Политика
  1. Политика
 25 августа 2020, 08:00   29504

​Новая экономическая политика Прикамья: кооперация, инфраструктура и инвестиции

​Новая экономическая политика Прикамья: кооперация, инфраструктура и инвестиции
У пермяков должна быть твердая уверенность, что принятые нами решения открывают новые возможности для экономического прорыва.

Сегодня Прикамье реализует новую экономическую политику. Суть этой политики укладывается в три базовых приоритета – кооперация, инвестиции и инфраструктура. Если искать исторические аналогии, то по развитию промышленного и экономического потенциала текущее время для Прикамья сравнимо с лучшими годами развития Советского Союза.

Пандемия и связанный с ней экономический кризис на несколько месяцев притормозили, но не остановили наше последовательное движение вперед. Поэтому мы не отказываемся от перспектив, которые открываются для региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Даже сегодня, несмотря на общемировой кризис, строительная отрасль выросла на 11%, сельское хозяйство - на 3%, текстильная промышленность – на 50%. Регион гордится тем, что занимает третье место в стране по отгрузке продукции по железной дороге. При этом надо честно признать: часть стратегических отраслей, а также мелкий и средний бизнес испытали серьезный шок. Поэтому мы помогали и будем помогать этим отраслям экономики. Об этом ниже скажем отдельно.

В масштабах страны Прикамье - перспективный и бурно развивающийся регион. Напомню. На прошлой неделе Президент Владимир Путин подчеркнул, что Пермский край по своему промышленному потенциалу занимает 16-е место в стране. И сегодня в нем реализуются более 80 больших проектов с общим инвестиционным портфелем 1,5 триллиона рублей. Иными словами, фундамент для роста у нас заложен. Уже сегодня реализуются или готовы к реализации проекты, которые станут драйверами для всей экономики Прикамья. Поэтому мы с уверенностью смотрим в будущее и исходим из перспективы планирования на 8-10 лет.

Развивая экономику, нельзя забывать о тех, для кого все делается. Нельзя забывать о людях. В этой связи наша главная задача – обеспечить пермяков работой и постоянно создавать новые, современные и высокооплачиваемые рабочие места. Это краеугольный камень работы власти. Известное выражение «кадры решают всё» сегодня как никогда актуально. Прикамью-2020 остро необходимы новые специалисты, новые рабочие руки, новые компетенции.

Понимая актуальное состояние экономики региона, мы упаковали ключевые направления нашей работы в три блока.

Во-первых, мы должны сформировать условия для развития малого и среднего бизнеса.

Во-вторых, сделать ставку на развитие промышленной кооперации и гарантированное обеспечение предприятий заказами.

В-третьих, активно привлекать новые инвестиции и создавать условия для поддержки действующих инвестпроектов.

Поддержка малого и среднего бизнеса

Замедление темпов экономического роста из-за коронавируса в первую очередь ощутил на себе малый и средний бизнес (МСБ). У малого бизнеса, как правило, нет таких запасов прочности, как у промышленных гигантов. Однако именно МСБ – одна из важнейших составляющих современной экономики. Именно малый и средний бизнес создает необходимую среду для больших проектов.

В этой связи нам необходимо предпринять всё возможное, чтобы смягчить последствия негативных экономических тенденций для этого сектора экономики и по максимуму со-хранить рабочие места и доходы людей. Президент Владимир Путин отметил, что в Пермском крае уровень безработицы «чуть-чуть выше, чем в среднем по стране». И мы обязаны решить эту проблему. Также среди задач – оказать государственную поддержку отраслям, наиболее пострадавшим от режима самоизоляции, снизить административные барьеры для предпринимателей и минимизировать число проверок со стороны надзорных органов. Ещё одно важное направление нашей работы на перспективу - активное внедрение механизмов государственно-частного партнерства. ГЧП позволит региону сэкономить бюджетные деньги, чтобы перенаправить их на социальные нужды. В этом же ключе ведем работу по снижению издержек малого и среднего бизнеса при оплате услуг естественных монополий.

