Автобус (не)резиновый. Самые востребованные маршруты Перми за год стали еще более загруженными

Автобус (не)резиновый. Самые востребованные маршруты Перми за год стали еще более загруженными
Разбираемся, какими автобусами и трамваями пермяки стали пользоваться чаще, а какими реже и почему.

Пассажиропоток общественного транспорта Перми за первые три месяца 2023 года достиг 55,6 млн поездок, что на 27,8% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.

По просьбе Business Class в департаменте транспорта администрации Перми составили топ-10 городских маршрутов с самым большим числом пассажиров по итогам первого квартала 2023 года.

Самые востребованные маршруты

Возглавил рейтинг автобус №77 «Ул. Памирская – ул. Мильчакова». За январь-март текущего года по этому направлению совершено 2,7 млн поездок. По сравнению с первым кварталом 2022 года показатель вырос на 30,2%.

С третьего на второе место поднялся маршрут №27 «Площадь Дружбы – м/р Нагорный», на котором рост пассажиропотока составил 26,3%. На третьей строчке – направление №14 «Ул. Маяковского – ул. 2-я Запорожская», где количество пассажиров за год увеличилось на 20%. Годом ранее он был вторым по загруженности.

Отметим также рост количества поездок на автобусе №50 «Ул. Гусарова – ул. Куфонина» (+44,5%). В первом квартале 2022 года он не входил в первую десятку, а теперь занял в ней восьмую позицию.

топ-10 (1 кв. 2023 г.) топ-10 (1 кв. 2022 г.)
место маршрут пассажиропоток, чел. рост по сравнению с 1 кв. 2022 г. маршрут пассажиропоток, чел.
1 77 Ул. Памирская – ул. Мильчакова 2 702 491 30,2% 77 2 074 985
2 27 Площадь Дружбы – м/р Нагорный 2 436 868 26,3% 14 1 996 927
3 14 Ул. Маяковского – ул. 2-я Запорожская 2 395 654 20% 27 1 928 688
4 1 Пермь II – м/р Садовый 2 033 066 38,4% 1 1 468 857
5 36 Театр «Ироничная компания» – Вышка-1 1 867 028 28,8% 36 1 449 850
6 тм5 Станция Бахаревка – Пермь II 1 702 501 38,2% 20 1 360 856
7 20 Новый Крым – Центральный рынок 1 682 714 23,7% 55 1 311 590
8 50 Ул. Гусарова – ул. Куфонина 1 527 200 44,5% 15 1 262 633
9 55 Ул. Милиционера Власова – м/р Архиерейка 1 516 859 15,7% тм5 1 231 975
10 15 Центральный рынок – Южная 1 515 245 20% 67 1 177 824

Маршруты с большим ростом

Из всех 79 автобусных и трамвайных направлений в Перми рекордное увеличение пассажиропотока – у маршрута №17 «Пл. Дружбы – микрорайон Висим-2» – почти в 40 раз. Такая разница достигнута после продления маршрута до площади Дружбы. Вплоть до осени 2022 года автобус в микрорайоне Висим не имел связи с остальной маршрутной сетью. Причиной изоляции был сильный уклон улицы Восстания – из-за этого было законодательно запрещено прокладывать там регулярные маршруты общественного транспорта.

После изменения нормативной базы пермские власти сначала продлили маршрут №17, а затем запустили еще один – №37 «Микрорайон Висим – Улица Ушинского». Это новинка начала действовать с 2023 года.

На втором месте по росту пассажиропотока – маршрут №25 «Комсомольская пл. – Бродовское кольцо». В департаменте транспорта администрации Перми связали это с увеличением количества отправлений. С осени 2022 года на маршруте работают не две, а три машины.

В тройке лидеров также маршрут №13 «Песьянка – пл. Карла Маркса» (+55,5%). Здесь такая динамика может быть вызвана организацией выделенной полосы на участке на переходе Стахановская – Чкалова. «Стабильная работа и высокая скорость сообщения положительно влияют на привлекательность общественного транспорта», – отмечают в мэрии. В эту же логику укладывается то, что на второе место среди маршрутов с самым большим пассажиропотоком поднялся маршрут №27.

