Дотации на автобусные перевозки в крае после реформы составят около 1 млрд рублей в год

Дотации на автобусные перевозки в крае после реформы составят около 1 млрд рублей в год
Краевые власти подсчитали расходы бюджета на работу межмуниципальных автобусных маршрутов. По их прогнозу, большую часть затрат покроет выручка от продажи билетов. Остальное придется компенсировать из бюджета.
Автор:

В 2022 году начнется массовый переход пригородных и региональных маршрутов на новую транспортную модель. Он будет происходить поэтапно. Финансовая сторона реформы нашла отражение в проекте бюджета Пермского края на ближайшую трехлетку. Ключевых моментов в нем две: расходы на оплату контрактов с перевозчиками и доходы от платы за проезд. В отличие от нынешней схемы выручка от продажи билетов будет перечисляться в бюджет. Тариф станет регулируемым.

На осуществление перевозок за три года планируется направить без малого 9 млрд рублей (2,6 млрд рублей в 2022 году; 3,1 млрд – в 2023-м и 3,3 млрд – в 2024-м). Сумма увеличивается по мере перевода на новую транспортную модель все большего количества маршрутов. Власти рассчитывают и на соответствующий рост доходов от платы за проезд: 1,7 млрд рублей в 2022 году, 2 млрд рублей – в 2023-м и 2,1 млрд – в 2024-м. Всего почти 6 млрд рублей.

Разницу между расходами и доходами покроют бюджетные дотации. До старта перехода на новую модель в декабре 2019 года и создания краевого перевозчика региональный бюджет не нес расходов на выполнение транспортной работы на межмуниципальных маршрутах. Все перевозчики сами устанавливали стоимость проезда, выручка от продажи билетов оставалась у них, но и возможные убытки полностью ложились на их плечи. Теперь, по прогнозу, год от года субсидии станут увеличиваться и в общей сложности составят 3 млрд рублей (941,6 млн в 2022 году, 1 млрд – в 2023-м и 1,1 млрд – в 2024-м).

При запуске транспортной реформы городских перевозок в Перми власти также рассчитывали на кассовый разрыв порядка 1 млрд рублей в год. По итогам 2020-го получилось почти 2 млрд рублей. Свою роль сыграли не только пандемия и локдаун, но и, как неоднократно подчеркивали депутаты думы, недостаток достоверных данных о пассажиропотоке на старте. Менее значительный фактор – активное использование бесплатных пересадок и скидок при оплате по безналичному расчету.

Весной 2021 года минтранс представил планы по внедрению новой транспортной модели на уровне края, в ведомстве заверили, что опыт Перми учтут. На тот момент предполагаемые суммы дотаций не назывались. Они обнародованы впервые.

В министерстве транспорта Пермского края подчеркивают, что главная цель внедрения новой транспортной модели работы – повышение качества оказываемой услуги населению. Исходя из этого и формировались условия контрактов. «Сегодня мы ежемесячно регистрируем более 100 жалоб на перевозчиков, работающих по нерегулируемым тарифам на межмуниципальных маршрутах. Людей не устраивает качество предоставляемой услуги, а нерегулируемый тариф не позволяет его повысить», – поясняют в ведомстве.

Для работы по новым контрактам, которые заключат на пять лет, перевозчики должны будут вывести на линию новые автобусы. Сейчас средний возраст подвижного состава на межмуниципальных маршрутах – 20 лет.

Сейчас контракты распределяются по результатам конкурсных процедур. Итоги есть по всем лотам, кроме одного (он включает три маршрута, а всего выставлено на торги порядка 140 направлений). Но в некоторых случаях они еще не окончательные (например, победителя могут признать уклонившимся от заключения контракта).

Кроме того, два конкурса не состоялись. Не нашлось претендентов на самый объемный лот (1,52 млрд рублей). В него входят маршруты №№ 103, 120, 205, 237, 405, 485, 522, 529/1, 543, 817, 823. Ни одной заявки не поступило и по направлениям №№ 604, 621, 662, 663, 677, 697, 699, 715, 718, 737, 761 (стоимость контракта 486,6 млн рублей).

Основная тенденция – укрупнение игроков на рынке. На старте реформы в минтрансе говорили о 109 предпринимателях и юридических лицах, обслуживающих маршруты. Незадолго до окончания всех конкурсных процедур победителей 14. Помимо перевозчиков из Перми и края в списке будущих подрядчиков есть организации из Москвы и Удмуртии.

На базе бюджета.

Проектом бюджета предлагается предусмотреть средства на укрепление и развитие материально-технической базы краевого перевозчика – ГУП «Автовокзал». А именно – 50 млн рублей в 2022 году и 100 млн рублей – в 2023-м. Суммы и сроки определены, исходя из предварительной стоимости ремонта автобазы на ул. Ижевской.

Все новости компаний