Трудный возраст. В Перми обсуждают требования к автобусам на новых аукционах

Трудный возраст. В Перми обсуждают требования к автобусам на новых аукционах
Убытки транспортной отрасли подталкивают городскую администрацию к смягчению, хотя бы временному, требований к подвижному составу. В пользу повышения конкуренции на встрече с предпринимателями высказался глава Прикамья Дмитрий Махонин.
Автор:

Администрация Перми вынесла на обсуждение два пункта, касающиеся новых аукционов на обслуживание маршрутов. Разыграть предстоит порядка трети рынка – те направления, по которым ранее не удалось подписать контракты на три года из-за отсутствия заявок. Они были распределены на полгода – до 1 декабря. Теперь эти маршруты рассматриваются для заключения пятилетних соглашений. Ранее городские власти заявили о намерении потребовать от перевозчиков абсолютно новые автобусы (не старше года).

Это условие даже жестче, чем в первой партии долгосрочных контрактов, и теперь оно может быть пересмотрено. «По действующим договорам на старте допускается работа на пятилетних автобусах. И для новых также предлагаем обсудить «возрастной» диапазон от одного года до пяти лет», – рассказал начальник департамента транспорта городской администрации Анатолий Путин на заседании депутатской комиссии.

Вторая «развилка» также касается прошлого опыта: в мэрии рассматривают возможность вновь разделить маршруты на группы. Часть разыграть на пять лет с жесткими требованиями, остальные – на более мягких условиях. Ко вторым предлагается отнести направления, по которым есть предложения по уменьшению объема заказанной транспортной работы и сокращению дублирования. И то и другое – варианты снижения убытков отрасли, которые по итогам года составят, согласно прогнозу администрации, 1,9 млрд рублей. Большая часть (1,1 млрд рублей) уже данность – таков результат за прошедшие восемь месяцев.

К этой «дыре» в городском бюджете апеллировал перевозчик Александр Стерлягов, отметив, что в отсутствие полных и точных данных о пассажиропотоке заключать долгосрочные контракты затратно. Он также поинтересовался, в чем состоит необходимость возрастного ценза «до одного года» – пусть даже и для части маршрутов. Анатолий Путин ответил, что требование было продиктовано желанием дать жителям более качественную технику.

Вице-президента Пермской торгово-промышленной палаты (ПТПП) Елену Гилязову аргумент не убедил.

«Пассажир не заметит разницы между одно-, двух- и трехлетним автобусом. При единовременной замене всего подвижного состава транспорт также будет и стареть одновременно, а это нерациональный подход. Через два года все новые автобусы станут трехлетними. Изменятся ли в это время интересы жителей, о которых говорят в департаменте?» – рассуждает она.

Г-жа Гилязова рассказала, что на форуме «Дни пермского бизнеса» от имени ТПП главе Пермского края Дмитрию Махонину был задан вопрос о конкуренции в сфере пассажирских перевозок. «Дмитрий Николаевич считает, что на рынке не нужно допускать монополизации выше 15%», – передала она позицию руководителя региона. «Если разыграть маршруты на пять лет с требованием «до года», основной объем работ получат те же перевозчики, которые уже сейчас имеют значительные доли на рынке», – уверена она.

Депутат Владимир Молоковских конкретизировал опасения. «Я знаю двух перевозчиков, которые на момент проведения торгов будут обладать автобусами младше года. Это «Пермгорэлектротранс» и «РТ Лайн», который обошел ПГЭТ и получил федеральные субсидии на обновление подвижного состава. Под них это все делается?» – прямо спросил он.

Коллеге ответил председатель депутатской комиссии по контролю за транспортной реформой Александр Филиппов. По его словам, вся техника, имеющаяся у этих предприятий в данный момент, задействована в исполнении контрактов, что подтвердил и Анатолий Путин. Впрочем, это не значит, что указанные перевозчики не могут расширить парк.

Изначально предполагалось, что для работы по контрактам, которые планируется выставить на торги, необходимо будет 240 автобусов. С учетом предложений по сокращению объема транспортной работы с 1 декабря число снизилось до 210 единиц. Сейчас, по информации департамента транспорта, у пермских перевозчиков насчитывается около 70 автобусов в возрасте один-два года, не занятых на маршрутах. Очевидно, остальные 140-170 кому-то да придется купить, если требования к технике будут жесткими.

Владимир Молоковских напомнил, что помимо уменьшения объема транспортной работы мэрия предлагает для снижения расходов на некоторых маршрутах понизить класс автобусов (вместо больших – средние, вместо средних – малые). Депутат поинтересовался, как к этому относятся перевозчики, с которыми уже заключены контракты, ведь это означает снижение оплаты. «Они-то свою экономику просчитывают», – заметил он. Как пояснил Анатолий Путин, в одностороннем порядке администрация не вправе изменить класс транспортных средств – только по обоюдному согласию, поэтому с перевозчиками будут искать точки соприкосновения и идти на «взаимные компромиссы».

Депутат Павел Фадеев заметил, что среди прочих поставить средние автобусы вместо больших предлагается на маршруте №80 ««ДДК им. Кирова – улица Милиционера Власова». «Это асоциальное решение, будет давка в салоне», – считает он. Г-н Фадеев подчеркнул, что необходимо донести информацию о предложениях по сокращению маршрутов и изменению класса автобусов до депутатов тех округов, жителей которых они касаются. По словам Анатолия Путина, эта работа проводится, депутатам направлены презентации вариантов сокращения расходов транспортной отрасли. Предложения по увеличению доходной части будут сформированы до конца месяца.

Между тем, требования к подвижному составу – тоже рычаг, с помощью которого можно сэкономить. Речь идет не только о том, что при увеличении допустимого возраста автобуса снизится стоимость авточаса – а значит, и транспортной работы, но и о действии конкуренции. Наглядный пример привел Александр Стерлягов.

«Я один из немногих пермских перевозчиков, которые смогли получить пятилетние контракты. В моем случае начальная цена в ходе торгов снизилась более чем на 100 млн рублей – с 967 млн рублей до 847 млн. Факт еще раз доказывает, что при достаточно высокой конкуренции заказчик получает ощутимую экономию. Этого не случится, если входной порог на аукционах будет чрезмерно высоким», – подчеркнул он.

Александр Филиппов выразил сомнения в том, что время сейчас позволяет «непримиримо стоять на позиции отличников», требуя непременно только однолетние автобусы. Он акцентировал внимание на том, что параметры обслуживания маршрутов, которые еще не распределены на долгий срок, дают одну из немногих оставшихся возможностей сбалансировать экономику транспортной отрасли.

Следующая ключевая точка в обсуждении – 1 октября. По словам Анатолия Путина, если к этому дню администрация и депутаты не придут к согласию относительно предложений по сокращению маршрутов, объемам транспортной работы и требованиям к подвижному составу, направления, по которым договоры заканчиваются 1 декабря, будут разыграны на короткий срок – полгода-год.

Поделиться:
Все новости компаний