Экономика
  1. Экономика
 14 мая 2018, 07:00  

800 спартанцев. Власти продолжают обсуждать изменения в сфере пассажирских перевозок

800 спартанцев. Власти продолжают обсуждать изменения в сфере пассажирских перевозок
В мэрии Перми надеются, что конкуренция между перевозчиками на торгах за новые контракты приведет к падению стартовых цен на 25%. Вместе с сокращением объемов перевозок это позволит получить тариф на проезд 23 рубля. Предприниматели просят о более существенном росте
Автор:

Администрация Перми совместно с депутатами городской думы продолжают обсуждать изменения в сфере пассажирских перевозок. Как стало известно Business Class, на очередном заседании специальной рабочей группы начальник МКУ «Гортранс» Анатолий Путин озвучил ориентировочные цифры, связанные с работой отрасли. По его данным, на сегодняшний день расходы бюджета на субсидии «за убыточные маршруты» частным перевозчикам и МУП «Пермгорэлектротранс» составляют порядка 500 млн рублей год. Предметом новых контрактов предлагается сделать не маршрут, как сейчас, а километр автопробега. Затраты муниципалитета при таком подходе будут зависеть от общего объема транспортной работы и ее стоимости, которая определится в ходе конкурентных процедур. Исходя из этих двух показателей и величины билетной выручки можно получить экономически обоснованный тариф на проезд. По информации «bc», предварительные расчеты администрации приводят к цене поездки 23 рубля. Эта цифра ранее уже фигурировала при обсуждении идеи перехода к бескондукторной системе оплаты.

Правда, как рассказали «bc» участники совещания, для получения такого тарифа администрация делает два допущения. Первое – за счет оптимизации маршрутной сети на 20% сократится объем транспортной работы. Второе – в ходе конкурентной борьбы перевозчики могут на 25% снизить стоимость контрактов.

В реальности последнего предприниматели сомневаются. «Будут ли участники опускать цену, зависит от ее начальной величины, а также от дополнительных требований, которые администрация может предъявить к подвижному составу. Если скажут, что нужны автобусы исключительно класса «Евро-5», то никакой конкуренции не возникнет. Если разрешат ездить на чем угодно, то найдутся желающие «уронить» цену», – рассуждает перевозчик. Директор ООО «Мега-Групп» Валерий Ротманов согласен, что определяющим фактором станет начальная стоимость транспортной работы. «На данный момент она неизвестна. Если говорить об очень приблизительных цифрах, которые сейчас муссируются среди перевозчиков, то такую цену снизить нереально. Не то что на 20%, а даже на 5%», – считает он. Председатель НП «Автолидер» Александр Богданов также отмечает, что для него важна экономика контракта. «Но есть в Перми и необузданные предприниматели, которые готовы на любую оплату, лишь бы работать», – добавляет он.

На конкуренцию повлияет и изменение системы сбора выручки. По плану она начнет поступать не перевозчику, а муниципалитету. При таком подходе у игроков не будет стимула бороться за маршруты, которые сейчас приносят сверхприбыль. «В городе, где у перевозчиков на всех порядка 800 автобусов, будут разыгрывать контракты примерно одинаковой прибыльности, для исполнения которых требуется в общей сложности около 800 единиц техники. Это ситуация вряд ли породит острую конкурентную борьбу», – полагает один из собеседников.

В изменении подхода к сбору выручки перевозчики видят риски, связанные с финансовой дисциплиной муниципалитета, который должен будет распределять между ними средства, полученные от пассажиров. «Самая идея закупки авточасов и километров пробега хороша, но все зависит от исполнения. Сейчас мы регулярно сталкиваемся с задержкой выплат. Например, перевозчикам с декабря не перечисляют субсидии за перевозку региональных льготников. В отсутствие билетной выручки, которую можно пустить в оборот, задержка более двух месяцев станет катастрофичной», – подчеркивает Валерий Ротманов. «Мы заправляемся каждый день, топливные компании не будут нас спонсировать», – соглашается Александр Богданов. Он обращает внимание и на то, что кондукторы, которые, как предполагается, на первом этапе останутся работниками частных компаний, потеряют стимул к максимально полному сбору выручки. Ранее в городской администрации также говорили о таком риске и называли несколько механизмов контроля – статистический, работа ревизионной службы и выборочная сверка числа пассажиров по видеозаписи с данными электронной системы учета пассажиров. Проблему задолженности перед перевозчиками власти решают. «Вопрос обсуждался на площадке Торгового-промышленной палаты. Мы с краевым минтрансом взяли неделю на его отработку. Первая задача – погасить текущий долг, вторая – при возможности упростить механизм перечисления денежных средств», – рассказал начальник городского департамента дорог и транспорта Роман Залесинский.

