Экономика
  1. Экономика
 03 октября 2017, 07:00  

Чебурашка вне рынка

Чебурашка вне рынка
Краевые предприятия потеряли интерес к сортировке стекла. Теперь миллионы бутылок ежегодно отправляют на свалку, где тара столетиями разлагается в земле.

ШТОПОР НА ВЕСАХ.

Стеклянная бутылка перестала быть оборотной. Продуктовые компании, чтобы привлечь внимание потребителей, заказывают под каждый бренд оригинальную форму упаковки. И видов бутылки стало не счесть.

Крупнейший покупатель оборотной тары, компания «Балтика», снизила закупки использованных бутылок до минимума – фактически до нуля в 2016 году. По крайней мере, из Пермского края. Пермский филиал завода САН ИнБев сделал это еще раньше, а потом и вовсе остановил производство в регионе.

Производители напитков стояли перед выбором: обновить дорогое чистящее оборудование или закупать новую бутылку, рассказывает руководитель компании «Уралтара» Иван Балута. Стекольные производства, чтобы выжить, начали конфликтовать со сборщиками тары. Они предложили цены ниже, выпуская облегченную бутылку.

Если чебурашка весила 420 граммов, то сейчас пиво разливают в емкости, весом в 250-270 граммов. Уменьшился и объем бутылки.

Брендовой бутылкой загрузили новые и восстановленные стекольные производства. А выгода от повторного использования тары стала менее существенной. Хотя остались предприятия, например «Оша» в Омске или Heineken в Екатеринбурге, а также производители лимонада, которые принимают свои бутылки назад. Но сборщики сталкиваются с проблемой их сортировки, а также доставки в другие города.

Со слов Ивана Балуты, им удается собрать 1-2% от всех бутылок (226 тыс. штук в марте), которые завозят в Пермский край. А «Уралтара» – единственная в регионе профильная фирма, которая собирает использованные бутылки.

У компании во всем крае 25 точек. Это на субъект Федерации с населением 2,6 млн человек. Каждый пункт должен принимать упаковки на 100-150 тыс. рублей в месяц, чтобы окупить затраты на содержание – 25 тыс. рублей.

«За одну бутылку сейчас платят 10-13 копеек, но ее все равно несут по привычке, – поясняет собеседник. – Хотя клиенту выгоднее дотащить килограмм картона или алюминиевых банок, чем килограмм бутылок. Так бабушка больше заработает».

Стандартную бутылку на базе запаковывают на паллетах и отправляют производителям напитков, брендовую – в мешки и на стеклобой. При этом 10% оборотной тары перекрывает прибыль от 90% боя.

Сейчас тонна темного боя стоит 4,5 тыс. рублей, светлого – 4,4 тыс., зеленого – 3,8 тыс. Правда, последнего очень много и его сложнее переработать, поэтому он малоинтересен. Если цвета перемешать, то стекольные предприятия дадут только две тыс. рублей за тонну.

КОНТЕЙНЕР НАЛОГОВ.

Государство заметило, что тратит деньги на переработку отходов – например, дает дотации компаниям для сохранения экологии. Бюджетный кошелек от этого страдает, а толку мало.

Законодатель придумал неналоговый платеж, который связан с обязанностью и ответственностью производителей утилизировать отходы, в том числе упаковку, после использования товаров.

Законопроект прошел через думу с критикой Минэкономразвития, так как создает бизнесу дополнительную нагрузку.

Этой весной производители товаров оплатили первый экологический сбор за прошлый год. Но в нынешнем виде правила слабо стимулируют компании принимать тару обратно.

Производители напитков должны платить экологический сбор в том случае, если они утилизировали в 2017 году меньше 4% от выпущенных на рынок бутылок. Такой процент легко закрыть, например, передав на утилизацию брак.

Только стекольные предприятия ПФО производят 2 млрд бутылок в год для напитков и пищевых продуктов, но продукцию в Прикамье везут также из восточной части страны. При этом розничная продажа алкоголя, если рассматривать официальную информацию, снижается. Значит, должно снижаться и количество производимой упаковки на рынке.

Чебурашка вне рынка

Источник – Росалкогольрегулирование.


За три года розничные продажи пива в регионе сократились на 43,2 млн литров в год. Но они все еще внушительны. Если учесть, что в регионе проживают 2,6 млн человек, то каждый житель выпивает 55 литров в год – или на всех 138,5 млн литров.

Но не весь алкоголь производят в стекле. Если исходить из экспертной оценки Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), то только 40% объема пенного напитка попадает в бьющуюся тару, а на профильных сайтах пишут, что 20%.

Заметить объем стекла на прилавках трудно, так как сама бутылка вмещает меньше, чем можно налить в кегли или пластик. И ее кажется много.

Напиток

Бутылок, млн штук

Пиво

120

Водка

40

Вино и винные напитки

15

Коньяк

4

Виски, ром, текила

1

Источник – Центр исследований федерального и регионального рынков алкоголя

Судя по подсчетам ЦИФРРА для Busines Class, в регионе алкоголь за год продают в 180 млн стеклянных бутылках.

