Избежать провала. Депутаты обсудили внедрение новой транспортной модели в Пермском крае

Избежать провала. Депутаты обсудили внедрение новой транспортной модели в Пермском крае
В минтрансе пока не оценили величину дополнительных дотаций из бюджета в связи с переходом на новую модель. Но уверены, что не допустят таких убытков, как в Перми. Рецепт заявлен простой: «бесплатно ничего не будет» и «воздух не возить».
Автор:

Заместитель министра транспорта Пермского края Александр Клебанов рассказал депутатам Законодательного собрания о планах по переводу межмуниципальных маршрутов на новую транспортную модель. В качестве основных минусов текущей ситуации декларируются: старые автобусы, дублирование маршрутов. Если одно направление обслуживают несколько перевозчиков, стоимость билетов может отличаться, это власти тоже считают недостатком.

Маршруты планируется перевести на регулируемый тариф, провести конкурсы, для победы в которых перевозчики должны кардинально обновить технику (см. справку). Власти намереваются осуществить переход в четыре этапа. Первый пройден 1 июня 2020 года – по новым правилам запущены семь социальных маршрутов, которые обеспечивают доступность медицинских учреждений. На втором (с 1 декабря) к ним добавилась часть направлений Пермской агломерации. Третий этап должен охватить еще 37, а четвертый – остальные 133. Всего в маршрутной сети будет 185 направлений (сейчас 203).

Председатель комитета Законодательного собрания по развитию инфраструктуры Виктор Плюснин попросил обозначить сроки наступления последних двух этапов. Стоит отметить, что в докладе минтранса на заседании правительства в марте были названы конкретные даты: 1 июня 2021 года и 1 января 2022 года. Сейчас подача несколько изменилась ввиду разбирательств с перевозчиками, которые оспаривают переход на регулируемый тариф с 1 декабря 2020 года и с 1 июня 2021 года.

«Мы столкнулись с исками, сейчас формируется судебная практика. В первом квартале следующего года переход на новую транспортную модель завершится. Март 2022 года – это крайний срок, когда полностью обновится подвижной состав», – рассказал Александр Клебанов. Он добавил, что к этому времени у подавляющей части перевозчиков закончится действие свидетельств, дающих им право работать на маршрутах по нерегулируемому тарифу. «Поэтому на этапе полномасштабного перехода на новую транспортную модель мы избежим судебной волокиты и затягивания процесса», – пояснил замминистра.

К подвижному составу на межмуниципальных направлениях планируется предъявить следующие требования: автобусы не старше одного года (на момент заключения контракта). Оснащены они должны быть еще более «богато», чем на городских маршрутах в Перми. Помимо кондиционера, медиапанелей, системы учета пассажиропотока, видеонаблюдения в автобусах должны работать Wi-Fi и стационарные зарядки для мобильной техники. Контракты с перевозчиками заключат на пять лет. На оплату транспортной работы по 37 маршрутам заложено 4,9 млрд рублей.

Виктор Плюснин поинтересовался финансовой стороной реформы: «Нужно ли будет дополнительно дотировать отрасль?»

– Да, безусловно. Но мы избегаем такого провала, как в Перми, – ответил Александр Клебанов, имея в виду кассовый разрыв в более чем 2 млрд рублей, который «привез» общественный транспорт краевой столицы по итогам 2020 года.

Г-н Клебанов рассказал, что сотрудники ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» измеряют пассажиропоток на межмуниципальных маршрутах. Загрузка автобусов составляет от 56% до 84%. «Мы фиксируем увеличение количества поездок после существенного падения в прошлом году», – отметил докладчик.

– Можете назвать оценочную величину субсидий? – уточнил еще раз Виктор Плюснин.

– Пока нет. Но мы будем экономить, и там, где большие автобусы ходят пустыми, заменять их средними. Класс транспортных средств приведем в соответствие пассажиропотоку, чтобы воздух не возить. Для сравнения: стоимость одного автокилометра для большого класса составляет 67 рублей, для среднего – 50 рублей, для малого – 28 рублей, – сообщил Александр Клебанов о расценках, из которых складывается стоимость контрактов с перевозчиками.

Следующий вопрос депутатов касался стоимости билетов для пассажиров – планируется ли увеличение тарифа?

– На сегодня только часть маршрутов переведена на регулируемый тариф. Там, где он остался нерегулируемым, насколько я знаю, стоимость не менялась давно. Мы пока не планируем ее пересматривать. Дальше будем отталкиваться от собираемости выручки и расходов перевозчика. Само собой, официальную инфляцию надо учесть. Все дорожает, – констатировал замминистра.

Депутат Александр Третьяков поинтересовался, будет ли интегрирована краевая маршрутная сеть с городскими маршрутами Перми. Например, с помощью единого билета. Г-н Клебанов напомнил, что на пригородных автобусах начали тестировать платежные транспортные карты «Тройка». По его словам, в дальнейшем систему планируется внедрить и в муниципалитетах.

– Допустим, пассажир приехал на пермский автовокзал. У него будет какая-то льгота при дальнейшей пересадке? – продолжил г-н Третьяков.

– Как показывает практика, все эти бесплатные пересадки плохо заканчиваются, – ответил чиновник, вновь апеллируя к опыту Перми. – У нас бесплатно ничего не будет, – заявил он.

Виктор Плюснин обратил внимание, что минтранс планирует установить высокие требования к подвижному составу. В частности, техника должна соответствовать стандарту «Евро-5». «Мы за экологию в Пермском крае, и будем стараться всю технику перевести на газомоторное топливо. Есть соглашение с Минэнерго РФ о предоставлении субсидии на строительство газовых заправок. Хотим, чтобы они появились на всей территории региона», – рассказал Александр Клебанов.

– Сама идея перехода на новую транспортную модель, когда перевозчик получает фиксированную плату по контракту, а выручка от продажи билетов идет в бюджет, – правильная. Всецело ее поддерживаю. Механизм прозрачный и понятный. И даже если потребуются дополнительные компенсации из бюджета – это приемлемо, – подытожил председатель комитета.

Депутаты приняли информацию к сведению.

Поделиться:
Все новости компаний