Надо признать: из-за вынужденного режима самоизоляции работа бизнеса была парализована. В итоге упали как доходы самих предпринимателей, так и их сотрудников. Это потребовало от нас принятия неотложных мер. И поэтому мы одними из первых в стране, уже в конце марта, приняли первый пакет мер поддержки для МСБ. До конца июня, после диалога с предпринимателями и по ходу развития экономической ситуации, было принято ещё два пакета мер поддержки бизнеса и экономики. На них в бюджете региона предусмотрено более 1,1 млрд рублей. И это плюс к федеральной помощи. По итогам предпринятых мер, на территории Пермского края своевременную поддержку смогли получить субъекты малого и среднего предпринимательства из более чем 35 сфер деятельности.

Мы до предела, насколько это было возможно, постарались снизить налоговую нагрузку. Установили минимально возможные ставки по упрощенной системе налогообложения. Мы зафиксировали стоимость патента в 1 рубль на весь год для индивидуальных предпринимателей. Перенесли на конец года сроки уплаты имущественных налогов за I и II кварталs для организаций и налога по упрощенной системе налогообложения для предпринимателей и организаций.

Кроме того, мы предусмотрели субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, а также субсидии для экспортно-ориентированных субъектов предпринимательства. Также были разработаны новые линейки микрозаймов с привлека-тельными для бизнеса льготными условиями. Это пакет «Антикризисный» по ставке 3% годовых на срок до 3 лет (для вложений во внеоборотные активы, пополнения оборотных средств и рефинансирования задолженности), а также пакет «Зарплатный» по ставке 1,5% годовых на срок до 1 года (на выплату зарплаты и поддержание занятости).

Отдельное направление – поддержка собственников торговой недвижимости и арендаторов, занимающих площади в таких помещениях. Во-первых, владельцы помещений, которые снизят плату арендаторам из пострадавших отраслей, могут рассчитывать на льготу по налогу на имущество. Во-вторых, для собственников торгово-офисной недвижимости введены минимальные ставки по УСН.

Эти меры поддержки охватили порядка 190 тыс. человек, занятых в пострадавших отраслях, что составляет более 40% занятых в МСП и около 15% от всего экономически активного населения Пермского края.

Теперь про снижение административных барьеров. Этой задачей мы активно занимаемся в рамках деятельности Совета по предпринимательству и развитию инвестиционного климата. Так, до конца 2021 года планируется полностью перейти на риск-ориентированный подход по всем региональным видам контроля (надзора). Проверок будет меньше, акцент при этом сместится на профилактику рисков. Также ведём работу по снижению административного давления на бизнес. Убеждён, что штрафы – крайняя мера, а объём документов, которые часто запрашивают для проверок, может если не парализовать, то заметно осложнить ведение бизнеса. Бизнес должен работать свободно.

Несмотря на то, что доходы краевого бюджета из-за кризиса сокращаются, мы должны выполнить все взятые на себя обязательства по строительству инфраструктуры в сфере здравоохранения, спорта, транспорта и т. д. Чтобы высвободить для этого средства в бюджете, мы планируем использовать механизмы государственно-частного партнерства и концессии. Привлечение частных инвестиций позволит сократить участие бюджета и перераспределить средства на реализацию приоритетных социальных проектов. В частности, сегодня сформирован портфель проектов в таких сферах, как медицина, спорт, инфраструктура на общую сумму более 30 млрд руб.

Нам нужно создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в регион. Особое внимание уделяется всесторонней поддержке и сопровождению предпринимателей в вопросах ведения бизнеса, а также возможности прямой связи инвестора с руководством региона.

В крае успешно действует система поддержки проектов, которым присвоен статус «приоритетный». Сегодня их 33. Совокупный объём инвестиций по ним составляет 421 млрд руб., из которых 225 млрд руб. уже вложено. Как правило, это крупные и важные для экономики региона проекты, которым мы оказываем административное сопровождение и предоставляем землю в льготную аренду.

