 2023 года фитнес-отрасль в России продолжила восстановление, но посещаемость и загруженность клубов все еще на 6,2% ниже докризисных значений, однако выше на 4,2%, чем в июле 2022 года. Продажи клубных карт оказались выше показателей соответствующего периода 2022 года на 9,5% и на 2,4% превзошли продажи допандемийного 2019-го. Реализация дополнительных услуг на 1,6% ниже аналогичного периода 2019 года, но на 3,8% выше показателей июля 2022-го. Совокупная выручка фитнес-клубов в России за первое полугодие выросла на 8,1 млрд до 83 млрд рублей. За июль этот показатель увеличился еще примерно на 1 млрд рублей.

Как отмечает г-ж Силина, пермяки выбирают абонементы преимущественно на месяц. Эта тенденция характерна в целом для страны.

Силина сообщает, что одним из способов сохранения аудитории в низкий сезон (июль-август) для клубов стали так называемые фитнес-туры. «Они предполагают выезд и проведение тренировок с наставником за пределами города. Обычно в таких турах каждый день участники совместно выполняют утреннюю зарядку, днем – силовые либо функциональные тренировки, а вечером – тренировки на растяжку, гибкость и улучшение общего состояния», – делится эксперт. Именно занятия на открытом воздухе активно набирают популярность в Прикамье в летний сезон, подтверждает Елена Силина. Она поясняет, что диверсификация услуг во многом позволяет фитнес-бизнесу в регионе стимулировать спрос и повышать лояльность аудитории.

Сегодня на отечественном рынке фитнеса все более популярны становятся агрегаторы и сервисы с новыми решениями, добавляет г-жа Силина. По словам собеседника издания, они позволяют свободно выбрать любой клуб для тренировки «здесь и сейчас» без абонемента или годовой карты, с поминутной оплатой занятий в фитнес-клубах и выбором различных локаций и брендов. Президент НФС выражает надежду, что эту тенденцию подхватят и в Пермском крае.

Летом этого года спрос на услуги частных спортивных тренеров в Перми вырос сразу на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Такие данные приводят аналитики «Авито Услуг».

Востребованным запросом в Перми стали занятия с тренерами по фитнесу. Прирост за первое полугодие 2023 года составил 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечают аналитики.

Параллельно в Прикамье растет и число предложений от частных тренеров, спортивных школ, секций и студий. За лето на «Авито Услугах» в категории «Спорт, танцы» было опубликовано на 5% больше объявлений по сравнению с 2022 годом. Наиболее активно в регионе предложение растет среди тренеров по фитнесу (+12%), боксу (+63%) и танцам (+4%).

(Не)радужные силовые

Несмотря на восстановление фитнес-рынка в Прикамье и в целом по стране, проблемы в отрасли все же присутствуют. Это сказывается на работе самих фитнес-клубов и их посетителей, для которых цена на абонементы постепенно растет.

Волатильность курса рубля неизбежно влияет на ускорение инфляции и в конечном счете на развитие рынка фитнес-услуг. В разы увеличивается объем затрат на открытие новых объектов, что, в свою очередь, делает бизнес высокозатратным и низкорентабельным, сетует Президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина. Кроме того, как замечает эксперт, дорожают оборудование, строительные материалы и другие составляющие.

«Отдельный вопрос – нехватка премиального спортивного оборудования для фитнес-клубов. Из-за санкций рынок покинули 20% крупных поставщиков оборудования из Европы и США, например, LifeFitness, Precor, Cybex. Кроме того, большинство игроков фитнес-отрасли испытывают проблемы с сервисным обслуживанием уже имеющихся тренажеров», – признается в разговоре с «bc» г-ж Силина.

По оценке эксперта, в России производится в основном силовое оборудование – это штанги, гири, гантели, но в их линейке полностью отсутствует кардио-оборудование – беговые дорожки, степперы, велотренажеры, эллиптические и гребные тренажеры, а также высокотехнологичные образцы с умными цифровыми мониторами контроля и качества тренинга.

Не пропустите:Лети, но доплати. С повышением курса валюты подорожали туры за границу из Перми30 августа 2023, 09:40

Сложностей хватает, так как все мы живем в постоянно меняющемся мире и вынуждены приспосабливаться к курсам валют, от которых во многом зависит фитнес-отрасль, подтверждает в разговоре с «bc» гендиректор XFIT Ирина Туманова. «Меняем цепочки поставок и наращиваем качество фитнес-продукта за счет введения актуальных новинок, но общий курс на то, что фитнес уже стал неотъемлемой частью жизни региона, однозначно сохраняется. В связи с этим мы рассматриваем Прикамье как перспективный регион для открытия фитнес-клубов нового формата – полностью автоматизированных мини-студий без персонала XFIT Point», – дополняет г-жа Туманова.

Президент НФС рассказала «bc», что ранее сообщество обратилось в Правительство РФ с просьбой предоставить меры поддержки для выхода из сложившейся ситуации, в том числе в деле импортозамещения.

Основной целевой аудиторией фитнес-клубов остаются трудоспособные люди в возрасте 25-45 лет со средним и выше среднего уровнем достатка, сообщают опрошенные эксперты. Намечающаяся до пандемии тенденция к увеличению количества занимающихся детей и подростков продолжает набирать обороты, поэтому клубы активно развивают детское направление и вводят новые форматы на рынке.

По оценкам НФС, в 2023 году игроки отрасли планируют открыть в России около 400 небольших фитнес-объектов и цифровые многофункциональные клубы, продолжая тренд на создание авторских проектов студийного формата и цифровизацию услуг. Сколько из них откроется именно в Пермском крае, в НФС не смогли спрогнозировать. Сейчас в целом стране действует 8861 фитнес-объект.

Не пропустите:Властелины коллекции. Какие возможности дает новое здание галереи музею и пермякам31 августа 2023, 19:29
Все новости компаний