В поисках рецептов. Власти Перми готовятся к изменению тарифного меню для городского транспорта

В поисках рецептов. Власти Перми готовятся к изменению тарифного меню для городского транспорта
За год популярность проездных на большое количество поездок и безлимитных тарифов сильно сократилось. Руководство транспортной отрасли признает: нужны корректировки.
Автор:

Статистика пополнений проездных билетов в Перми свидетельствует, что популярность тарифов, предполагающих активное использование общественного транспорта, существенно снизилась. По данным, предоставленным Business Class городской администрацией, в марте 2021 года пополнено на 63% меньше безлимитных льготных проездных для учащихся, чем годом ранее. При этом востребованность школьных и студенческих билетов на минимальное число поездок (30 в месяц) осталась на том же уровне.

Аналогичная ситуация с льготными проездными для пенсионеров. Тарифами на 60 и 90 поездок стали пользоваться вдвое меньше, а вот билетов на 30 поездок в марте 2021 года оплатили на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это единственный пункт тарифного меню, популярность которого выросла.

Востребованность общегражданских проездных снизилась еще сильнее, чем льготных. Это коснулось и самого «минималистичного» тарифа – на 60 поездок в месяц. Количество пополнений стало меньше в четыре раза. Больше всего упала популярность безлимитного проездного на год. В марте 2020-го их приобрели 42 человека, год спустя этим тарифом воспользовались лишь девять пассажиров.

«Существует необходимость корректировки тарифного меню, поскольку безлимитные проездные и проездные с большим количеством поездок практически перестали быть востребованными у пермяков. Чтобы пассажирам было удобно пользоваться тарифными планами, количество поездок, заложенное в стоимости проездных, должно соответствовать реальной потребности», – рассказали Business Class в департаменте транспорта администрации Перми.

Тарифное меню в Перми начало действовать с 1 февраля 2020 года. Оно сформировано исходя из принципа «больше ездишь – меньше платишь за одну поездку». В каждый тарифный план заложена определенная скидка. Так, было заявлено, что при использовании безлимитных проездных она составит 25-40%. Чисто математически самым выгодным представлялся билет на год. По расчетам администрации при его покупке одна поездка обойдется в 15 рублей вместо 26. Стоит такой проездной 18907 рублей, соответственно, чтобы заплатить за одну поездку 15 рублей, нужно пользоваться общественным транспортом 105 раз в месяц (более трех поездок каждый день). Такой же уровень активности был заложен и в другие безлимитные планы.

Число пополнений проездных документов в Перми.

тариф мар.20 мар.21 изменение
Льготный проездной для школьников и студентов на 30 поездок 6 371 6 278 -1%
Льготный проездной для школьников и студентов на 60 поездок 16 304 5 848 -64%
Льготный проездной для школьников и студентов безлимитный 3 210 1 187 -63%
Льготный проездной для пенсионеров на 30 поездок 6 039 8 062 33%
Льготный проездной для пенсионеров на 60 поездок 9 987 4 864 -51%
Льготный проездной для пенсионеров на 90 поездок 1 619 539 -67%
Гражданский проездной на 60 поездок 437 103 -76%
Гражданский проездной безлимитный на месяц 385 172 -55%
Гражданский проездной безлимитный на квартал 13 6 -54%
Гражданский проездной безлимитный на год 42 9 -79%

Источник: департамент транспорта администрации Перми.


Пандемия эту активность серьезно уменьшила. «Популярность общественного транспорта в Перми за прошедший год снизилась на 35-40%. В контексте такого существенного снижения общего пассажиропотока падение числа предоплаченных поездок ожидаемо», – считает Михаил Якимов, доктор технических наук, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта.

«Тарифное меню должно быть разнообразным, чтобы соответствовать потребностям разных групп населения и иметь четкую, понятную структуру. Пассажир выбирает тот вариант, который соответствует активности пользования общественным транспортом и минимизирует его затраты. На бюджет при этом ложится определенная нагрузка. При обслуживании маршрутов по брутто-контрактам введение как льготных, так и общегражданских проездных создает выпадающие доходы», – рассуждает Михаил Якимов.

С другой стороны, развитие тарифов с предоплатой упрощает администрирование доходов. «Конечно, у властей нет задачи сделать так, чтобы все пермяки покупали долгосрочные проездные билеты. «Но чем больше людей будут ими пользоваться, тем проще организовать контроль за оплатой проезда и снизить связанные с этим издержки», – считает эксперт.

По мнению депутата Пермской городской думы Владимира Молоковских, при формировании действующего сейчас тарифного меню недоставало комплексного подхода. «Депутаты участвовали в его подготовке, и мы постоянно обращали внимание на экономику отрасли. Людмила Анатольевна Гаджиева (на тот момент курировала сферу транспорта в мэрии Перми) настаивала на обсуждении финансов отдельно от «социальной» части. В итоге мы имеем то, что имеем: набор скидок, сделанный крупными мазками», – вспомнил предысторию собеседник.

«Нам следует понять, какой уровень пассажиропотока устоялся в результате пандемии, и оценить экономику отрасли по итогам «промышленной эксплуатации» новой транспортной модели (масштабное ее внедрение произошло летом 2020 года, этому предшествовал пилотный проект – прим. ред.). Тогда можно будет говорить о корректировке тарифного меню, чтобы оно пользовалось спросом. Это вопрос, который требует глубокого анализа и взвешенного подхода. На мой взгляд, нужно определить категории пассажиров, которые нуждаются в поддержке, и сосредоточиться на них», – полагает г-н Молоковских.

На данный момент департамент транспорта занимается как раз анализом, рассматривая возможные направления развития тарифного меню. В мэрии отметили, что вопрос будет обсуждаться с депутатами, так как именно гордума утверждает правила формирования и окончательный вид тарифного меню. Кроме того, в департаменте транспорта постараются максимально учесть те предложения об изменениях, которые поступают от жителей.

На повышение не идут.

В 2020 году тарифное меню введено одновременно с повышением базовой стоимости поездки с 20 до 26 рублей (при безналичной оплате – 24 рубля). Тогда же от депутатского корпуса поступило предложение рассмотреть возможность введения дополнительных льгот: бесплатного проезда для школьников младших классов, а также для пенсионеров – в выходные и праздничные дни; скидки по оплате проезда – членам многодетных и малообеспеченных семей. Решение по этому вопросу до сих пор не принято.

Изначально администрация Перми предлагала увеличить тариф с 20 до 28 рублей (по безналу – 26), но в ходе дискуссии с депутатами стоимость была снижена. Людмила Гаджиева, на тот момент заместитель главы города, выступила за то, чтобы впредь повышение тарифа было постепенным, а не резким. Но увеличивать стоимость проезда условно «на рубль в год» в Перми традиционно не получается. Так, в нынешнем, выборном, году повышать тариф не планируется. Об этом было заявлено во время обсуждения стратегии развития городской среды в формате круглого стола. «Понятно, что транспортную отрасль мы продолжим дотировать, потому что не можем сделать стоимость билета сразу 36 или даже 30 рублей и переложить нагрузку на граждан», – заметил председатель Пермской городской думы Дмитрий Малютин, рассуждая об экономике транспортной отрасли, где по итогам 2020 года кассовый разрыв составил 2 млрд рублей. «В случае резкого повышения тарифа отрасль перестала бы быть убыточной. Но наше взвешенное решение, неоднократно обсужденное с депутатским корпусом, таково: мы не готовы повышать тариф на проезд», – подтвердил глава Перми Алексей Дёмкин.

Все новости компаний