Но на этом работа не останавливается. Мы разработали и внесли в Законодательное собрание законопроект «Об инвестиционном налоговом вычете в Пермском крае». Он предусматривает механизм, позволяющий уменьшать налог на прибыль на сумму инвестиций в создание или приобретение основных средств (машин, оборудования и некапитальных построек). Иными словами, мы даем льготы в обмен на инвестиции в регион. Эта мера поддержки ориентирована на новые «приоритетные инвестиционные проекты», в результате которых увеличивается выпуск продукции или качественно улучшаются её характеристики. Размер минимального налога к уплате в региональный бюджет для таких предприятий будет варьироваться в зависимости от масштаба проекта, а размер инвестиционного вычета для всех типов инвестпроектов может составлять до 50% расходов. Срок действия такого механизма рассчитан до конца 2027 года.

Ещё одна мера для стимулирования инвестиций – введение пониженной ставки налога на прибыль в размере 10% для региональных инвестиционных проектов. Эта мера будет направлена на стимулирование создания на территории Пермского края производств товаров «с нуля» и будет действовать до 2028 года.

Упомянутые выше подходы рассчитаны на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Однако нам необходим прочный фундамент для долгосрочного развития экономики региона. И наиболее эффективным инструментом нам видится создание в Пермском крае особой экономической зоны.

Уже ведется подготовка заявки для присвоения соответствующего статуса. Локация для размещения ОЭЗ должна соответствовать нескольким условиям: хорошая транспортная доступность и близость к городу Перми, хороший уровень развития инфраструктуры, наличие рядом крупных промышленных производств. Мы осмотрели несколько площадок, сравнили их и выбрали площадку в промзоне «Осенцы». Её площадь составляет по-рядка 200 га, и она расположена в непосредственно близости от производства «Сибур-Химпром». Институт ОЭЗ позволит создать наиболее конкурентоспособные условия для ведения бизнеса – минимальная ставка по налогу на прибыль, отсутствие имущественного и земельного налогообложения и высокая скорость вовлечения площадки в оборот. ОЭЗ позволит не только создавать новые рабочие места и увеличить налоговые поступления, но и обеспечит региону приход новых промышленных технологий.

В 2021 году мы подадим заявку, и созданная ОЭЗ станет одним из ключевых преимуществ Пермского края на ближайшие 49 лет.

Промышленная кооперация

Мы сформулировали несколько проблем в сфере промышленности, решение которых позволит вывести экономику Прикамья на качественно новый уровень. Во-первых, нам необходимо сделать всё, чтобы предприятия на территории региона работали в рамках кооперации. Не должно быть такого, что для реализации крупного проекта компания закупает производственные материалы в другом регионе. Строишь в Пермском крае – закупай материалы здесь же. Деньги должны оставаться внутри региона. Во-вторых, нам надо решить кадровый вопрос. Сейчас мы часто сталкиваемся с тем, что нашим предприятиям не хватает квалифицированных специалистов. У этого есть несколько причин: с одной стороны, образовательные программы устаревают и не поспевают за постоянно модернизируемым производством. С другой, лучшие специалисты уезжают в другие регионы, работа в которых представляется им более перспективной. Нам надо сломать эту тенденцию.

У нас запущены десятки инвестиционных проектов, которые потянут за собой вверх всю региональную экономику. Нам есть, чем гордиться. В первую очередь, тем, что Пермский край является лидером российского ракетостроения и гражданского двигателестроения, основу которого составляют предприятия «ОДК-Авиадвигатель», «ОДК-Пермские моторы» и «Протон». Ведь именно пермские ракетостроители получили право производить современный двигатель РД-191. Сейчас на территории региона реализуется самый масштабный проект в двигателестроительной отрасли России. Он подразумевает создание целой линии самолетных двигателей нового поколения – ПД-8, ПД-14 и ПД-35. Реализа-ция этого амбициозного проекта поставит Россию в топ-3 стран, имеющих самые мощные и технологически совершенные самолетные двигатели.

