Кому 20, кому 40. Администрация Перми и депутаты продолжили диалог о новом тарифном меню

Кому 20, кому 40.  Администрация Перми и депутаты продолжили диалог о новом тарифном меню
Власти констатировали, что без повышения стоимости проезда экономика тех маршрутов, которые вошли в пилотный проект, не складывается
Автор:

Состоялось очередное заседание рабочей группы по разработке тарифного меню. В этот раз на нем присутствовали представители не только администрации Перми и депутатского корпуса, но и контрольно-счетной палаты (КСП), торгово-промышленной палаты (ТПП) и перевозчиков.

Начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Анатолий Путин представил результаты пилотного проекта новой транспортной модели, в который вошли 11 автобусных маршрутов и электротранспорт. За период с 1 мая по 20 июля план по доходам выполнен в целом на 85%.

В разрезе отдельных маршрутов показатель сильно разнится: на автобусном направлении №11 собрали только 42,4% плановой выручки, а на маршруте №23 план перевыполнили в три раза. Всего автотранспорт заработал 67,9 млн рублей, а трамваи и троллейбусы (в мае некоторые маршруты еще функционировали – «bc») – 122 млн рублей. За транспортную работу на автобусах перевозчикам выплатили за май и июнь 102,3 млн рублей. Оплата услуг электротранспорта за два месяца составила 161,6 млн рублей.

Депутат Пермской городской думы Владимир Молоковских обратил внимание, что расходы в рамках пилотного проекта превышают доходы. «Практически ни один из маршрутов себя не окупил, – отметил он. – Да, более того, стоит честно сказать, что при действующей стоимости проезда этого и не случился, – согласился Анатолий Путин. – А при повышении тарифа они выйдут на окупаемость? – уточнил г-н Молоковских. – Не все, но выйдут», – ответила заместитель главы администрации Перми Людмила Гаджиева.

На прошлом заседании администрация представила проект тарифного меню. Было предложено установить стоимость разовой поездки при оплате по безналу 24 рубля и 28 рублей за наличный расчет. При этом управление экспертизы и аналитики аппарата Пермской гордумы, изучив данные администрации, посчитало, что на деле стоимость может оказаться меньше. «Исходя из логики, которую вы транслируете, мы пришли к выводу, что 24 рубля – справедливый тариф за наличный расчет, а при оплате по безналу проезд будет стоить 20 рублей», – рассказал начальник управления Денис Ушаков.

От лица общественников выступил председатель ТОС «Краснова» Антон Толмачев. Он отметил, что большинство пермяков волнует только то, сколько они будут платить за перемещение из одной точки в другую на общественном транспорте, а не то, как именно формируется тариф, и даже не цена разовой поездки. «Пусть тариф будет хоть 40 рублей, но при одном условии – наличии безлимитного проездного по адекватной цене. При обсуждении в ТОС и онлайн большинство пермяков сошлись во мнении, что справедливая стоимость – 2000 рублей. Сейчас в проекте указана стоимость безлимитного проездного 2448 рублей. Сделайте 1990 рублей», – предложил Антон Толмачев.

По его словам, предложенная цена «безлимита» для студентов и школьников (1584 рубля) «отрезает детей, живущих в таких микрорайонах, как Краснова, от благ цивилизации». «У нас нет танцевальных кружков, музыкальной школы и разнообразных спортивных секций», – аргументировал он. Вместе с тем, в качестве положительного момента общественник отметил сам факт появления безлимитных проездных для населения, которого не было в Перми много лет.

Вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Елена Гилязова выступила от лица предпринимательского сообщества. В условиях перехода к системе, при которой выручка от продажи билетов поступает в бюджет, перевозчиков волнует в первую очередь не тариф, а оплата транспортной работы. По предварительным расчетам администрации, цена автокилометра составила 95,6 рубля. «Если учесть все «хотелки», предъявляемые сейчас к транспорту, то в стоимости автокилометра только амортизация будет составлять около 30 рублей. Один из плюсов реформы в том, что она стимулирует бизнес платить «белую» зарплату. В результате в структуре норматива еще 46 рублей составит оплата труда. Только две статьи расходов «съедают» его львиную долю», – констатировала Елена Гилязова.

