​Час клик

​Час клик
Запуск Сбербанком сервиса «Домклик» вызвал бурю эмоций у профессиональных риэлторов Перми. Одни из них считают, что их «лишают работы». Другие полагают, что революции на рынке не произойдет

В начале 2017 года Сбербанк вывел на рынок новый сервис – «Домклик», с помощью которого можно приобрести недвижимость. Его запуск обнажил проблемы пермского риэлторского сообщества: некоторые участники рынка полагают, что кредитная организация «отбирает хлеб» у профессионалов, которые работают в течение многих лет, и несет прямые преимущества только для одной стороны – банка.

Риэлторы не торопятся.

Банк анонсирует «Домклик» как сайт, на котором клиент может подать заявку и оформить все документы на получение кредита и подбор квартиры. Дмитрий Богомягков, директор Управления по работе с партнерами и ипотечного кредитования Западно-Уральского банка ПАО Сбербанк, отмечает, что развитие удаленных сервисов, безусловно, делает рынок более клиентоориентированным. «Граждане существенно экономят свое время и усилия при решении жилищного вопроса. Они обращаются за услугами только к проверенным и стабильным игрокам рынка недвижимости», – рассказывает г-н Богомягков.

Риэлторы, в свою очередь, задаются вопросом, какая роль отведена им на этом портале. Елена Максимча, председатель Совета ассоциации «Региональная гильдия риэлторов. Пермский край», отмечает, что запуск сервиса породил напряженность среди профессионального сообщества. «Если говорить не о краткосрочной выгоде, а о долгосрочной работе на рынке недвижимости, то плюсов риэлторское сообщество для себя не видит. Пока прямые выгоды очевидны только для Сбербанка, что и породило некоторую напряженность в партнерстве «Российская гильдия риэлторов».

Сегодня «Домклик» – это платформа, где клиент Сбербанка может приобретать дополнительные услуги банка. Дополнительные услуги, которые планирует реализовывать банк через портал, на первый взгляд, могут показаться заменой риэлторской услуги. И есть предположение, что именно так и будут позиционировать эти услуги. Риэлторы понимают, что в первую очередь пострадают клиенты и поэтому не торопятся размещать свои объекты на «Домклик», – делится Елена Максимча.


«Риэлтор – это и консультант, и переговорщик, и продавец».


По ее словам, предложенный сервис не способствует выстраиванию партнерских отношений между участниками рынка. «Сбербанк заявил, что хочет быть дирижером на рынке недвижимости. Но продукт совершенно не учитывает интересы клиента. Риэлтор – это проводник на рынке недвижимости. Его задача – своевременно подсказать человеку, на чем можно сэкономить при сделке, как не ошибиться с выбором, на что обратить внимание, как поторговаться или, наоборот, продать дороже. Риэлтор – это и консультант, и переговорщик, и продавец. «Домклик» – это всего лишь площадка «купи-продай», доска объявлений с дополнительными платными сервисами.

Например, в Москве, где этот сервис уже работает, проверка объекта, оценка, электронная регистрация обойдутся человеку не в 10 тысяч рублей, как заявил глава Сбербанка Герман Греф на встрече с Президентом Владимиром Путиным, а примерно в 30 тысяч рублей. Профессиональные агентства денег за эту услугу никогда не брали. Это был дополнительный бонус для клиента», – отмечает Елена Максимча. Она подчеркивает, что подобные дискуссии идут и в других регионах и там звучат похожие мнения о «Домклик». Сейчас обсуждается возможность размещаться на «Домклик» через профессиональные региональные порталы, и «Региональная гильдия риэлторов. Пермский край» как раз запускает такой портал.