ПД-14 – это первый с 1980-х годов полностью российский турбовентиляторный двигатель для гражданской авиации, изначально разработанный в соответствии с международными нормами и требованиями. ПД-35 – проект российского перспективного двухконтурного турбовентиляторного двигателя сверхбольшой тяги. Предполагается, что двигатель будет установлен на перспективные широкофюзеляжные самолёты, в том числе дальнемагистральные. Президент России Владимир Путин недавно подтвердил, что ПД-35 – важнейший проект не только для Пермского края и моторостроительного кластера Перми, но и для моторостроительного кластера страны в целом.

Не меньше мы можем гордиться работой нашего промышленного лидера – ПАО «Метафракс». В настоящее время компания занимается созданием комплекса по производству аммиака-карбамида-меламина на основе продувочного газа производства метанола. Этот проект является стратегическим как для Пермского края, так и для России в целом в виду своей уникальности. Это один из самых дорогостоящих инвестпроектов в регионе, а «Метафракс» является единственной компанией в мире, которая за последние 20 лет на объединенной производственной площадке строит сразу три подобных химических установки. Общая стоимость проекта – 950 млн евро, срок сдачи в эксплуатацию – 2021 год. Отметим, этот проект даст дополнительно всем уровням бюджета 2 млрд рублей налоговых отчислений в год, а также позволит открыть 400 высококвалифицированных рабочих мест.

Ещё один прорывной для нашей экономики проект планирует ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». В планах нефтяников строительство комплекса каталитического крекинга (Комплекс FCC). Новый комплекс обеспечит выпуск дополнительных объёмов дизельного топлива. Ожидается, что будут созданы дополнительные рабочие места.

Ещё раз подчеркну, и это касается всех крупных компаний: все деньги в рамках ивестпроектов должны оставаться на территории края. Кто работает в Пермском крае – закупается здесь же, на наших предприятиях. Это и есть внутрирегиональная промышленная кооперация. Цель этой работы – дать предприятиям региона возможность развиваться и зарабатывать, помогая друг другу, и тем самым улучшая свои позиции на конкурентном рынке.

Для достижения этой цели в крае уже работает проект «Обеспечение заказами промышленных предприятий Пермского края». В нём крупнейшие предприятия региона выступа-ют одновременно в роли исполнителей заказов ключевых российских компаний и заказ-чиков для малого бизнеса, а МСБ – как подрядчики и разработчики уникальных технических решений.

Такая кооперация позволяет обеспечить сотрудников промышленных предприятий стабильным и непрерывно растущим заработком, увеличить объём выручки промышленных предприятий и улучшить результаты их деятельности, а также развивать производство и создавать новые рабочие места за счет роста спроса на пермскую продукцию со стороны заказчиков.

В проекте уже участвуют ряд крупнейших российских компаний, с которыми подписаны соглашения и дорожные карты об использовании пермской продукции. Среди них – ПАО «Газпром», ООО «Газпром нефть шельф», ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «Лукойл», ПАО «Метафракс», АО «Верхнекамская Калийная Компания», ПАО «ММК», ПАО «Горнозаводскцемент».

Например, ПАО «Газпром» уже на протяжении 25 лет обеспечивает сотрудников отрасли нефтегазового машиностроения Пермского края рабочими местами. Сегодня более 65 предприятий региона участвуют в промышленной кооперации с ПАО «Газпром», и эта кооперация используется и будет использоваться нами как мощный ресурс поддержки занятости на предприятиях региона.

За первое полугодие 2020 года достигнуты договоренности о развитии промышленной кооперации с такими крупными заказчиками, как ПАО «Транснефть», ПАО «Уралкалий», ОАО «РЖД», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей».

К примеру, ПАО «Уралкалий» ведёт реализацию сразу четырех специнвестконтрактов – одного регионального и трёх федеральных. Общий объем инвестиций по проектам составляет более 216 млрд руб., создаются 2509 новых рабочих мест. Кроме того, все проекты по созданию и освоению калийных рудников ставят Пермский край на лидирующие позиции по добыче калийной руды в России и мире.

