Город
  1. Город
 14 марта 2018, 15:28  

Игорь Луговой: «Либо строить новую сцену, либо перестать называть театр театром оперы и балета»

Игорь Луговой: «Либо строить новую сцену, либо перестать называть театр театром оперы и балета»

Накануне краевой минстрой заявил, что для строительства новой сцены пермского оперного театра будет разработан новый проект. Для его реализации властями рассматриваются две площадки — в Разгуляе и в квартале №5, у Коммунального моста. Их площадь составляет 13,87 тыс. кв. метров и 14,181 тыс. кв. метров, соответственно.

В 2018 году планируется начать разработку проекта новой сцены, в 2019 – приступить к строительству объекта. Согласно адресной инвестиционной программе, здание для театра оперы и балета возведут к 2022 году. Предварительно стоимость работ оценивали в семь миллиардов рублей.

Пермский архитектор Игорь Луговой разместил в Facebook пост, в котором обосновал, почему нужен новый конкурс по разработке проекта для оперного театра, а также перечислил причины, препятствующие «посадке» здания на выбранных для этого территориях.

Почему необходим новый проект нового здания театра оперы и балета?

Проект реконструкции здания Пермского театра оперы и балета архитектора Дэвида Чипперфильда был выбран в марте 2010 года результате закрытого конкурса, который так и назывался «Конкурс на проект пристроя к зданию Пермского театра оперы и балета и реконструкции старого здания театра». В закрытом конкурсе на реконструкцию театра приняли участие специально отобранные и приглашенные пять иностранных и одно российское архитектурное бюро.

Известно, что одним из главных факторов, из-за которых в 2014 году пришлось отказаться от реализации проекта Дэвида Чипперфильда были ошибки при подготовке технического задания, и в процессе проектирования, как на стадии «эскизный проект», разработанный бюро, так и на стадии «проектной документации» фирмы ВиПС. Но даже после этого, по какой-то причине, бюро Дэвида Чипперфильда продолжают привлекать к проектированию нового театра уже на новом месте.

Ранее говорилось о том, что проект Дэвида Чипперфильда будет адаптирован и применен для нового места с целью сокращения расходов на проектные работы. На самом деле, это невозможно. Новый проект театра по новому техническому заданию на новом месте с новыми целями будет заведомо новым: иным как по художественно-образному решению, так и по архитектурно-планировочным, конструктивным и композиционным решениям.

Три вывода:

  • Проект бюро Дэвида Чипперфильда, победивший в конкурсе 2010 года невозможно использовать или адаптировать для нового проекта нового театра на новом месте.
  • Для конкретного места, выбранного для размещения нового театра должен быть проведен новый архитектурный конкурс с новыми условиями и с новым техническим заданием.
  • Бюро Дэвида Чипперфильда может разрабатывать новый проект нового театра на новом месте только в результате возможной победы в ходе конкурсных процедур, предусмотренных законодательством РФ в сфере государственных закупок.
Новое здание с новыми сценой и залом необходимо, потому что существующее уже давно не отвечает многим современным требованиям. В частности, сцена театра оперы и балета по действующим нормативам должна быть категории либо С-4, либо С-5, а существующая сцена театра по своим габаритам не дотягивает даже до С-2, это сцена драматического или музыкально-драматического театра. Иными словами, существует только два варианта: либо строить новую театральную сцену С-4 с новым зрительным залом на 1100-1500 мест, либо перестать называть театр театром оперы и балета.

Игорь Луговой: «Либо строить новую сцену, либо перестать называть театр театром оперы и балета»

Почему квартал №5 в границах улиц Попова, Окулова, Осинская, Монастырская не подходит для размещения нового здания театра оперы и балета?

1. Правовые вопросы землепользования и застройки, к ним относятся:

– На территории квартала №5 в границах красных линий имеются пять участков различных правообладателей и различной площади.

– Площадки у Коммунального моста не сформированы в единый участок для проектирования и строительства крупного объекта капитального строительства. Решение этих проблем связано с необходимостью расходования дополнительных средств и затратами времени.

