Культура
  1. Культура
 18 июня 2022, 12:00  

​Дягилевский фестиваль закроется оперой-мистерией Карла Орфа (18+)

​Дягилевский фестиваль закроется оперой-мистерией Карла Орфа (18+)

Дягилевский фестиваль в этом году закроется премьерой оперы De temporum fine comoedia («Комедия на конец времени» (18+)) немецкого композитора Карла Орфа. В ее создании участвуют режиссер Анна Гусева, музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис, оркестр и хор musicAeterna, хореограф Анастасия Пешкова, художник по костюмам Сергей Илларионов, сопрано Надежда Павлова и огромный состав артистов. Опера Орфа ставится очень редко, но в Перми прозвучит именно она.

Карл Орф – немецкий композитор и музыкальный педагог. На протяжении всей своей жизни он разрабатывал специфический тип музыкального театра, который именовал «мировым театром», – своеобразный синтез простых музыкальных форм, непрофессионального искусства и художественной декламации.

Орф наиболее известен как автор постановки Carmina Burana, или «Песни Бойлера». Музыка была создана на стихи, найденные в XIX веке в монастыре Германии. В этой кантате через простые тональности и ритм Орф выразил дух средневекового периода, она является отражением его интереса к средневековой немецкой поэзии. «В отличие от многих коллег-современников Орф рисует конец света с исключительным спокойствием и мудростью: в его понимании – это счастливый конец», – пишет балетный критик Богдан Королек.

Театральные работы Карла Орфа почти неизвестны в России, поскольку очень сложны для воспроизведения. Все участники постановки будто не имеют определенной ограниченной роли: актеры должны петь, хор говорить и кричать. К тому же, в дополнение, мистерии Орфа близки к «богослуженческим» драмам, которые в Средневековье исполнялись на улицах и в храмах, что тоже вызывает некоторые сложности восприятия произведения современным зрителем.

Не пропустите:Когда с земляком повезло. В Перми начался Дягилевский фестиваль. 12 июня 2022, 11:15

Почему опера De temporum fine comoedia (18 +) достойна внимания? Самое очевидное – создатели. Музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис, хореограф Анастасия Пешкова, художник по костюмам Сергей Илларионов – имена всех этих людей не раз были в афише Дягилевского фестиваля и всегда указывались под названиями успешных постановок, перформансов и премьер.

Теперь чуть сложнее – формат. Карл Орф создавал De temporum fine comoedia на протяжении десяти лет с неоднократной редактурой. В стенах Завода им. Шпагина прозвучит версия 1981 года. Это масштабная полноценная оперная постановка, которая вписана в конкретное пространство, здесь задействована команда видеографов, артистов, художников по свету и других (только вне сцены задействованы более 20 мастеров).

И напоследок: что, скорее всего, заинтересует искушенного зрителя, – отсылки к мировой культуре. Тут будут и образ Иисуса Христа, и герои картин Босха «Страшный суд», и омывание водой, и тонущий ковчег.

Премьера De temporum fine comoedia (18+) Карла Орфа в постановке Анны Гусевой и Теодора Курентзиса состоится 18 и 19 июня на Заводе им. Шпагина («Литера А»).

Фото: Никита Чунтомов, Гюнай Мусаева.

Все новости компаний