Мы планируем, что к 2025 году число предприятий-участников региональной промышленной кооперации увеличится с 250 до 500. Кроме того, должен быть осуществлен выход участников региональной промышленной кооперации на поставку продукции для нефтегазового сектора стран СНГ. Согласно нашим планам, объем поставок пермской продукции крупнейшим предприятиям - заказчикам увеличится с 35,4 до 70,0 млрд руб.

Отметим, что в период до 2024 года у нас в планах реализация 78 крупных инвестиционных проектов с общим объёмом инвестиций свыше 1,6 трлн руб. и созданием 10 030 новых рабочих мест.

Да, планы у нас амбициозные. Но мало привлечь инвесторов. Наша задача сделать так, чтобы все наши промышленные предприятия были укомплектованы квалифицированными кадрами. Сегодня целый ряд предприятий готов передать профильным техникумам и колледжам самое передовое высокотехнологичное учебно-производственное оборудование, что существенно приблизит обучение к условиям реального производства. Уже сейчас колледжи и техникумы осуществляют подготовку рабочих кадров, востребованных для экономики региона. Ведущие вузы Прикамья и предприятия сотрудничают в рамках программ дуального образования, готовя кадры сразу под свои нужды. Мы должны усилить работу в этом направлении – сделать связку между вузами и предприятиями сильнее. Если мы не хотим потерять молодежь, то мы должны обеспечить трудоустройство наших ребят после получения профессионального образования. В этой связи обновляем материально-техническую базу средних специальных заведений, привлекаем туда лучших преподавателей, повышаем статус и авторитет рабочих профессий.

Инфраструктура

Развитие крупных промышленных предприятий – это не только новые рабочие места, но и социальная инфраструктура для жителей Прикамья. Когда компании заинтересованы в эффективной работе своих сотрудников, когда они соревнуются за их профессиональные навыки, они создают им хорошие условия не только для работы, но и для жизни. Например, «ЕвроХим» в рамках СПИК, помимо обязательств по развитию производства и обеспечения занятости для жителей Березников и Усолья, вложил уже больше миллиарда рублей в развитие социальной инфраструктуры. До 2025 года планируется построить два детских сада на 260 и 110 мест, школу на 620 мест, спортивный комплекс с пропускной способностью 70 человек в смену и трибунами на 200 человек, жилые дома общей площадью не менее 98 тыс. кв.м. и инженерные сети.

Мы уже сказали про двигатель ПД-35. Но мы понимаем, что новый двигатель требует нового производства по сборке. Потому что старые здания, построенные с 1930 года до 1970 год, морально и физически устарели. И президент Владимир Путин, подчеркнув важность проекта, пообещал оказать содействие в решении вопроса по модернизации комплекса.

В рамках этого проекта идёт создание технополиса «Новый Звездный». Это предусматривает развитие посёлка Новые Ляды, возведение здесь жилых комплексов, детских садов, ремонт местной школы, строительство дорог и инфраструктуры. Проект рассчитан до 2025 года. И Президент поддержал моё предложение по развитию кластера двигателе-строения на базе этого технополиса. Здесь можно создать специализированные центры по двигателестроению гражданской и военно-транспортной авиации.

Мы прекрасно понимаем, что инвесторы предпочитают работать в тех регионах, где есть хорошая инфраструктура. Дороги, жилье, социальные объекты, транспорт и так далее. Да, часть они готовы взять на себя. Но без поддержки государства их реализация в полной мере невозможна. Тем более, что тендеры на строительство и обслуживание этих объектов – тоже в какой-то мере является способом поддержки бизнеса.

На встрече с Владимиром Путиным мы получили поддержку в решении важнейшего для города вопроса: строительству третьего моста. Это принципиальная тема для развития города и для взаимосвязи правого и левого берега Камы. Понимаю, тема с мостом уже набила оскомину. Но теперь, когда мы заручились поддержкой Президента, отступать не имеем права. Третий мост будет.

