Культура
  1. Культура
 10 марта 2023, 16:00  

«По правилам и без» (18+): фильм, который постоянно переключается между жанрами и стилями

«По правилам и без» (18+): фильм, который постоянно переключается между жанрами и стилями
На этой неделе в российский прокат выходит новая драма актера и режиссера Луи Гарреля – комедийная мелодрама «По правилам и без» (18+). Премьера картины состоялась в прошлом году вне конкурса на Каннском фестивале, а на днях она выиграла две статуэтки французской кинопремии «Сезар». Какой получилась новая режиссерская работа Гарреля и почему она не работает так, как, вероятно, хотелось бы автору, – разбирается кинокритик Арина Бойко.
Автор:

32-летний Абель (Луи Гаррель) работает в океанариуме, где большую часть времени проводит экскурсии для школьников и многократно объясняет им, а заодно и зрителям, как все-таки правильно произносить слово «аксолотль» (такое же странное, как и его носитель). Все свободное время он проводит в компании трех главных женщин своей жизни: коллеги и единственной подруги Клеманс (Ноэми Мерлан), которую иногда удается поймать на чашечку кофе между бесконечными свиданиями; не так давно умершей жены, которую Абель молчаливо навещает на кладбище; и инфантильной жизнелюбивой матери Сильви (чудесная Анук Гринбер), которая будто так и норовит влезть в очередную авантюру. Последнее довольно быстро оказывается правдой – Сильви влюбляется в местного заключенного Мишеля (Рошди Зем) и выходит за него замуж, что очень не нравится обеспокоенному Абелю. Одно это решение подтолкнет всех героев к череде необратимых последствий.

Идея фильма была вдохновлена личной жизнью Луи Гарреля, а точнее его матери – знаменитой актрисы и режиссера Брижит Си, которая, как и Сильви, 20 лет подряд давала театральные мастер-классы в местах отбывания наказания и в какой-то момент вышла замуж за осужденного. В 2010 году она даже сняла картину «Свободные руки», в которой нашел отражение этот чувственный период из жизни Си. Годы спустя у зрителя появилась возможность увидеть ту же историю уже с перспективы обеспокоенного сына, который, подобно родителю, пытается уберечь собственную мать от импульсивных решений. В отличие от своего альтер-эго Абеля, которого Гаррель неизменно играет в каждой новой своей режиссерской работе, на момент свадьбы матери француз был несовершеннолетним, поэтому на церемонии в тюрьме присутствовать не смог, о чем сейчас жалеет. И это, кажется, один из многих гештальтов, которые Гаррель наконец закрывает при помощи нового фильма.

«По правилам и без» (18+) успевает примерить на себя несколько жанров. Фильм начинается как рядовая французская комедия о взрослом сыне, отказывающемся принимать нового ухажера влюбчивой матери, и заставляет зрителя ждать, что, согласно законам жанра, герой будет наблюдать за постепенным сближением не поладивших на старте мужчин. Параллельно к сюжету примешивается намечающаяся романтическая линия главного героя с обаятельной Ноэми Мерлан, демонстрирующая во всей красе свой актерский талант. Ее героине безоговорочно веришь, когда она заряжает сцену своей смешливой непосредственностью и когда камера схватывает ее заплаканное, перепачканное тушью лицо.

Не пропустите:Экран остался на остановке. Что стало с бывшими пермскими кинотеатрами16 февраля 2023, 07:00

Вдруг перед зрителем возникает классическая мелодрама: Абель – травмированный затворник-интеллектуал, тихо переживающий потерю; Клеманс – охотно рискующая и живущая моментом женщина XXI века, которая не побоится окунуться с головой ни в аквариум с акулами, ни в череду свиданий с парнями из Тиндера (что из этого страшнее – вопрос остается открытым). Их связывает не только работа, но и общее горе, которое позволяет им понять друг друга лучше, чем кому-либо еще. Оно же одновременно встает между героями стеклянной стеной морального запрета. Как и в любой терапевтической истории, им предстоит вместе преодолеть внутренние дилеммы и открыться навстречу друг другу. Только вот делать это Абелю и Клеманс предстоит в неожиданном криминальном сеттинге, который если не превращает картину в полноценный триллер, то местами точно добавляет драйва.

В свои самые удачные моменты вся часть с heist-movie (фильмом про ограбление) дарит зрителю не только забавные комедийные эпизоды, но и качественную драму. Лучшая сцена фильма – импровизация в кафе – напоминает об излюбленном приеме современных французских кинематографистов – своеобразном использовании формата «пьеса-в-фильме». На этом приеме основывается все драматургическое ядро «Облаков Зильс-Марии» Оливье Ассайаса, а Полански в свое время целиком построил на нем свою «Венеру в мехах». Чтобы вкладывать в уста персонажей надуманные реплики, которые постепенно вскрывают истинный, бурлящий под поверхностью конфликт, нужно быть постановщиком, обладающим должным уровнем мастерства. И Луи Гаррель, родившийся в семье двух режиссеров, им явно не обделен. Проблема в том, что в свои худшие моменты криминальная половина фильма выглядит так, будто герой Вуди Аллена по ошибке попал во вселенную «12 друзей Оушена», и намеренная аморфность Гарреля-актера в сочетании с попытками Гарреля-режиссера нагнать кураж вызывает в лучшем случае смешанные эмоции.

В итоге мы имеем фильм, который постоянно переключается между жанрами и стилями повествования, но делает это слишком неуклюже, и оттого то набирает, то сбавляет темп. С другой стороны – эта картина не лишена остроумных и трогательных сцен, которые выходят за пределы жанровых клише, придают ей текстуру и выгодно отличают от проходных французских ромкомов. В ней есть приятные режиссерские приемы вроде зеркально перекликающихся между собой начала и финала, есть и качественные актерские работы. Здесь, конечно, нельзя не отметить, что большинство удачных сцен фильма работает благодаря витальности, исходящей от Сильви в тонком исполнении актрисы Анук Гринбер. Природное обаяние этой женщины буквально освещает собой каждую минуту картины, пока она порхает по экрану, словно хрипловатая бабочка среди магазинных цветов. Благодаря этим мелким удачным штрихам от фильма действительно можно получить немало удовольствия. Но в то же время искренне хочется, чтобы в следующий раз Гаррель-режиссер наконец смог определиться, снимает он фильм по правилам жанра – или все-таки без.


Фото: кадр из фильма «По правилам и без» (18+) // режиссер Луи Гаррель.

Все новости компаний