Регионы
 05 мая 2019, 09:00   3232

И станет как в Перми. Власти готовятся к внедрению новой транспортной модели на уровне края

И станет как в Перми. Власти готовятся к внедрению новой транспортной модели на уровне края
При работе по новой схеме риски падения пассажиропотока лягут на бюджет. Перевозчикам же предстоит потратиться на новые автобусы, в том числе газомоторные.
Автор: Кристина Суворова

Как выяснил Business Class, министерство транспорта работает над новой транспортной моделью Пермского края, которая касается межмуниципальных маршрутов. Прошло несколько совещаний с участием перевозчиков, а затем состоялось совещание у губернатора Максима Решетникова. В целом отрасль в крае ждут те же изменения, что внедрили с 1 мая в Перми: аукционы на обслуживание маршрутов, контракты с перечислением выручки в бюджет и регулируемые тарифы на проезд, а также новая маршрутная сеть.

Последнюю власти готовятся обсудить с жителями. Уточненная схема маршрутов предварительно согласована с органами местного самоуправления, а также краевыми министерствами здравоохранения и социального развития – в части потребности населения в медицинском и социальном обслуживании. Во втором квартале 2019 года будут проведены публичные обсуждения с участием жителей Пермского края, перевозчиков, общественных организаций и депутатов», – рассказали «bc» в региональном минтрансе. Разработчиком новой схемы межмуниципальных маршрутов выступает агентство дорожной информации «Радар». Соответствующий госконтракт заключен с компанией в прошлом году.

Чиновники заявляют, что главная цель разработки новой транспортной модели – повышение качества транспортного обслуживания. «Одна из основных проблем, которая вызывает наибольшее количество жалоб жителей, – неконтролируемый рост платы за проезд на междугородних автобусах», – отмечают в министерстве транспорта. «Это связано с тем, что в настоящее время тариф на межмуниципальных маршрутах является нерегулируемым, то есть устанавливается перевозчиком. Поэтому рассматривается вопрос изменения вида регулярных перевозок, чтобы тарифы на проезд регулировались Пермским краем», – пояснили в ведомстве.

Как отмечает Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования, одна из важных задач при оптимизации маршрутной сети межмуниципальных перевозок – выравнивание стоимости одного километра поездки. «Если сравнивать с городом, то, например, в Перми стоимость билета едина, хотя длина поездки при среднем значении 7,2 км варьируется от одной остановки (500 м) до 21 км. В межмуниципальном сообщении средняя длина поездки значительно выше, а главное – пределы этого показателя куда шире: от одного до нескольких сотен километров. Поэтому единицей измерения стоимости поездки выступает 1 км пути. Его цена в крае существенно различается – от 1,5 руб. на одних маршрутах до 3,7 руб. на других. Такого разброса быть не должно», – рассказал он.

Перевод межмуниципальных перевозок на регулируемый тариф означает, что будут проводиться конкурсные процедуры в рамках федерального закона о контрактной системе. Такие аукционы прошли в Перми по маршрутам пилотного проекта. Они предполагают, что заказчик платит за транспортную работу (километры пробега), а собранная выручка перечисляется в бюджет. В результате перевозчик не зависит от пассажиропотока, который на межмуниципальных маршрутах в последние годы серьезно упал – в первую очередь из-за нелегалов.

Перевозчики видят плюс для бизнеса в том, что организатор берет на себя риски, связанные с изменением пассажиропотока. Но есть другие нюансы, которые беспокоят предпринимателей. По словам председателя Пермского автотранспортного союза Константина Владимирова, ключевой вопрос – какой будет стоимость контрактов, которая пока не определена. «Кроме того, по предварительной информации, договоры планируется заключать на срок 5-7 лет. А индексация их стоимости закладывается мизерная – порядка 5% в год. При этом за время действия контракта топливо может значительно подорожать. Только за последний год его цена выросла примерно на 20%», – рассказал он.

Михаил Якимов отметил, что ему неизвестны примеры заключения контрактов на выполнение транспортной работы по межмуниципальным маршрутам с частными перевозчиками. «Я знаком с опытом внедрения подобной модели в Новгородской области и в Краснодарском крае. Однако там контракты заключены с государственными предприятиями», – добавил эксперт.

Финансовая сторона реформы, в которой Пермский край может стать первопроходцем, пока не обсуждалась. На совещании, состоявшемся в середине апреля, губернатор Прикамья Максим Решетников поручил министерству финансов оценить экономическую сторону новой транспортной модели. Он также попросил уделить дополнительное внимание учету потребностей жителей региона.

Одна из задач внедрения новой транспортной модели – обновление подвижного состава, повышение его качественных характеристик: безопасность, доступность для маломобильных групп населения, удобство для пассажиров, экологичность, отмечают в минтрансе. Эти требования заложены в аукционную документацию на обслуживание маршрутов. Сейчас они находятся в стадии обсуждения, позднее к процессу будут подключены заинтересованные лица, рассказали в министерстве. Директор ООО «Междугородние автобусные перевозки» Олег Сасунов в разговоре с «bc» отметил, что перевозчикам пока не представили ни технического задания, которое войдет в состав аукционной документации, ни окончательных требований к подвижному составу, хотя несколько встреч на тему новой транспортной концепции с бизнесом состоялось.

По его словам, уже сейчас можно утверждать, что предпринимателям для участия в конкурсных процедурах необходимо будет закупить газомоторные автобусы. Собеседник связывает это с необходимостью исполнения региональными властями федеральных поручений по переводу техники на газовое топливо. К 2020 году доля газомоторов должна достигнуть 50%.

По данным перевозчиков, сейчас газомоторных автобусов на межмуниципальных маршрутах мало – около десяти единиц. «Значительная протяженность Пермского края не везде позволяет эксплуатировать газомоторные автобусы. Но это решаемый вопрос: во-первых, на саму технику можно устанавливать дополнительные баки, во-вторых, надеемся на развитие инфраструктуры и появление дополнительных заправок. Некоторое время назад минтранс собирал информацию о расположении автобаз, чтобы понять, где необходимы АГЗС», – рассказал Олег Сасунов.

По информации Business Class, еще в феврале заместитель председателя правительства Пермского края Антон Удальев, глава министерства ЖКХ Александр Шицын, чиновники краевого минтранса, а также администрации Перми провели совещание с представителями компаний «Газпром газомоторное топливо» и «Газпром межрегионгаз Пермь». Обсуждалось развитие рынка газомоторного топлива в Пермском крае. Стороны договорились проработать внесение изменений в график мероприятий по развитию инфраструктуры для газовой техники. Однако конкретных результатов по итогам совещания до сегодняшнего дня так и не было достигнуто.

Не пропустите:Купил билет в начале мая. Куда пермяки улетели отдыхать на праздники?03 мая 2019, 09:00
Поделиться:
Все новости компаний