Политика
 05 июля 2019, 07:00   2916

Сговор и судьба. Интервью с руководителем Пермского УФАС Александром Плаксиным

Сговор и судьба. Интервью с руководителем Пермского УФАС Александром Плаксиным
Руководитель Пермского УФАС Александр Плаксин рассказал о судьбе медиафасада на ТЦ «Айсберг», нарушениях в сфере госзакупок, а также росте цен на капусту.
Автор: Никита Диденко

Александр Владимирович, с начала 2019 года Пермское УФАС возбудило почти 300 дел о нарушениях при оформлении и проведении государственных закупок. С чем связано такое большое количество дел?

– Вопрос нарушений при оформлении и проведении госзакупок стоит на особом контроле управления. По количеству жалоб, поступающих в антимонопольный орган, нарушение законодательства о закупках находится на первом месте среди прочих. В год поступает более тысячи таких обращений, и почти половина из них обоснованы. В 2018 году мы вынесли 420 постановлений о привлечении к административной ответственности, в 2017 году – 270. За первое полугодие 2019 года у нас возбуждено и рассмотрено уже 300 дел, а к ответственности привлечено 168 должностных лиц.

Каждое нарушение должно приводить к административной ответственности, иначе заказчики будут понимать, что можно совершать их без последствий. Как правило, выявляются нарушения, связанные с составлением документации, планированием аукционов и недостаточной информационной открытостью государственных закупок. На текущий момент стоит задача возбуждения административного дела по каждой закупке с нарушениями.

В апреле 2019 года УФАС обнаружило признаки сговора между участниками торгов на вывоз ТКО в Пермском крае. Они заключили антиконкурентные соглашения на торгах общей стоимостью более 1,1 млрд рублей. В середине июня стало известно, что из семи компаний две в ближайшее время будут оштрафованы (ООО «Эколог-Групп» и ООО «Олди-Урал»). Какая судьба ждет остальных?

– Всех участников сговора ждет одна судьба: они будут оштрафованы. В конце июня прошли заседания по антимонопольным делам в отношении остальных участников сговора, рассмотрение по ним планируем завершить к августу этого года. В результате фирмы будут обязаны заплатить штраф в размере от 1/10 до 1/2 относительно начальной цены торгов, при этом учитываются смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. В любом случае штраф не может быть меньше 100 тысяч рублей.

Другая важная тема последних месяцев – конфликт вокруг медиафасада на ТЦ «Айсберг». Была информация, что специалисты Пермского УФАС проверят, правомерны ли требования мэрии к владельцам конструкции. Есть ли уже итоги проверки?

– По результатам проверки мы усмотрели признаки нарушения. В апреле 2018 года городские власти выдали разрешение на установку рекламной конструкции, а уже в июне вышло обновленное постановление правительства Пермского края, в которое добавились такие понятия, как «светодиодный экран» и «медиафасад». Пермское УФАС не увидело правовых оснований применять постановление правительства Пермского края к отношениям, которые уже возникли. Учитывая, что нормативный акт вышел после установки конструкции, выдача предписания о демонтаже и аннулирование разрешения на установку не основано на законе. В постановлении правительства ничего не сказано, что оно имеет обратную силу и применяется к отношениям, которые существовали до его принятия.

Департамент экономики и промышленной политики администрации Перми отменил аннулирование разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, подтверждающие документы поступили в управление.

Кроме того, мы обнаружили, что в Перми есть аналогичный медиафасад, к которому у городских властей никаких претензий почему-то нет. Конструкция находится на здании магазина «Товары Прикамья», установлена в 2017 году и также не является прозрачной. Мы считаем, что это создает дискриминационные условия деятельности для отдельного участника рынка рекламных конструкций. Сейчас мы выдали предупреждение отменить аннулирование разрешения на установку рекламной конструкции на ТЦ «Айсберг» и отозвать предписание о демонтаже.

В мае Пермьстат публиковал информацию о росте цен на ряд продуктов. В частности, капуста подорожала более чем в два раза с начала года. Тогда вы заявили, что проведете проверку. Выявились ли нарушения антимонопольного законодательства?

– Проверка была обусловлена тем, что капуста относится к категории социально значимых товаров, а цена на нее контролируются государством. Мы проверили все крупные торговые сети, присутствующие на рынке Прикамья. Это «Пятерочка», «Магнит», «Семья», «Красное & Белое» и «Монетка». Попросили их объяснить причины повышения цен. Нам пояснили, что на складах запасы капусты урожая 2018 года закончились. Начиная с марта 2019 года начали завозить капусту раннюю свежего урожая, цена которой существенно выше.

Стоит учитывать, что на территории Пермского края капусту поставляют более 40 поставщиков, в том числе из разных регионов России. Это говорит о том, что в регионе развита конкуренция, не имеется барьеров для входа на рынок и нет хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. И сговора на этом рынке также не установлено. В самое ближайшее время цена на белокочанную капусту снизится, как и на все сезонные продукты.

Тема с НТО до сих пор остается одной из самых обсуждаемых в Перми. Не так давно губернатор говорил, что, несмотря на все последние изменения, киосков в Перми до сих пор слишком много. Понятно, что полностью ларьки не пропадут, но ведь может сложиться ситуация, которая приведет к монополизации торговли со стороны сетей и стационарных магазинов?

– Монополии не будет в любом случае, потому что закон о торговле запрещает иметь долю более 25% одной торговой сети в границах соответствующего товарного рынка. Если такое случается, то торговая сеть не имеет права наращивать торговые площади, то есть приобретать в аренду или собственность новые торговые площади и увеличивать свою долю присутствия. Поэтому монополизация рынка розничной торговли продовольственными товарами исключена. Кроме того, сам рынок очень высококонкурентный. Сейчас самая высокая доля у сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», входящих в холдинг X5 Retail Group. У них в Пермском крае его доля составляет 13,48% присутствия на рынке, а в Перми – 11,57%. В регионе очень много ритейлеров, федеральных и домашних сетей. Поэтому говорить о том, что у нас близок момент монополизации, преждевременно.

Поделиться:
Все новости компаний