Не пропустите:Один из автобусных маршрутов в Орджоникидзевском районе временно прекратил работу01 августа 2019, 13:00

«Это может привести к тому, что добросовестный бизнес не сможет заявиться на аукционы. Чтобы не оказаться в такой ситуации, надо внимательно проанализировать свои «хотелки». Например, пермские власти настаивают на том, что все автобусы должны быть полностью низкопольными. Такого требования не предъявляют даже в Москве. Такая техника дороже, что должно привести к увеличению норматива, но нужно ли это в действительности?» – призвала задуматься г-жа Гилязова. Она подчеркнула, что при предложенном нормативе перевозчики будут не в состоянии обеспечить услугу высокого качества.

По информации Business Class, перевозчики представили администрации собственные расчеты, исходя из фактических затрат. В соответствии с ними стоимость автокилометра примерно в полтора раза больше, чем декларируется администрацией.

Депутат Владимир Молоковских отметил, что нужно проверить достоверность всех данных: «Пока мы глубоко не проанализируем экономику, не перешерстим каждую статью расходов, чтобы убедиться в их объективности и в том, что при других величинах и частные перевозчики, и муниципальный возить не смогут, принимать какие-либо решения преждевременно. Он добавил, что к тарифному меню тоже нужно подходить взвешенно, так как необдуманный подход может разбалансировать экономику отрасли. «Сегодня мы дадим проездной за 1990 рублей, а завтра получим дыру, которую нужно будет закрывать из бюджета. И тогда там станет меньше денег, чтобы финансировать кружки для детей», – обосновал свое мнение депутат.

Первый заместитель председателя Пермской городской думы Дмитрий Малютин подытожил: «Вопрос назрел давно, мы неоднократно говорили о необходимости улучшать качество общественного транспорта. Тему нужно обсуждать всесторонне. Очень правильно, что сегодня мы пригласили сюда экспертов, представителей бизнеса, общественников. Конечная цель – сохранить баланс интересов, а источников финансирования отрасли только два: плата, получаемая от пассажиров, и бюджет», – отметил г-н Малютин. Он согласился с доводами Елены Гилязовой о том, что каждое желание и требование имеют свою цену, поэтому нужно иметь четкое понимание того, какие опции действительно необходимы населению.

«Считаю, что в сегодняшней ситуации обсуждения на пленарном заседании преждевременны. Дискуссии показывают, что у депутатов еще много вопросов, которые остались без ответов», – заявил Дмитрий Малютин. Но в то же время он призвал коллег определиться: верить администрации или нет. «Если верить, то нужно проверять данные, в том числе с помощью экспертов, если нет – прекращать разговоры, сохранять действующий тариф и текущий уровень общественного транспорта. Не нужно лукавить: при переходе на новую модель затраты вырастут. Но данные должны быть объективными и отражать качество услуги», – подчеркнул он.

Один из вопросов, который пока не решен, – нормативно-правовая база реформы. На ее отсутствие обратила внимание КСП, а также высказался Александр Филиппов. Еще на прошлом заседании рабочей группы он указал, что администрация не представила аудиторское заключение на тариф: «В тех документах, которые получены сейчас, мы видим предложения отменить все связанные с этим процедуры и порядки, установленные городской думой. Но давайте тогда действовать последовательно – пусть администрация внесет проект решения об отмене этих актов, а потом продолжим рассмотрение вопроса о тарифе».

«Мне кажется, мы достаточно близко подошли к вопросу о «нормативке». Я считаю ее «упаковкой» для экономики, которая все-таки первична. Сначала нужно договориться о нормативах, тарифах и решить, какую часть расходов берет на себя бюджет, а какую пассажир. Поэтому предлагаю следующую встречу начать с обсуждения «укрупненной» экономики отрасли, определиться с источниками финансирования», – анонсировала Людмила Гаджиева.

Помимо продолжения дискуссии в рамках рабочей группы власти намерены обсудить вопрос на площадке ТПП, ОНФ, с лигой ТОС и представителями студенческого сообщества.

Все новости компаний