Город
 27 декабря 2016, 07:00   2439

«Мы будем строить школы»

Глава города Перми Дмитрий Самойлов – о больших городских проектах, изменениях в структуре администрации и задачах на 2017 год

Business Class подводит итоги года. Дмитрий Иванович, какой показатель качества работы самый главный лично для вас?

– Есть несколько принципиальных моментов. У города сбалансированный бюджет, мы строили детские сады и школы, расселяли ветхое и аварийное жилье, ремонтировали дороги в рекордных за последние годы объемах, завершили возведение важных транспортных развязок. Но все-таки самым главным событием для Перми и для себя лично считаю то, что по результатам выборов удалось сохранить преемственность представительной и исполнительной власти. Еще один из результатов – в 2016 году первые сформировался столь мощный лоббистский состав, представляющий Пермь в Государственной думе – депутатами стали, в том числе, два бывших главы города. Я думаю, итоги выборов показали, что пермяки увидели положительные изменения в Перми. Согласитесь, именно краевая столица в предвыборный период приняла на себя основной «информационный удар», под огнем критики был и глава города Игорь Сапко. Но то, что реально сделано для Перми городской командой во взаимодействии с краем, люди оценили, и поэтому они не повелись ни на огульную критику, ни на предвыборный популизм.

Вы затронули тему дорожного ремонта. В 2016 году действительно достигнут высокий показатель: отремонтировано более 1 млн кв. метров полотна. На следующий год планка остается на том же уровне?

– Миллион – не самоцель. Давайте оглянемся немного назад. В 2014 году на дороги дополнительно было выделено 100 млн рублей, в 2015-м – 200 млн, в 2016-м из муниципального бюджета было два транша – 220 млн и 170 млн, потом еще из федеральной казны добавили 350 млн рублей. Как видите, шла последовательная системная работа. Три года назад подрядчики еще не были готовы к тому, чтобы отремонтировать сразу 1 млн кв. метров дорог. За это время мы серьезно их «подтянули», появились «опорные» компании, которые могут выполнить задачу в любые сроки и с нужным качеством. Яркий пример, хоть и не совсем из сферы дорожного строительства, – реконструкция набережной. Мы добились расторжения контракта со старым подрядчиком, поняв, что с ним нужного результата не получим. Новый подрядчик завершил реконструкцию за год. Пришлось работать зимой, а последние два месяца перед сдачей объекта рабочие трудились в три смены. Тяжело, но зато результат достигнут.

Я правильно понимаю, что сейчас дело в объемах финансирования? Грубо говоря, будут деньги – отремонтируют миллион квадратных метров дорог.

– Около миллиона будет в любом случае. На текущий ремонт в рамках трехлетних контрактов ежегодно запланировано порядка 300 млн рублей. Еще около 400 млн мы планируем получить из федерального бюджета. В 2017 году сосредоточимся не только на дорогах. Начнем «пятилетку тротуаров». Параллельно с ремонтом пешеходной части будут появляться скамейки, урны, освещение. Один из ключевых объектов – площадь у Центрального рынка, также будем наводить порядок на центральных улицах.

Кроме того, я дал поручение отремонтировать трамвайные пути на Северной дамбе. Конечно, работы вызовут определенные неудобства, связанные с ограничением движения электротранспорта. Но провести их необходимо.

Источник фото: obi.ru

2015 год запомнился большим количеством новых инвесторов. Открылись «Ашан», «Карусель», «Декатлон», объявлено о строительстве OBI и «Зельгрос». Как складываются отношения с инвесторами в этом году? Они по-прежнему считают Пермь перспективным городом для развития бизнеса?

– Прошлый год был для Перми успешным с точки зрения привлечения инвестиций в основной капитал. Достигнут абсолютный рекорд по этому показателю – 112 млрд рублей. В основном он сформирован за счет вложений в промышленные предприятия – «ЛУКОЙЛ», «СИБУР», «Гипсополимер», «Протон», «Пермские моторы». Мы не скрываем, что Пермь была, есть и будет промышленным городом. Это основа, на которой строилось и будет строиться благополучие города.

Что касается ритейлеров, сейчас можно говорить о том, что уже представленные в Перми торговые сети открывают новые магазины и рассматривают дополнительные площадки. Среди последних примеров – второй гипермаркет «Лента» на месте «Пермской ярмарки». Правда, я не считаю заход ритейлера на эту площадку идеальным вариантом. «Пермская ярмарка» – один из знаковых объектов в истории города. Нужно найти для него эквивалентное по значимости место.