Кроме того, мы разработали проект, который призван до 2023 года связать Пермь и её города-спутниками посредством электропоездов «Ласточка». Мы намерены сформировать так называемое «наземное метро». Его диаметр будет чуть меньше, чем у МЦД, порядка 40 км. И с 1 сентября мы запускаем электропоезд до Краснокамска. На первом этапе предполагается курсирование десяти поездов. На втором этапе мы планируем организовать современные посадочные платформы, а также продлить железнодорожные пути до автовокзала Краснокамска с создание полноценного транспортно-пересадочного узла.

На «Ласточке» также можно будет добраться и до центральной части Кировского района. На первом этапе обсуждается запуск десяти поездов по маршруту Закамск-Пермь-II. На втором этапе их количество вырастет до 17, и ещё семь поездов будет курсировать по маршруту Краснокамск-Пермь-I по правому берегу Камы.

Cреди других «железнодорожных проектов» – строительство Северного железнодорожного обхода, которое начнётся во втором полугодии 2021 года, а также организация Детской железной дороги. Также мы продолжим работу по организации ТПУ «Пермь-II». Проект предполагает создание уникального архитектурного объекта, который станет доминантой центральной части города. ОАО «РЖД» уже работает над проектом, предполагается, что заключение госэкспертизы будет готово в конце следующего года.

Авиасообщение. В 2020 году мы продолжили работу по субсидированию пассажирских перевозок из федерального и краевого бюджетов. За счёт субсидий сегодня функционируют 15 направлений, и из них 11 поддерживает бюджет региона. Продолжается работа по реконструкции перрона и рулёжных дорожек, что позволит принимать современные воздушные суда и увеличить пассажиропоток.

И тут мы переходим к другому важнейшему блоку, по которому оценивают работу властей и жители, и инвесторы – качество дорог. Любой самый современный автобус не переживёт передвижения по ямам и канавам, которые у нас называют дорогами. Убеждён, нельзя было передавать дороги в муниципальную собственность: в территориях нет денег на их содержание. И теперь со всей этой историей мы разбираемся на краевом уровне.

Дорожный фонд края – беспрецедентен по объёму. Свыше 20,4 млрд руб. На эти деньги мы построим и реконструируем 40,3км дорог, из которых 18,5 – местного значения. Среди ключевых проектов – вторая очередь «Восточного обхода», обход Чусового, реконструкция шоссе Космонавтов от Мулянки до аэропорта, «Березники – Соликамск», мост через р. Чусовая, ул. Революции в Перми. В 2020 году завершаются проектно-изыскательские работы по «Северному обходу», строительству автодороги «Кунья-Губаха». Идёт проектирование участка дороги ул. Крисанова от шоссе Космонавтов до Пушкина.

Наконец, нам важно совершить прорыв в части расселения ветхого и аварийного жилья. Многие годы работа шла не в том темпе, как хотелось бы. В 2020 году в рамках нацпроекта мы расселим почти 80 тыс. кв. м , и 4,4 тыс. человек смогут улучшить свои жилищные условия. За шесть лет мы должны ликвидировать 600 тыс. кв. м., переселив в новые и безопасные квартиры 37,5 тыс. жителей.

В заключение

Экономический кризис внёс существенные коррективы в наши планы. Но это не повод опускать руки. Напротив – мы должны сделать всё возможное не только для того, чтобы не потерять наработанное за последние годы, но и двигаться вперёд. Необходимо продолжать реализацию национальных проектов и привлекать в регион новых инвесторов. Мы должны обеспечить устойчивое и стабильное развитие экономики на ближайшие 8-10 лет. А это значит – сделать так, чтобы у промышленных предприятий были заказы, малый и средний бизнес чувствовал себя свободно, а у людей была работа и уверенность в завтрашнем дне.


Оплата данной публикации произведена из избирательного фонда Махонина Д.Н. – кандидата на должность губернатора Пермского края.

Поделиться:
Все новости компаний