«Когда каждый производитель стал использовать свою бутылку, система повторного использования стекла исчезла, – сказал руководитель ЦИФРРА Вадим Дробиз. – Собирать и сортировать – никому не интересно».

Сами сборщики пока не уходят с рынка, добиваются от законодателей снижения налоговой нагрузки. Сейчас стеклобойщики пытаются внести в Госдуму проект закона, чтобы убрать НДС и НДФЛ. В этом они следуют за своими коллегами, которые собирают бумагу, потому что с 1 октября 2016 года их освободили от НДС до конца 2018 года.

ПОЛИГОН ВЕЩЕСТВ.

Краевые предприятия образуют тысячу тонн отходов стекла в год, а население – в 15 раз больше, посчитали ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета.

Предприятия отчитываются об отходах, а официальной статистики по стеклу от населения нет. В вузе исходили из фракционного анализа бытовых контейнеров. Стекла, со слов ученых, в мусоре 10-20%, в зависимости от муниципалитетов. Зная нормативное количество коммунальных отходов, которых 660 тыс. тонн в год, они и вычислили показатель в 15 тыс. тонн.

Отметим, что в данных статистической отчетности по форме №2-ТП величина образования коммунальных отходов и крупногабаритного мусора от населения на 46% меньше – 303,3 тыс. тонн в год.

Общее количество коммунальных отходов в крае – от населения и предприятий – 1065 тыс. тонн в год. И к 2031 году этот показатель должен стать меньше. Но тут нет речи о том, что мусор станут эффективнее использовать. Причина – в снижении численности жителей. При пессимистичном сценарии через 14 лет население края сократится на 11%, а трудоспособное население – на 12%.

Чебурашка вне рынка

Источник – ПНИПУ.


С учетом в том числе и этих показателей в крае предстоит выбрать оператора, который займется сортировкой и захоронением мусора. Это инициатива федерального уровня, но сроки реализации уже несколько раз переносили.

«Сегодня разработанная схема предполагает огромные затраты людей на перевозку мусора, – сказал заместитель председателя правительства Пермского края Антон Удальев. – Мы понимаем, что не можем сразу все переформатировать. Полигоны остаются нужными. Вопрос сортировки – также приоритетный. Но когда мы видим в схеме расстояние до полигона в 120 км, то должны понимать, что затраты на доставку оплатит население. Сегодня мы запросили у муниципалитетов все возможные участки для отходов. Также мы рассматриваем возможность организации межмуниципальных полигонов, но с иным плечом доставки. Второе – мы создали рабочую группу. В каждой из подгрупп получаем обратную связь от бизнеса. Не буду скрывать, на одном из заседаний пришли перевозчики, сказали: «Не нравится схема», но не предложили свое видение. Мы собираем конструктивные предложения от участников рынка. Если вы хотите, чтобы я вам дал быстрое решение проблемы, то я вам его не дам. И на этом, пожалуй, поставлю точку».

Пока в регионе перерабатывают лишь малую долю всего мусора (по оценке политеха – 2%). В крае собирают картон, пластик, железные банки, компьютерные комплектующие. Что касается стекла, то его в течение ближайших семи лет лишили закапывать в землю, так как экономической схемы переработки в Прикамье нет.

«Для производства бутылки такие ресурсы, как песок, кварц, доступны, – говорит доцент кафедры охраны окружающей среды Пермского национального исследовательского политехнического университета Юлия Куликова. – Само стекло для экологии огромной угрозы не представляет, хотя и очень долго разлагается. Без указа сверху ничего изменить не получится. У нас инфраструктура не готова к переработке. И надо, чтобы вывозить было дорого, тогда, может, и появится стимул заняться переработкой».

За последние 20 лет в США, Канаде, Германии созданы технологии, в которых предусматривается использование отходов тарного стекла при строительстве автомобильных дорог, пишут авторы учебного пособия «Тара и ее производство» Тамбовского государственного технического университета в разделе про утилизацию стекла. На строительном факультете университета в Миссури (США) разработан материал «гласфальшт», в составе которого 60% молотого стекла, 5% асфальта, 35% каменной муки и других наполнителей. Этот материал уже опробован при строительстве дорог. А английская фирма разработала новый способ производства стекловолокна из отходов, позволяющий снизить стоимость продукции на 30%.

Ситуацию в России охарактеризовала председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева: «В начале года Владимир Путин дал поручения по корректировке законодательства в связи с экологической повесткой. К сожалению, Год экологии заканчивается, но ни одно поручение правительством до сих пор не выполнено. Мы надеемся в осеннюю сессию дождаться от него этих законодательных инициатив. Вопросы важные: снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, стимулирование переработки отходов, уточнение порядка выдачи комплексных экологических разрешений. Территориальные схемы обращения с отходами – базовый документ реформы – почти во всех регионах нуждаются в корректировке, но механизма нет. Мы будем вносить поправки в законодательство об отходах, в рамках парламентского контроля смотреть, как работают законы и подзаконные акты. Есть правительственный законопроект, который касается обращения с отходами, принятый в первом чтении. Ко второму чтению максимально дополним его нужными поправками. Второе чтение ожидаем в октябре».


Максим Ишматов

Все новости компаний