Стоит отметить, что федеральный закон №220 об организации пассажирских перевозок допускает, что выручка от продажи билетов может поступать как муниципалитету, так и перевозчикам. По словам одного из участников совещания, городской департамент финансов предложил рассмотреть и сравнить оба варианта. Роман Залесинский подтвердил, что окончательного выбора между ними не сделано, вопрос обсуждается. «Если оставить выручку у перевозчиков, мы не сможем обеспечить пользование единым проездным билетом на всех видах транспорта. Сегодня в электротранспорте работает система бесплатных пересадок. Перед нами стоит задача распространить ее и на автобусы», – рассказал он. По словам чиновника, на первом этапе систему протестируют на четырех маршрутах, по которым в нынешнем году планируется провести конкурсные процедуры и заключить новые контракты.

Промежуточные итоги работы группа подведет в конце мая. После дополнительной доработки планируется вынести результат на июньское пленарное заседание гордумы. Концепция развития транспортной отрасли рассчитана до 2023 года. Поэтапный план перехода к новой системе определит рабочая группа.

26 рублей и больше.

На рабочем совещании с новым начальником городского департамента дорог и транспорта Романом Залесинским перевозчики посетовали на рост расходов и назвали обоснованную, на их взгляд, величину тарифа. Предприниматель Константин Камбур подсчитал, на сколько увеличились затраты с 2015 года, когда в Перми стоимость проезда увеличена с 16 до 20 рублей. «Инфляция составила 22%, расходы на оплату труда возросли на 35%, на топливо – на 22%. Стоимость новых автобусов увеличилась на 30%, – рассказал он. – Справедливый уровень тарифа, по нашему мнению, 25-26 рублей», – подытожил перевозчик. Собравшиеся представители отрасли подтвердили, что вопрос волнует всех. Представитель ООО «Арт-Стиль» посетовал, что его компанию «25 рублей не спасут», так как убыточные маршруты после последнего витка конкурсных процедур стали «нищими».

Роман Зеленский отметил согласился, что и горюче-смазочные материалы подорожали, и зарплаты надо индексировать. «Стоимость проезда – непростая тема, но мы будем работать над этим вопросом совместно с депутатами. Давайте соберем всю информацию, рассмотрим структуру тарифа», – ответил он. «Мы редко принимаем тариф, но метко. В прошлый раз он вырос сразу на 4 рубля», – отреагировал депутат Пермской городской думы Арсен Болквадзе. Он напомнил, что дума при рассмотрении этого вопроса опирается на социально-экономические показатели. Действующую стоимость проезда мы утверждали с расчетом, что она не будет меняться два-три года», – отметил депутат. По словам г-на Болквадзе, пока администрация города не выходила с этим вопросом к депутатам. «Думаю, до конца года финансово-экономическое обоснование будет подготовлено, и мы начнем диалог по поводу тарифа», – полагает он.

Электробусы и парковки.

В ходе заседания рабочей группы представители администрации также ответили на поступившие вопросы депутатов о новой маршрутной сети. Она направлена на то, чтобы пассажиры могли быстрее добираться из пункта «А» в пункт «Б». Существенная роль, как было заявлено ранее, отводится трамваю. Использование троллейбусов, напротив, предложили постепенно сокращать. Среди масштабных обсуждаемых изменений – организация транспортно-пересадочных пунктов (ТПП) и развитие инфраструктуры, новые технологии оплаты проезда и система тарифов. По словам депутата Пермской городской думы Олега Афлатонова, есть понимание, что не произойдет разового отказа от троллейбусов, будет рассмотрена возможность применения электробусов. «Я думаю, что закупка этого вида транспорта и его эксплуатация обойдется дешевле, чем создание новых трамвайных линий», – отметил он. Кроме того, поднималась тема перехватывающих парковок. «Конечно, нужно увязывать перехватывающие парковки с ТПП. Все понимают, что в центре города, допустим, на площади Дружбы, такую стоянку не сделать, но по периметру Перми, на въездах в город совместить одно с другим можно», – рассказал собеседник.

Все новости компаний