Кольцо и диаметры. Рассказываем, как работает пермское наземное метро

Кольцо и диаметры. Рассказываем, как работает пермское наземное метро
В Перми открыли беспересадочные железнодорожные маршруты по кольцу вокруг города. По ним начали ходить «Ласточки». Business Class узнал, как наземное метро работает сейчас и как будет развиваться в будущем.
Автор:

С 30 апреля начался новый этап проекта «Компактный город». Он предполагает развитие железнодорожных перевозок по модели наземного метро. Электропоезда «Ласточка» стали ходить по кольцевому маршруту, соединяющему право- и левобережную части Перми, а также по четырем диаметрам.

С чего все начиналось?

«Компактный город» – один из приоритетных проектов, инициированных губернатором Дмитрием Махониным. с 1 сентября 2020 года были запущены электропоезда «Ласточка» по новому маршруту Краснокамск – Пермь II.

В сентябре 2021 года еще один важный шаг– возобновлено движение по перегону Пермь II – Пермь I, который был закрыт при предыдущем главе региона Максиме Решетникове. Тогда же пригородные поезда из Краснокамска стали ходить до станции Левшино без пересадки на Перми II. В марте 2022 года маршрут продлен до Голованово.

«Запустив «Ласточку» из Краснокамска до Голованово, мы увидели рост пассажиропотока. Беспересадочное движение оказалось востребованным. Пусть от конечной до конечной едут единицы, но появляется множество вариаций прямых маршрутов. К примеру, от Курьи до Мотовилихи, от станции Оверята до Перми I и так далее», – говорит Сергей Канцур.

По такому же принципу с 30 апреля начали работать еще четыре диаметральных маршрута.

Кольцо и диаметры. Рассказываем, как работает пермское наземное метро

Какие новые маршруты наземного метро в Перми появились?

В так называемом наземном метро четыре диаметра:

  • Чусовской (Оверята – Голованово);
  • Камский (Оверята – Ферма);
  • Сылвенский (Ферма – Левшино);
  • Егошихинский (Пермь II – Голованово).

Кроме того, запущено движение по Пермскому центральному кольцу.

Кольцо и диаметры. Рассказываем, как работает пермское наземное метро

Как организовано кольцевое движение?

Кольцевой маршрут проходит от станции Пермь II через Пермь-Сортировочную и Левшино и обратно до Перми II. На первом этапе предусмотрено три отправления в день: 9.01, 16.47, 18.10. Сейчас от станции Пермь-Сортировочная до Левшино «Ласточка» проезжает в режиме экспресса. Путь между этими двумя станциями занимает 23 минуты, а полный круг – 1 час 20 минут.

Еще три рейса в день по кольцевому маршруту предусмотрено в обратном направлении: от Перми II сначала в сторону Левшино, затем до Перми-Сортировочной и назад на левый берег. Такие рейсы ходят по расписанию в 6.27, 15.11 и 20.58.

Кольцо и диаметры. Рассказываем, как работает пермское наземное метро

Кольцо и диаметры. Рассказываем, как работает пермское наземное метро

«Сейчас движение кольцевое не в полном смысле. Пока это некоторый вариант «челночного» курсирования со сменой кабины электропоезда и направления движения. Будем добиваться строительства соединительных скоб в районе станций Молодежная и Пермь-Сортировочная. Это позволит проходить круговой маршрут за час, появятся желание и возможность увеличить количество рейсов», – рассказал генеральный директор «Пермской пригородной компании» Сергей Канцур.

Планируются ли новые остановки?

На правом берегу Камы сейчас две штатные (технические) остановки – Блочная и Кабельная. Пока «Ласточки» останавливаться на них не будут.

«Предполагается, что будут построены пассажирские станции отдельные от технических. Одна ближе к ТРК «СпешиLove», другая – ближе к Гайве. На левом берегу проектируются высокие платформы на Перми I и новая на ул. Попова. Реализация запланирована на 2023 год. Две остановки на правом берегу во временном исполнении постараемся организовать в этом году», – обрисовал ближайшие планы Сергей Канцур.

По словам губернатора Пермского края Дмитрия Махонина, особенной будет остановка на ул. Попова, так как близлежащая территория станет неким подобием парка «Зарядья» – с выступом в сторону Камы и смотровыми площадками. «Мы реализуем это в рамках софинансирования совместно с РЖД и инвестором, который строит гостиницу на ул. Окулова, 14», – отметил он.

Какие еще маршруты могут появиться?

«У проекта Пермского наземного метро есть перспектива и этапы развития. Для себя мы определили, что важнейшим аспектом является открытие железнодорожного сообщения с Закамском. Рассматриваем возможность связи отдельными маршрутами с таким большим промышленным районом как Осенцы», – рассказал начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников.

По его словам, модернизация инфраструктуры помимо строительства соединительных скоб и высоких платформ будет включать и перекладку пути на железобетонное основание. Отдельный момент – развитие транспортно-пересадочных узлов и остановочных пунктов. Высокие платформы, разноуровневые переходы – это позволит увеличить плотность графика движения.

На чем ездить?

По всем маршрутам наземного метро будут ходить современные электропоезда «Ласточка». Недавно в Пермь поступило еще четыре таких состава и теперь их десять.

На участке от Перми II до Левшино в часы пик (с 7.00 до 8.30 и с 16.30 до 18.00) поезда станут ходить с интервалом 10 минут. А средний интервал движения электричек составит 27 минут.

По словам Сергея Канцура, в качестве альтернативы повсеместному строительству высоких пассажирских платформ (такая цель ставится на перспективу) рассматривалось приобретение низкопольных электропоездов. Производитель – «Уральские локомотивы» – давали нам проект низкопольных «Ласточек», готовы были в случае гарантированного заказа эти составы для нас сделать. Сейчас в связи со сложной ситуацией с точки зрения поставки запчастей и производства как такового, думаю, этот проект приостановится», – рассказал гендиректор «ППК».

«Уральские локомотивы» – совместное предприятие группы «Синара» и концерна Siemens AG. Расположено в Верхней Пышме (Свердловская область).

Сколько стоит?

Стоимость проезда на электричке в пределах Пермской агломерации составляет 32 рубля. Ее границы – станция «Курья» на западе, «Липовая гора» на юге и Голованово на востоке (с 1 мая – Новые Ляды).

«Установленная цена определяет железнодорожный транспорт как городской и позволяет в перспективе внедрить единый билет», – отметил Иван Колесников.

Дмитрий Махонин, губернатор Пермского края:

Мы можем увязать водные и железнодорожные маршруты, чтобы развивать и туристические направления. Идет реконструкция причальных стенок на Перми I. В планах причалы в Закамске, где сейчас благоустраивается набережная, есть намерения и относительно Краснокамска. Ведется работа по формированию единого билета на все виды транспорта – от водного до железнодорожного.

Схемы в тексте: АО «Пермская пригородная компания». На схеме с маршрутами наземного метро в Перми обозначения «N поездов» сделаны в специальной терминологии «РЖД». Это не число электропоездов на маршруте, а количество рейсов.

Все новости компаний