Общество
 23 сентября 2017, 12:00   695

​«Разломанное время»: финальная реплика Эрика Хобсбаума или философская работа

​«Разломанное время»: финальная реплика Эрика Хобсбаума или  философская работа

Продукт: «Разломанное время»

Автор: Эрик Хобсбаум


ЗА

Эрик Хобсбаум, один из самых значительных и известных историков современности, выдумал идею «короткого XX века» – века, который начался слишком поздно (с Первой мировой войной), а закончился чересчур рано (падением Советского Союза). Этот век был полон боли, трагедий и ужаса, а также великих открытий в области науки, искусства и политики. Это был, по мнению Хобсбаума, ключевой момент в истории человечества. Возможно, что вплоть до самой гибели всего сущего не повторится и не произойдет чего-либо столь же потрясающего.

Хобсбаума с «коротким» веком роднит не просто научный интерес, но и вся его жизнь – он родился в 1917 году, на заре времени, изучению которого посвятит всего себя в будущем. Хобсбаум пережил и прочувствовал двадцатый век на своей шкуре, а его эрудиция и вовлеченность в масштабные культурные проекты позволила ему сформировать экспертное мнение насчет причин, механизмов и внутренней логики описываемого периода.

«Разломанное время» можно счесть финальной репликой Хобсбаума по данной теме, однако сразу бросается в глаза, что книга носит в большей степени культурологический, нежели историографический характер. В ней не встретишь описания хронологии событий, биографических справок и прочих атрибутов исторических учебников – она полна размышлений автора о вещах и людях, которые кажутся всем нам обыденностью, но тем временем они сформировали человека XXI века с его привычками, знаниями и наклонностями.

Диапазон авторского интереса крайне велик – от музыки (точнее, средств ее исполнения и восприятия) через движение феминисток и профессиональный спорт к эмансипации евреев. Развитие технологий в двадцатом веке позволяет каждому первому знакомиться с искусством и разбираться в нем; сеть наземного и воздушного транспорта делает доступной любую точку земного шара; новыми идолами становятся знаменитые футболисты – никогда еще история не знала столь оригинального культа спортивных достижений. Эти и многие другие явления определяют смысл развития общества и место отдельно взятого индивида в нем.

Прочтение книги Хобсбаума дает возможность обывателю почувствовать, в какое прекрасное и одновременно жестокое время он живет. Эмоциональная сдержанность (от историка-марксиста подсознательно ожидаешь цитирования Ленина) и фирменная рассудительность стиля оставляют место для самостоятельных размышлений и выводов, и главный из них – двадцатый век, полный разрушительных войн, поставил на повестку дня вопрос сохранения культурного наследия. А для начала было бы неплохо осознать, что с этим культурным наследием является. И да: все мы наследуем красоту и ужасы прошлого, весь блеск и нищету минувшего времени – разломанного времени.


ПРОТИВ

Приверженность Эрика Хобсбаума идее «длинного» девятнадцатого и «короткого» двадцатого веков иногда напоминало помешательство. Любой малозначительный факт ученый обращал в свою пользу, даже периодизация упомянутых эпох, если говорить откровенно, выглядит надуманной, ведь Первая мировая стала лишь логическим следствием процессов, происходивших с начала века. Например, можно предположить, что для России, к которой Хобсбаум относится с явным пиететом, двадцатый век начался ровно в срок (плюс-минус) – в 1898 году, когда в Минске состоялся первый съезд РСДРП.

Все это к тому, что Хобсбаум придумал эффектную, но не слишком универсальную теорию – а потом «двигал» ее до конца своих дней. При всем уважении к вкладу Хобсбаума в современную историографию необходимо заметить, что эта теория не дает почти никакого понимания и ощущения реальных фактов, имевших место в описываемый период. Книга «Разломанное время» является тому наилучшим доказательством. Она в большей степени представляет собой культурологическую и философскую работу, нежели что-то другое.

Увлеченный автор просто накладывает на призму собственного воображения набор разрозненных явлений (в основном из сферы искусства) от ар-нуво до творчества малоизвестного в России писателя Карла Крауса, который якобы в своей книге «Последние дни человечества» напророчил грядущую гибель буржуазного уклада европейской жизни. Выбор фактуры для «Разломанного времени» вызывает вопросы и оправдан лишь тем, что в нем собраны лекции и статьи Хобсбаума, написанные в разное время и по разным поводам. Можно ли при этом говорить хоть о какой-то стилистической и смысловой целостности произведения?

Хобсбаум, не таясь, еще в предисловии признается, что основной тезис собранных в книге статей состоит в том, что логика капиталистического развития и самой буржуазной цивилизации изначально была запрограммирована на уничтожение их собственной базы. Что ж, этот вывод, озвученный закоренелым марксистом, весьма предсказуем, однако стоит ли ради него преодолевать целую книгу?

Хобсбаум, кроме прочего, пишет, что двадцатый век стал веком манифестов – культурных и политических – и, видимо, «Разломанное время» – один из таких манифестов, которые давно вышли из моды и в веке двадцать первом читаются как навязчивые памфлеты против власть предержащих. Мы понимаем порыв их создателей, но следовать их букве в нынешних условиях почти невозможно. Это документы ушедших дней, архивная быль, утерянное свидетельство о рождении века, без которого мы успешно обходимся вот уже семнадцать лет.


12+

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний