Готовы субсидировать. Переход на новую транспортную модель в крае планируется в 2020 году

Готовы субсидировать. Переход на новую транспортную модель в крае планируется в 2020 году
Власти намерены расширить маршрутную сеть, а перевозчики считают, что ее надо сокращать, ведь автобусы и так ходят пустыми. Правда, с заключением новых контрактов это станет проблемой не частников, а бюджета
Автор:

Как стало известно Business Class, губернатор Максим Решетников провел совещание на тему внедрения новой транспортной модели на краевом уровне. Переход планируется осуществить в 2020 году, сообщили «bc» в региональном министерстве транспорта.

По информации ведомства, предварительно одобрено решение о переводе межмуниципальных маршрутов в разряд работающих по регулируемым тарифам. Сейчас стоимость проезда на межмуниципальных направлениях устанавливают сами перевозчики, а в случае принятия изменений этим будет заниматься Пермский край.

Переход также означает проведение конкурсных процедур в рамках федерального закона о контрактной системе. Такие аукционы прошли в Перми по маршрутам пилотного проекта. Они предполагают, что заказчик платит за транспортную работу (километры пробега), а собранная выручка перечисляется в бюджет. Но прежде чем участвовать в конкурсных процедурах и получить работу на новых условиях, необходимо купить новые автобусы.

Опрошенные Business Class перевозчики сообщили, что с ними условия новых контрактов не обсуждались, поэтому о подготовке к аукционам речи на сегодняшний день не идет. Участники рынка испытывают трудности, поскольку в последние годы пассажиропоток на межмуниципальных маршрутах серьезно упал – в первую очередь из-за нелегалов. Это одна из основных проблем, на которую регулярно обращают внимание официалы.

«Мы готовимся… уйти с этого рынка», – саркастически ответил на вопрос «bc» директор ООО «Междугородние автобусные перевозки», председатель «Ассоциации перевозчиков Пермского края», Олег Сасунов. «Доходность бизнеса – отрицательная. К конкурсам мы подойдем в полубанкротном состоянии. Кто в такой ситуации даст кредит на приобретение техники?» – задается он риторическим вопросом.

При внедрении новой схемы перевозчики перестанут зависеть от того, сколько людей пользуются транспортом, но появляются другие опасения. «Хотим пытаться принять участие в аукционах, но окончательное решение можно будет принять только когда определятся стоимость контрактов, тарифы и маршрутная сеть, – говорит перевозчик Юрий Никитин. – Власти намерены увеличить количество рейсов и маршрутов, а я считаю, что надо, наоборот, сокращать их число, так как автобусы и без того ходят пустыми», – размышляет собеседник. Он согласен, что при новой модели низкий пассажиропоток будет проблемой бюджета, а не частников, но добавляет: «Деньги все равно надо считать. Чтобы не получилось так, что перевозчик купил новые автобусы, выиграл конкурс, а потом ему не смогут платить по контракту».

По мнению г-на Никитина, на основных направлениях нужно использовать большие автобусы, а до мелких населенных пунктов запустить технику малой вместимости. «Сейчас один и тот же автобус идет, например, из Перми до Кудымкара, а потом в Пожву. На мой взгляд, нужно разбить этот маршрут на два», – пояснил перевозчик. По его подсчетам, тариф на проезд не должен превышать 2 руб. за километр, чтобы официалы могли конкурировать по цене с «таксистами» и теми водителями, кто берет попутчиков.

Сейчас тариф на проезд на межмуниципальных автобусах в крае существенно различается – от 1,5 руб. до 3,7 руб. на разных направлениях. Одна из целей, которая поставлена перед разработчиками новой маршрутной сети, – выравнивание стоимости одного километра поездки.

Внедрение новой транспортной модели в крае обсудили в ходе выездного заседания комитета Законодательного собрания по развитию инфраструктуры, которое прошло в Добрянке. «Подход к работе отрасли меняется принципиально. Сейчас, когда возникают запросы от жителей об организации того или иного маршрута, перевозчики могут их игнорировать, если пассажиропоток низкий и работать невыгодно. Когда заказчиком услуги будет выступать государство, маршрутная сеть станет выстраиваться исходя из потребностей граждан», – рассказал Business Class председатель комитета Виктор Плюснин. По его словам, маршрутная сеть изменится несущественно, но к ней планируется добавить направления, которых сейчас нет – в том числе с учетом транспортной доступности медицинской помощи и социальных объектов.

При установлении тарифов на проезд будет учитываться платежеспособность населения, отметил г-н Плюснин. «Если это потребуется, станем выделять из бюджета субсидии для регулирования стоимости проезда», – сообщил депутат. По его словам, величина этих дотаций, а также затраты на оплату работы перевозчиков по новым контрактам пока до конца не определены. «Чтобы понять экономику, нужно знать пассажиропотоки, а мы никогда не имели стопроцентно точных данных о том, сколько людей перевозят частники», – заметил Виктор Плюснин.

Он добавил, что в ходе заседания обозначены и возможные риски, связанные с работой по контрактам. В частности, с ростом цены на ГСМ, скачки которой могут сделать перевозку по договору, заключенному на длительный срок, нерентабельной. На эту опасность обращают внимание и предприниматели. «По предварительной информации договоры планируется заключать на срок 5-7 лет. А индексация их стоимости закладывается мизерная – порядка 5% в год. При этом за время действия контракта топливо может значительно подорожать. Только за последний год его цена выросла примерно на 20%», – отмечал председатель Пермского автотранспортного союза Константин Владимиров.

Вместе с тем сообщалось, что предпринимателям для участия в конкурсных процедурах необходимо будет закупить газомоторные автобусы, топливо для которых стоит значительно дешевле. Однако здесь могут возникнуть сложности с инфраструктурой. «В крае недостаточно заправок для газовой техники. У нас есть только один такой автобус. Он ходит по маршруту Пермь – Ижевск», – рассказал Юрий Никитин.

Как писал Business Class, краевые власти обсуждали развитие АГНКС с представителями компанией «Газпром – газомоторное топливо», но конкретных планов в результате не появилось. Начальник управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин считает, что чиновникам необходимо взаимодействовать и с другими участниками рынка. «Почему-то принято считать, что только «Газпром» может строить эти объекты. На самом деле оборудование можно купить в свободном доступе и организовать газовую заправку. Не надо ждать подвижек со стороны «Газпрома», а мотивировать бизнес, владельцев частных заправок, которым может быть интересно развивать этот сегмент рынка», – полагает он.

Проект новой транспортной модели Пермского края сейчас дорабатывается с учетом вопросов, пожеланий и дополнений, полученных в ходе обсуждения. Маршрутную сеть, по информации минтранса, представили главам всех муниципалитетов Прикамья. В июле-августе планируется провести общественные слушания по вопросу организации маршрутной сети, – рассказали в ведомстве.

Еще один муниципальный перевозчик?

Сразу несколько источников в разговоре с Business Class упомянули, что власти якобы намерены создать в Перми муниципальное предприятие, которое займется пригородными и междугородними перевозками. При этом некоторые участники рынка считают эту информацию слухами. В министерстве транспорта Пермского края вопрос о планах по созданию муниципального перевозчика оставили без ответа. Депутат регионального Законодательного собрания Виктор Плюснин сообщил, что в ходе обсуждения новой транспортной модели с парламентариями этот вопрос не поднимался. «Но в принципе появление такого предприятия возможно», – полагает он.

Не пропустите:В Перми внедрение новой модели началось два месяца назад.Власти озвучили предварительные итоги пилотного проекта новой транспортной модели04 июля 2019, 07:00
Все новости компаний