Пермские корни. Интервью с директором филиала «Автомиг» Игорем Сасуновым

Пермские корни. Интервью с директором филиала «Автомиг» Игорем Сасуновым
Игорь Сасунов, директор, акционер пермского филиала ООО «Автомиг», обслуживающего городские маршруты, рассказал об истории создания предприятия, инвестициях в обновление автобусов и конкуренции на рынке.

Игорь Анатольевич, последние новости транспортной отрасли Перми связаны с УФАС. После получения предписания ведомства городская администрация внесла изменения в условия конкурсов на обслуживание маршрутов. На ваш взгляд, как они повлияют на расстановку сил?

– Полагаю, главной целью перевозчиков, подавших жалобы в УФАС, было даже не изменение конкурсной документации, а насколько это возможно – отсрочка самих процедур. Корректировки, как мне кажется, не окажут существенного влияния на ход конкурсов и их итоги. Интересно, что еще в начале года пермские перевозчики сами настаивали на том, что при выставлении маршрутов на торги нужно учитывать наличие у перевозчиков материально-технической базы и опыта. Они рассчитывали, что в случае прихода на рынок новых игроков это будет недавно зарегистрированное ООО, только что получившее лицензию на перевозки. Вышло совсем не так. Взять нашу компанию – она основана в 1996 году, имеет внушительный, скажем так, послужной список.

Пермские корни. Интервью с директором филиала «Автомиг» Игорем Сасуновым

Считаете, действующие пермские перевозчики недооценили возможных конкурентов?

– Весной, до результатов первых аукционов, абсолютное большинство действующих пермских перевозчиков были уверены, что никакие новые игроки не заявятся. Позиция многих действующих перевозчиков – «мы на своих старых автобусах еще поработаем, выжмем из них все, что можно». На это рассчитывали.

В итоге на рынок пришли две новые компании. В весенних аукционах, в борьбе за маршруты, в которых «Автомиг» был заинтересован, приняли участие и другие перевозчики. Для примера – в ходе конкурентной борьбы за маршрут №53 наша компания уступила перевозчику Александру Стерлягову.

Не надо забывать и то, что в отличие от действующих перевозчиков на момент проведения аукционов я запускал работу предприятия с абсолютно чистого листа. Те перевозчики, у кого были люди, действующая производственная база, находились в более выгодном положении. Часто приходится слышать «все подстроено под иногородних», но если бы это действительно было так, на маршруте №53 сейчас работал бы «Автомиг».

После объявления результатов конкурсных процедур в течение месяца нам надо было практически с нуля организовать работу предприятия со штатом 500 человек. Непростая задача! Многие коллеги по цеху не скрывали, что ждут, когда «большой московский шкаф поскользнется и громко упадет». Несмотря на это, я считаю, мы полностью справились с задачей, за что очень благодарен своей команде. Но при этом вызывает недоумение, что нас все еще называют иногородним перевозчиком…

Почему?

– Не секрет, что я отнюдь не новичок на пермском рынке перевозок. В 2015 году, когда маршруты распределялись не на таких прозрачных конкурсах, как сейчас, меня просто выдавили из отрасли. Бороться в судах смысла не видел и в ходе диверсификации своего бизнеса я избавился от транспортных активов, но желание вернуться в пассажирские перевозки не пропало. Возможность для этого дала транспортная реформа. Когда стало известно о грядущих переменах, я начал искать инвестора, который вложил бы средства в обновление подвижного состава. Несколько раз защищал свой бизнес-план, доказывал состоятельность стратегии, рентабельность инвестиций. В результате этой непростой работы были достигнуты договоренности и принято решение о развертывании предприятия на территории Перми. Так что, по большому счету, «иногородние» только инвестиции, которые компания вкладывает в развитие транспортной отрасли города. Наше предприятие зарегистрировано в Кировском районе, все автобусы стоят на регистрационном учете в Перми, весь персонал – жители Перми и края. Сейчас у нас работают уже более 600 человек.

Пермские корни. Интервью с директором филиала «Автомиг» Игорем Сасуновым

Сколько новых автобусов вывел «Автомиг» летом на маршруты города? Каков объем инвестиций в обновление подвижного состава?

– На линию вышли 135 автобусов, из них 105 – «МАЗ-206» и 30 газовых «Лотосов». Инвестиции компании в транспортную инфраструктуру города на текущий момент составили 1,5 млрд рублей. До нового года готовы вложить еще значительную сумму, немногим уступающую первой.

Условия первых аукционов предполагали переходный период – с 1 июня можно начать работать на более старых автобусах и заменить их на новые только к следующему году. Сейчас требование жесткое – с первого дня работы нужна техника не старше 11 месяцев. Будет сложнее?

– Администрация выдвинула такое требование, значит, будем исполнять. Я думаю, это правильно. Посмотрите, по Перми катаются старые автобусы со строчкой «Будет заменен к 2021 году». Их немного, но есть. Если честно, меня как жителя города эта надпись уже начала раздражать.

Как вы оцениваете новую маршрутную сеть? Горожане часто критикуют эти изменения.

– Маршрутная сеть, на мой взгляд, требует точечных изменений, которые необходимо прорабатывать совместно. Может быть, где-то загружены автобусы – их число стоит увеличить, у кого-то появилась необходимость сделать пересадку. Но транспортную доступность жителям любой точки города администрация полностью обеспечила. А теперь представим, что транспортную реформу не провели. Перевозчики продолжают работать по старым правилам, когда выручку они оставляют себе, а из бюджета получают субсидии. В таком случае компания может отказаться работать на маршруте. Вспомните, в конце прошлого года «Мега-Групп» заявила, что не будет работать из-за убытков. Это катастрофа! Найти сразу больше ста автобусов для Кировского района – нереально. Что случилось бы, будь такое возможно сейчас, когда пассажиропоток в Перми самый низкий за всю историю? По моим скромным подсчетам, около 20% города осталось бы без транспортного обеспечения. Реформа помогла этого избежать, хотя не буду отрицать – она далека от идеальной.

При старой модели риски снижения пассажиропотока лежали на перевозчиках, и результатом мог стать их отказ от работы. Теперь риски несет бюджет, и в нем миллиардная дыра

– Если цитировать депутатов, отрасль терпит убытки из-за неправильно проведенной реформы. Я бы трактовал это по-другому – не «убытки бюджета», а «расходы на обеспечение равной транспортной доступности для населения». У нас на некоторых маршрутах падение пассажиропотока – до 40%. Но по условиям сегодняшних контрактов я обязан выполнять все рейсы и соблюдать расписание независимо от того, сколько людей ездит.

В период пандемии у перевозчиков появились дополнительные обязанности. Как это отразилось на работе?

– В ночное время все автобусы проходят полную дезинфекцию. Плюс кондукторы обрабатывают салон после каждого рейса. Они также следят за тем, чтобы все пассажиры носили маски. Эта профессия всегда была трудной, сейчас и вовсе стала, может быть, самой неблагодарной из всех. Хотелось бы, чтобы пассажиры уважительно относились к кондукторам. Если говорить о предприятии в целом, конечно, «антикоронавирусные» мероприятия – это дополнительные расходы. Но я считаю, все меры безопасности абсолютно оправданы.

Не пропустите:Экономию при отказе от кондукторов в Перми оценили в 500 млн рублей17 ноября 2020, 07:15

Фото автобусов: ООО «Автомиг-Пермь»/ «ВКонтакте».

Все новости компаний