Открытие гипермаркета не затруднит движение транспорта на прилегающих дорогах?

– Проведенная нами реконструкция улицы Макаренко позволит этого избежать. С точки зрения времени организации торгового комплекса инвесторы все сделали грамотно. Помимо «Ленты» открыть второй гипермаркет собирается «Касторама», «Декатлон» рассматривает проекты строительства. На площадках OBI и «Зельгрос» пока только забор, однако инвесторы не отказываются от своих планов. Компания «Ла Терра», которая намерена построить торговый центр на месте ипподрома, сейчас ведет работы по возведению транспортной развязки и переносу коммуникаций. В 2017 году события, связанные с открытием новых больших ТЦ, будут. Хотя, по-моему, исходя из сегодняшнего состояния экономики торговых площадей в Перми уже достаточно.

Остановимся на некоторых масштабных проектах в Перми, которые реализуются совместно с Пермским краем. Состоялся аукцион по строительству зоопарка. Насколько важен и нужен этот объект?

– Строительство зоопарка подкреплено краевым и городским бюджетом на ближайшую трехлетку. Этот проект обязательно должен быть реализован. Перенос зоопарка из центра города актуален и потому, что кладбище Кафедрального собора должно быть восстановлено, как и сам собор. Я рассматриваю это как неотъемлемую часть облика верхней части набережной Камы.

Какую роль играют городские власти в строительстве новой сцены для Театра оперы и балета?

– На данном этапе могу сказать одно. Мы готовы сделать все, чтобы предложить для реализации этого проекта лучший земельный участок из тех, что есть. Это нормальная форма взаимодействия. Например, наш вклад в строительство футбольного манежа «Пермь Великая» – это именно земельный участок.

До конца года на совещании у губернатора Виктора Федоровича Басаргина мы обсудим планы по реализации крупных проектов на 2017-й и последующие годы, вплоть до юбилея Перми. Есть площадки, о которых немного подзабыли, на мой взгляд, незаслуженно. К ним относятся «Город в городе», стадион «Энергия», большой участок у стадиона «Молот». Надо понять, какие объекты нужны городу и краю, и сопоставить эти приоритеты с ресурсными возможностями. К последним как раз относятся свободные земельные участки и инженерные сети.

Новая сцена оперного театра в районе Разгуляя – это еще не окончательное решение?

– Это одна из рассматриваемых площадок. На сегодняшний день ее можно назвать базовой. Но прежде чем прийти к окончательному решению, надо решить, что именно строить, а уже потом – где.

В начале года администрация обсуждала несколько проектов с «Внешэкономбанком» – реконструкция эспланады, Дворца спорта «Орленок» и проект «Новый город» на набережной. Какие из них наиболее «живые»?

В качестве приоритетного проекта мы рассматриваем эспланаду. Второй – «Орленок». Что касается набережной, в текущих экономических условиях можно прогнозировать и мечтать, но реализовать эту идею сейчас, наверное, нереально.

Реконструкция эспланады обсуждается в варианте с подземным строительством?

– Да, это живой проект.

А потенциальный инвестор есть?

– Пока еще никто не пришел с деньгами и не сказал: я готов.

Заключен контракт на разработку технико-экономического обоснования строительства третьего моста через Каму. Когда будут известны результаты этой работы?

– Предложения по месту строительства нового моста мы получим в мае следующего года. Тогда же станет известна его ориентировочная стоимость. После этого можно будет двигаться дальше.

Перейдем к вопросам работы администрации. Вы удовлетворены работой своих заместителей и руководителей департаментов администрации?

Практически все задачи, поставленные мной перед администрацией, достигнуты. Соответственно, и работой своих заместителей и начальников департаментов я в целом доволен. Естественно, что без недостатков не работает почти ни одно подразделение. Одно из самых сложных направлений, на мой взгляд, – это ЖКХ. Перехода на качественно иной уровень оказания услуг по управлению многоквартирными домами не произошло.

