По-новому везет. Перевозчики в Перми начали работать по новым контрактам. Что изменилось?

По-новому везет. Перевозчики в Перми начали работать по новым контрактам. Что изменилось?
Рассказываем о требованиях к перевозчикам, обновлении автобусов, а также о финансовой стороне вопроса. Дотации бюджета на транспортную отрасль по итогам года прогнозируются в размере 1,7 млрд рублей. Это меньше, чем в прошлом году.
Автор:

С 1 декабря перевозчики приступили к работе по новым долгосрочным контрактам. Так, МУП «Пермгорэлектротранс» начал обслуживать автобусы №№8, 62, 63. ООО «Дизель» взяло на себя пятилетние обязательства по маршрутам №№ 5, 7, 12, 25, 39, 41, 54 и 58. В зоне ответственности предпринимателя Виктора Иванова теперь направления №№24, 34, 61 и 65. ООО «Пермавтолайн» стало подрядчиком на маршруте №56.

Изменения в контрактах.

Ранее перечисленные маршруты обслуживались в рамках коротких договоров, допускавших перевозки автобусами до десяти лет. Заключение долгосрочных контрактов закрепило более жесткие требования: на линии теперь вышла техника, которая начала эксплуатироваться не раньше 1 января 2019 года. В дальнейшем автобусы необходимо заменять по мере достижения семилетнего возраста.

По условиям аукционов транспорт должен быть оснащен кондиционерами, медиапанелями и видеонаблюдением. Обязательно наличие системы учета пассажиропотока. В части сбора платы за проезд у перевозчика есть выбор – установить стационарные валидаторы либо организовать работу кондукторов. С 1 декабря к бескондукторной системе присоединись маршруты №№8, 34, 61 и 65.

Новые контракты с перевозчиками предусматривают более строгие требования к соблюдению расписания. Водителям теперь запрещено отправляться с конечных остановок раньше, чем установлено графиком. А время допустимого опережения расписания на промежуточных пунктах сокращено с пяти до двух минут.

Корректировки маршрутной сети.

В ряде случаев при переходе на новые контракты скорректировано расписание. Существенно изменилась работа общественного транспорта в Орджоникидзевском районе. Появился маршрут №77К, призванный улучшить транспортную доступность микрорайонов Кислотные дачи и Чапаевский (см. справку).

Еще один пример изменений – маршрут №25 в Свердловском районе стал обслуживаться автобусами среднего класса. Одновременно увеличено количество отправлений, выравнены интервалы движения с автобусом №5. Среди запланированных нововведений отметим запуск нового маршрута до микрорайона Висим (см. справку).

Расходы, доходы и штрафы.

Расходы городского бюджета на транспортную работу за десять месяцев 2022 года составили 4,8 млрд рублей, доходы отрасли достигли 3,6 млрд рублей. Таким образом, дотации на отрасль оказались на уровне 1,2 млрд рублей. Это меньше, чем за январь-октябрь 2021 года (было почти 1,9 млрд рублей).

Пассажиропоток за год вырос на 3,1 млн человек и составил 164,5 млн. При этом количество неоплаченных поездок за десять месяцев 2022 года выросло, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года – с 10,3 до 28,1 млн рублей. Доля безбилетников увеличилась с 6,4 до 17,1%.

Как пояснил заместитель главы администрации Перми Эдуард Хайруллин, это связано с переходом большого числа маршрутов на бескондукторную систему. Он отметил, что расходы на штат контролеров составили 35 млн рублей, экономия на оплате труда кондукторов – 506 млн рублей. Это больше, чем выпадающие доходы из-за роста доли безбилетников – 360 млн рублей.

При этом администрация города нацелена на снижение доли безбилетников, в качестве планового установлен показатель 15%. Эдуард Хайруллин отметил, что в этой части эффективность показало повышение штрафа за безбилетный проезд. В июле вступили в силу изменения в Закон Пермского края об административных нарушениях, и сумма санкции увеличилась с 500 до 2500 рублей.

Если брать в расчет только автобусы с бескондукторной системой и сравнивать показатель до повышения штрафа и после, то доля безбилетников сократилась на 4,3%. Кроме того, в мэрии отмечают рост популярности безлимитных проездных на месяц. Так, в апреле было 7,8 тыс. таких билетов, а в октябре – 9,9 тыс. «Считаем, что увеличение штрафа оказалось экономически оправданным, повлияло на рост сознательности граждан и стимулирует их добросовестно оплачивать проезд», – отметил Эдуард Хайруллин.

При этом он признал, что есть проблема с собираемостью штрафов. За десять месяцев составлено 8444 протокола, наложены санкции на сумму 13,2 млн рублей. Фактически получено пока только 1,5 млн рублей. «Это очень низкий показатель. Ставим задачу повысить его и прорабатываем с Министерством информационного развития Пермского края вопрос о покупке программного обеспечения, которое поможет сделать так, чтобы штрафы быстрее доходили от судебных приставов до нарушителей», – рассказал замглавы городской администрации.

Он добавил, что в августе-октябре 2022 года план по доходам от платы за проезд впервые с начала транспортной реформы был перевыполнен. По прогнозу администрации, по итогам года поступления в бюджет достигнут 4,2 млрд рублей, а дотация транспортной отрасли из бюджета составит 1,6-1,7 млрд рублей.

«Лучше всего об эффективности городской политики в сфере общественного транспорта говорят цифры. На сегодня фиксируется положительная динамика по доходам отрасли, вырос пассажиропоток, идея с безлимитным месячным проездным тоже себя начинает оправдывать. Безусловно, есть и проблемы, в частности, по безбилетникам, по готовности всех подрядчиков соответствовать новым требованиям. Но и эти вопросы решаются. Наша цель – сделать общественный транспорт удобным, комфортным и безопасным. И мы к ней последовательно движемся, позитивные изменения есть, и это хорошо. Система нуждается в точечной настройке, которая вполне по силам администрации, депутатский корпус также в теме и готов подключаться», – отмечает заместитель председателя Пермской городской Думы Максим Спиридонов.
С 1 декабря закрыт маршрут №78 «ПНИПУ – микрорайон Кислотные Дачи». Его отсутствие компенсирует запуск автобусов №77К «Улица Мильчакова – м/р Кислотные Дачи». Укороченные рейсы следуют по улице Пушкина, Северной дамбе, улице Уральской и далее до конечной. Маршрут построен с заездом в микрорайон Чапаевский, а также на остановки «Улица Уссурийская», «Улица Генерала Черняховского», «Школьная». Автобусы №77К ходят чаще, чем №78, а также работают по выходным.

С 9 января 2023 года в Мотовилихинском районе Перми запустят новый маршрут. Автобус №37 получит сообщение «Улица Ушинского – микрорайон Висим». В прямом направлении он будет следовать по улицам Ушинского, Аркадия Гайдара, Юрша, Уинской, Тургенева, КИМ, Ивановской, Якова Свердлова, 1905 года, Восстания. В обратном – по улицам Восстания, Славянова, Лифанова, Якова Свердлова, Уральской, Грачева, Анри Барбюса и далее до ул. Ушинского.
Все новости компаний