2. Вопросы близости железнодорожной линии Горнозаводского направления. Ось ближнего железнодорожного пути находится на расстоянии 60 метров от квартала №5.

Выход из этой ситуации подразумевает демонтаж железнодорожной линии, что в свою очередь связано с проектированием и строительством новой железнодорожной ветки. Эти мероприятия уже сейчас оцениваются в сумму от 15 до 20 миллиардов рублей и по времени потребуется от 8 до 10 лет.

Игорь Луговой: «Либо строить новую сцену, либо перестать называть театр театром оперы и балета»

Другое решение этой проблемы связано с дополнительными затратами при строительстве на мероприятия и устройства для полной или частичной нейтрализации негативного воздействия вибрации и шума от железной дороги, а также со строительством комфортных переходов от ул. Окулова на набережную Камы. Это тоже очень затратные процедуры, но можно констатировать, что это в сотни раз дешевле выноса железнодорожной линии со строительством нового железнодорожного моста и объездных путей по новой линии.

3. Вопросы, связанные с необходимостью соблюдения федерального закона об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

Проект охранных зон объектов культурного наследия содержит утвержденные главные видовые точки и основную зону визуального панорамного восприятия исторического центра города, строительство в которых допускается только при условии выполнения отдельного проекта ландшафтно-визуального анализа и согласования возможности строительства с министерством культуры.

В соседнем квартале №33 расположен объект культурного наследия, Пермская соборная мечеть, которую необходимо учитывать при проектировании и возведении здания в квартале №5. При этом не допускается перекрывать вид на объект культурного наследия. Строительство здесь также допускается только при условии выполнения отдельного проекта ландшафтно-визуального анализа и согласования возможности строительства с министерством культуры.

Игорь Луговой: «Либо строить новую сцену, либо перестать называть театр театром оперы и балета»

Игорь Луговой: «Либо строить новую сцену, либо перестать называть театр театром оперы и балета»

4. Вопросы, связанные со слабой представительской топологией места в квартале №5 и отсутствии комфортной транспортной и пешеходной доступности.

Территория квартала №5 характеризуется тремя ярко выраженными динамическими направлениями: течением реки Камы, автомобильным движением по улице Попова на мост и железнодорожным движением. Пересечение этих направлений формирует чрезвычайно динамичное нестабильное окружение, не характерное для комфортной подготовки к восприятию театральных представлений оперы или балета. Это усиливает отсутствие театрального сквера, театральной площади перед парадным входом в театр из центральной части города, отсутствие традиционного для театральных зданий променада перед театром, отсутствие внятных понятных пешеходных путей, отсутствие визуальной связи с центральной частью города, с эспланадой.

«От участка в Разгуляе отказались еще при размещении здесь концертного зала. Само здание оперы требует не менее 5 тысяч кв. метров и только-только «втискивается» на площадку. Это даже с учетом присоединения и ликвидации сквера им. Татищева, сносом монумента. Для такого уникального объекта — оперного театра — важно окружение, подходы к зданию. Здесь же их просто нет. При «посадке» театра в Разгуляе, вход в него будет находиться в 6-8 метрах от трамвайных путей. Кроме того, микрорайон достаточно депрессивный. Но если инфраструктуру можно «подтянуть», то пространства — не добавить», — заметил Игорь Луговой.

Эксперт считает, что лучшее место для новой сцены оперного театра — квартал №68 на городской эспланаде, и завершить его строительство необходимо к 300-летнему юбилею Перми. «На территории квартала №68 нет ни одной из перечисленных проблем, — говорит Игорь Луговой. — Эспланада – знаковая территория для Перми, уже насыщенная культурными объектами краевого и городского значения. Многие горожане хотели бы видеть на эспланаде благоустроенную парковую зону с отличным ландшафтным дизайном и озеленением. Сейчас еще не поздно принять решение о новой опере и новой галерее на эспланаде, чтобы успеть закончить строительство к 300-летнему юбилею Перми, в отличие от размещения в квартале №5, где все перечисленные проблемы не дадут возможности это сделать до 2023 года».


Фото на главной: Pixabay.

Фото в тексте: Facebook\ Игорь Луговой.

Истории:
Все новости компаний