На Камском форуме профессионалов рынка недвижимости, который прошел на минувшей неделе, обсуждение сервиса Сбербанка «Домклик» вылилось в бурную дискуссию. Свою точку зрения по этому вопросу озвучил вице-президент «Российской гильдии риэлторов» Арсен Унанян. «Появление «Домклик» обнажило две проблемы нашего сообщества – нас слишком много и наша услуга слишком дорогая», – говорит г-н Унанян. По его мнению, это хороший толчок для консолидации профессионального сообщества: «Нам нужно объединяться. Делать это необходимо сейчас, чтобы потребитель, который всегда голосует рублем, получил качественную и недорогую услугу».

Отстаивать вместе.

Дмитрий Богомягков напоминает, что на рынке недвижимости Сбербанк давно и тесно работает с партнерами – риэлторскими агентствами и компаниями-застройщиками. «В Пермском крае охват достигает 80% рынка. Доля сделок с участием партнеров неизменно растет. Для улучшения качества обслуживания клиентов совершенствуются сервисы, внедряются новые продукты и услуги», – говорит Дмитрий Богомягков. По его словам, для партнеров банка – риэлторов и застройщиков – площадка предоставляет ряд возможностей. В частности, речь идет о бесплатном размещении информации об объектах недвижимости, упрощении межрегиональных сделок, ускорении сроков.


«Появление сервиса обнажило две проблемы нашего сообщества – риэлторов слишком много, и наша услуга слишком дорогая».


Куратор отдела развития Центра недвижимости и права «Белые ночи» Александр Каменев считает, что сейчас многие участники рынка еще не знают, что такое «Домклик», но уже начинают обсуждать и предполагать, что он «приведет к оттоку клиентов у риэлторов». «Не считаю, что этот сервис Сбербанка кардинально изменит рынок. С одной стороны, «Домклик» интересен и довольно удобен. С другой – ничто не заменит человеческого общения и работы с действительно профессиональными риэлторами, по крайней мере, в ближайшие годы», – отмечает Александр Каменев. Он добавляет, что автоматизированная система подачи заявки на ипотеку не заменит рекомендаций, которые дает риэлтор.

«Домклик» предполагает правовую экспертизу. По словам Германа Грефа, провести ее можно будет за 10 тысяч рублей за пять рабочих дней. А что делать, если человеку нужно проверить объект здесь и сейчас? Любой профессионал способен провести основную и полную проверку в течение одного дня. Наконец, сейчас рынок наполнен сервисами по поиску недвижимости, но только профессиональный специалист по недвижимости найдет и предложит самый лучший и выгодный вариант для покупки жилья», – подчеркивает Александр Каменев. По оценкам экспертов, сервис «Домклик» «идеально подходит» для простых сделок, в котором один продавец и один покупатель. В сложных случаях, например, с «обменами», множественностью собственников квартир, – без услуг профессионала не обойтись.

Сейчас Российская гильдия риэлторов ведет переговоры со Сбербанком и обсуждает условия совместной работы. По словам Арсена Унаняна, подписанный договор между РГР и Сбербанком должен быть партнерским и выгодным для обеих сторон. Татьяна Деменок, президент Российской гильдии риэлторов, пояснила, что в документе будут прописаны условия выкладки объектов на портал «Домклик». «Чтобы не получилось так, что риэлтор, размещая свои объекты на площадке Сбербанка, терял клиентов и заработок. В любом случае задача риэлтора состоит не только в том, чтобы разместить информацию на доске объявлений. Его работа гораздо сложнее: в первую очередь это грамотный консалтинг. Я считаю, профессии риэлтора быть. Главное, не стоять на месте, постоянно развиваться и вместе отстаивать свою позицию», – отмечает Татьяна Деменюк.

Как сообщают в Сбербанке, сервис «Домклик» позволяет клиенту приобрести недвижимость максимально удобно и в короткие сроки: Клиент может в режиме онлайн подать заявку на кредит (заполнение формы и отправка документов занимает не более 10 минут).Через 1 день клиент получает SMS-уведомление о решении банка по заявке.Среди предложений, размещенных на «Домклик» проверенными застройщиками и риэлторскими агентствами, клиент может выбрать объект недвижимости и связаться с «продавцом».
Все новости компаний