Экономика
  1. Экономика
 09 августа 2021, 07:00   5835

Как быстро растут литры. Продажи алкоголя бьют рекорды прошлого года, несмотря на рост цен

Как быстро растут литры. Продажи алкоголя бьют рекорды прошлого года, несмотря на рост цен
Продажи алкоголя растут. И даже вино не стали покупать меньше, несмотря на ужесточение законодательства и рост цен. В Перми еще и меняются роли на рынке. Причина – уход сети «Семья», которая одной из первых занялась прямыми поставками вина из Европы.

В первом полугодии 2021 года зафиксирован рост продаж алкогольной продукции в Прикамье. Такое происходит уже второй год подряд. Пандемия и сложная ситуация в экономике только подстегнули динамику. Однако если сравнивать с докоронавирусным периодом, то рынок лишь вернулся к своему обычному состоянию, говорят пермские предприниматели.

Крупные производители крепкого алкоголя сообщили об увеличении отгрузок на 2%. «Ведомости» указывают, что продажи водки в натуральном выражении в России выросли на 5,6% у ГК «Руст» («Русский стандарт», «Талка» и т.д.), у «Ладоги дистрибьюшен» продажи крепких напитков увеличились на 12% год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Динамика роста продаж стала самой высокой за последние три года, передает издание.

Драйвером продаж остается эконом-сегмент. Из-за падения покупательской способности многие переключились на более дешевые напитки. При этом работа общепита после снятия большей части ковидограничений по сравнению с первым полугодием 2020 года подстегнула спрос на премиальные напитки.

Не пропустите:Олег Чиркунов прокомментировал будущее проекта «Правильное вино»07 августа 2021, 08:30

Продажи вина пока также держатся на уровне. По данным ЕГАИС (их приводит Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя), в январе-июне 2021 года розничные продажи вина в Пермском крае составили 443,6 тыс. декалитров. Это практически 100% от показателей аналогичного периода прошлого года и на 2,2 % больше 2019 года.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРА) Вадим Дробиз отмечает, что сравнительные периоды отличаются между собой: в первом полугодии 2019 года были нормальные условия продаж вина, через год ситуация стала аномальной – повлиял кризис, карантин на фоне пандемии коронавируса, закрытие ресторанов и гостиниц, а также ограничение на выезд заграницу. В первом полугодии текущего года кризис ослабел, рестораны снова работают, но ограничения на выезд сохраняются.

По данным г-на Дробиза, доля российского вина в последние два года составляет 50%, остальная половина – импортные напитки. При этом импорт вина за счет пандемии и ограничений вырос на 34% по отношению к 2020 году и на 22% в сравнении с 2019 годом. Импорт игристых вин в январе-мае текущего года увеличился на 48% по сравнению с прошлым годом.

Наталья Мартюшева, управляющая винотеки «Дом Сомелье», подтвердила рост продаж в первой половине года. «Если сравнивать с 2020 годом, то динамика положительная. Все-таки в прошлом году покупатели не так часто выходили за покупками, меньше приобретали напитки и для себя, и на подарки. В этом году ситуация с ограничениями свободнее, поэтому чаще покупают, особенно крепкий алкоголь, на подарки, – поделилась эксперт. – Но если сравнивать с 2019 годом, то скорее показатель вернулся на уровень того года. Ажиотажа пока нет».

В магазинах надеются сохранить темы продаж. При этом на пермском рынке интерес к открытию специализированных магазинов может вырасти после ухода региональной торговой сети «Семья». Компания на базе своих торговых точек развивала проект «Правильное вино» и осуществляла прямые поставки напитков из зарубежных стран.

Один из экспертов на рынке прогнозирует, что может произойти перераспределение на рынке в пользу специализированных магазинов. «Пока под вопросом, какой ассортимент алкогольных напитков «Лента» сохранит в своих магазинах. Поэтому есть вероятность, что покупатели «Семьи», приходившие туда за алкоголем, могут перейти в другие магазины», – предположил собеседник.

Законодательные изменения прошлого года (см. справку) пока не форсируют события на рынке винной розницы. Причина – трехлетний переходный период, который продлится до 2023 года. В магазинах заметили, что с этого года изменились правила сертификации импортной продукции. На ценах это не отразится, обещают поставщики.

Документ регламентирует требования к маркировке, производству и продаже вина, меры господдержки. Согласно закону, «вином России» считается только напиток, на 100% произведенный из отечественного винограда. Российское вино из иностранного виноматериала может называться «виноградосодержащим напитком», на бутылках и на полках должна быть надпись: «Не является вином». В законе предусмотрен трехлетний переходный период. По истечении трех лет использование концентрированного виноградного сусла или концентрированного ректификованного виноградного сусла для вина, которое хочет называться российским, запрещается.

«В основном новое правило отражается на сроках появления товара, поскольку пересертификация занимает время. Из-за этого иногда некоторые позиции могут пропадать с полок, поскольку у нас 90% – импортные напитки. Пока крупные импортеры заверяют, что стоимость на фоне изменений не возрастет. На данный момент глобальных скачков цен на алкогольные напитки до конца 2021 года не прогнозируется», – предположила Наталья Мартюшева.

Сколько стоит?

По данным Пермьстата, средняя цена литра водки в июне составляла 548 руб., крепленого вина – 436 руб., столового – 356,9 руб., отечественного коньяка – 1146,6 руб., игристого отечественного вина – 325 руб., пива отечественного – 112 руб., импортного – 257 руб.

По сравнению с допандемийным июнем 2019 года рост цены на водку составил 4,2%, на крепленое вино – 22%, на столовое вино – 12,6%, на коньяк – 8,7%, пиво отечественное – 1,8%, импортное – 4,5%, а игристое отечественное подешевело на 7,6%.

По итогам 2020 года объем розничной продажи алкогольных напитков и пива в Пермском крае составил 42 млрд рублей. Жители Прикамья купили 55,6 млн литров спиртного. Это больше на 200 тыс. литров, чем в 2019 году. Тогда объем реализованного алкоголя составил 54,9 млн литров. В денежном эквиваленте это 41 млрд рублей. В прошлом году больше половины объема проданного в магазинах алкоголя пришлось на крепкие напитки и вино; 44,8% – на пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху. Еще 600 тыс. литров было реализовано в кафе и ресторанах.
Поделиться:
Все новости компаний