маршрут итог, 1 кв. 2022 итог, 1 кв. 2023 динамика
17 8 149 323 358 3868,1%
25 77 359 124 666 61,2%
13 466 726 725 826 55,5%
24 237 920 365 899 53,8%
10 700 980 1 065 348 52%
трамвай 7 649 966 976 744 50,3%
трамвай 4 650 724 975 533 49,9%
48 81 040 119 514 47,5%
68 580 004 852 717 47%
50 1 057 096 1 527 200 44,5%
54 217 548 314 038 44,4%
29 148 185 208 443 40,7%
трамвай 12 958 349 1 340 515 39,9%
трамвай 2 273 782 381 191 39,2%
28 141 757 197 203 39,1%

Маршруты с отрицательной динамикой

На фоне общего роста числа пассажиров общественного транспорта есть направления, на которых зафиксировано небольшое, но снижение показателей. Так, автобус №34 «Микрорайон Новые Ляды – ул. 1905 года» в первом квартале 2023 года перевез на 3,2% меньше человек, чем за аналогичный период 2022 года.

Возможной причиной снижения пассажиропотока в департаменте транспорта назвали изменение тарифной сетки электропоездов, курсирующих на этом же направлении. Весной прошлого года станция Ляды включена в тарифную зону Пермской агломерации с ценой проезда 32 рубля (с 2023 года – 34 рубля).

Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин отмечал, что борьбы за пассажиров между городским и пригородным железнодорожным транспортом нет. Обе стороны стараются выстроить единую систему. «Наша задача – скорее в том, чтобы автобусными маршрутами подвезти к ж/д станции, чтобы пересадка была удобной для пассажира, нежели конкурировать друг с другом», – говорил он.

Больше чем на 3% снизился пассажиропоток автобуса №8 «Микрорайон Крохалева – микрорайон Садовый». «Возможными причинами сокращения могли стать изменения расписания движения всех автобусных маршрутов в микрорайоне Крохалева в течение года», – предполагают в департаменте транспорта.

Всего только у шести маршрутов динамика отрицательная.

маршрут итог, 1 квартал 2022 итог, 1 квартал 2023 динамика
34 94 014 91 041 -3,2%
8 413 189 400 389 -3,1%
9 11 791 11 485 -2,6%
5 179 660 176 375 -1,8%
35 44 307 43 854 -1%
26 300 193 298 485 -0,6%

Открытые и закрытые маршруты

Общее количество направлений общественного транспорта в Перми в рассматриваемые периоды (I кв. 2022 и I кв. 2023) осталось неизменным. Как уже упомянуто, в 2023 году открыт маршрут №37. Кроме того, возобновил работу трамвай №3 «Станция Пермь II – Красный Октябрь». Одновременно перестал курсировать автобус №88, который временно заменял эту связь.

Осенью 2022 года закрыт маршрут №78 «ПНИПУ – микрорайон Кислотные Дачи». Его отсутствие компенсировали запуском автобусов №77 по укороченному маршруту, что вероятно повлияло на показатель пассажиропотока на этом направлении (+30,2%).

Отметим также, что на маршруте №48 «Чусовской водозабор – микрорайон Январский» вместо автобусов большой вместимости с 1 декабря 2022 начал ходить транспорт среднего класса. Одновременно увеличилось количество отправлений. Пассажиропоток в результате вырос на 47,5%.

Не пропустите:Услуги мобильных кондукторов в Перми станет оказывать компания из Твери03 мая 2023, 18:30

Что с дисциплиной?

Вместе с увеличением общего пассажиропотока общественного транспорта Перми с 43,5 млн до 55,6 млн пассажиров количество оплат тоже возросло – с 36,9 млн в первом квартале 2022 года до 43,8 млн за аналогичный период 2023 года. То есть доля оплаченных поездок снизилась с 84,8% до 78,8%. При этом число маршрутов без кондукторов, где традиционно больше безбилетников, увеличилось почти вдвое – с 33 до 60.

В связи с ростом пассажиропотока департамент транспорта продолжает работу над увеличением количества рейсов и маршрутов. В этом году планируется создать экспертный совет, который займется разработкой мероприятий по развитию отрасли.

Все новости компаний