Инструмент инвестиций. Интервью с депутатом Пермской городской думы Даниилом Морозовым

Инструмент инвестиций. Интервью с депутатом Пермской городской думы Даниилом Морозовым
Даниил Морозов, депутат Пермской городской думы, – о механизме концессии, спорах вокруг трамвая и преимуществах работы с частными инвесторами.

Даниил Александрович, в последнее время очень много внимания уделяется теме концессии. По вашему мнению, есть ли в Перми успешные примеры концессий?

– До последнего времени в нашем городе примерами концессий были исключительно соглашения с сетевыми компаниями: с «Новогор-Прикамье» 2013 года и с «Пермской сетевой компанией» в части объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения города (до 2038 года). На мой взгляд, опыт использования этого механизма положительный – состояние сетей улучшилось. Кроме того, городские власти получили опыт с точки зрения контроля за исполнением обязательств по концессионным соглашениям.

Что думаете о концессии городских трамваев, которая недавно обсуждалась в Думе?

– Тема вызвала бурное обсуждение, много вопросов и рекомендаций прозвучало от депутатского корпуса. Пока проект недостаточно хорошо проработан. Но, думаю, что концессионеру и администрации удастся сделать так, чтобы соглашение максимально соответствовало интересам города и повышало комфорт для пермяков. Но спешить не стоит: решение серьезное и финансово «тяжелое».

Какие результаты должны увидеть пассажиры от реализации соглашения в том виде, в каком оно предложено сейчас?

– Предполагается, что в рамках концессии город получит 44 новых трамвая; будут отремонтированы 35 км трамвайных путей; реконструированы тяговые подстанции и депо «Балатово». Модернизация инфраструктуры должна повысить скорость движения электротранспорта. Весь комплекс работ планируется завершить в 2025 году. Общий размер инвестиций превышает 15 млрд рублей. Большая часть – заемные средства, которые концессионер получит по льготной ставке. Невозвратная субсидия федерального бюджета составит порядка 4,3 млрд рублей. И привлечение частных инвестиций – обязательное условие для получения средств от Федерации.

Любое концессионное соглашение предполагает, что инвестору нужно вернуть его вложения. С учетом этого, в чем выгода для муниципалитета?

– Нынешние представления о комфортной жизни подразумевают высокую динамику развития территории. Объективная же реальность такова: инфраструктурные объекты крайне финансовоемкие. Они требуют вложения десятков миллионов и даже миллиардов рублей. При этом, если говорить о бюджете Перми, основную доходную часть «съедают» программные расходы текущего характера. Это взятые городом социальные обязательства, от которых, конечно, нельзя взять и отказаться. Одна только сфера образования требует до 60% бюджета города. Собственно, на развитие не так много остается. И здесь как раз на помощь приходит концессия и инвестиции частного бизнеса.

В каких отраслях возможно и целесообразно, по-вашему, в Перми заключение концессионных соглашений?

– Помимо дорожной сферы и отрасли ЖКХ востребованным, но не таким объемным по вложениям направлением, является социальная инфраструктура – образовательные учреждения, больницы и высокотехнологичные медицинские центры, стадионы, физкультурно-оздоровительные комплексы, геронтологические учреждения и т.д.

Перспективным выглядит заключение концессионных соглашений по строительству мусоросортировочных комплексов. Мне кажется, все из этого вполне применимо к нашему городу. Надо только нарабатывать новые практики.

Если подытожить, какое будущее у концессий в Перми?

– Появление новых объектов инфраструктуры – для города большой и неоспоримый плюс. Мэром Перми взят правильный курс на модернизацию городских пространств и объектов. И юбилей города этим процессам, конечно, сопутствует. В этой связи использование разных вариантов привлечения средств в город, безусловно, важно. Концессия, считаю, как инвестиционный инструмент имеет хорошее будущее.

Все новости компаний