Мы сильно ужесточили требования к финансовой дисциплине управляющих организаций и к качеству предоставляемых ими услуг. Но, несмотря на усилия, предпринимаемые администрацией, нашими инфраструктурными партнерами, правоохранительными органами, перелома не произошло. Продолжение этой работы – один из приоритетов на следующий год. На мой взгляд, проблемы в отрасли связаны с избыточным количеством управляющих компаний. Для Перми достаточно 40-45 управляющих организаций, то есть шесть-семь на каждый район. С понятными собственниками и достаточно равномерно распределенным по возрасту жилым фондом. Опыт других городов показывает, что сфера ЖКХ функционирует лучше там, где сильно муниципальное влияние на УК.

Сказанное означает, что у вас есть вопросы к Николаю Уханову, который отвечает за этот блок?

– Это не более чем пример того, что невозможно работать без недостатков. Вопросы есть ко всем. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Увольнение Андрея Шагапа, занимавшего должность первого заместителя главы администрации Перми, – это его решение, ваше или результат критики со стороны депутатского корпуса?

– Андрей Владимирович уже достаточно давно, с весны, думал над своим карьерным будущим. Я его попросил не торопиться, так как уходил в отпуск в связи с участием в выборах. Он покинул администрацию абсолютно спокойно, в плановом режиме. У нас сохранились прекрасные человеческие отношения. Искренне желаю, чтобы он состоялся в новом качестве на новом месте работы.

Будет ли у вас первый заместитель?

– Скорее да. Потому что у меня как у главы города появился новый функционал, связанный с лоббированием интересов Перми на различных площадках – федеральных, окружных, межрегиональных и т.д. Поэтому времени на чисто хозяйственные вопросы остается меньше.

Если первый заместитель все-таки будет, то им станет кто-то из действующих заместителей, или возможен приход нового специалиста на эту должность?

Из действующих заместителей.

Изменятся ли структура администрации и кадровый состав?

– Структура, безусловно, будет меняться, но я сторонник эволюционных изменений, а не кардинальных. В нынешнем виде администрация функционирует два года. Это достаточное время, чтобы накопилась потребность в изменениях. Планирую в первом квартале следующего года вынести эти изменения, в том числе, на обсуждение гордумы. Очень серьезно надо подумать над ролью районных администраций, расширением их полномочий.

С новым составом думы работа складывается конструктивно?

– Исключительно конструктивно – и с председателем думы Юрием Аркадьевичем Уткиным, и со всеми депутатами, вне зависимости от того, что Пермская дума впервые сформировалась, в том числе, и по партийному признаку. Политические амбиции партий играют определенную роль во взаимоотношениях с администрацией, но в любой критике есть конструктивные элементы. Те, кто пришел работать на государственную или муниципальную службу, не должны ожидать каждодневных оваций и благодарностей за свои дела. Соотношение критики и оваций – тысяча к одному.

На тему критики – пермяки заметно меньше стали жаловаться на качество уборки снега. Но по-прежнему ругаются по поводу использованию песка и соли. Планируются ли какие-то изменения в этой сфере?

– Поиск реагентов, оптимальных по цене, качеству и экологической безопасности, ведется постоянно. Варианты мы нашли. Думаю, уже в этом сезоне мы продемонстрируем, как работают новые жидкие реагенты.

Вы довольны тем, как прошел запуск платных парковок в Перми?

– Однозначно, это успех. Уровень оплаты – почти 85%, центр города освободился от засилья как попало и где попало припаркованных автомобилей.

Вернемся к теме дорог. Одним из главных объектов следующего года станет реконструкция пересечения ул. Героев Хасана с Транссибом. Подписано ли соглашение с «РЖД», касающееся строительства нового железнодорожного путепровода?

Проект реконструкции готов, он прошел экспертизу. Но прежде чем подписать договор с «РЖД», нужно заключить соглашение с краевым министерством транспорта о порядке финансирования. Сейчас в утвержденных правительством документах нет категории «компенсация расходов на выполнение технических условий». Проект реконструкции ул. Героев Хасана предполагает строительство параллельной эстакады. Это оптимальный вариант с точки зрения стоимости и организации работ. Он является техническим условием и неотъемлемой частью проекта. Мы рассчитываем, что новое постановление правительства, связанное с компенсационными выплатами на выполнение техусловий, будет подписано в ближайшее время. После этого подпишем соглашения с минтрансом и «РЖД».

Краевые власти заявили о решении вопроса с участком товарного двора, который необходим для строительства транспортно-пересадочного узла на базе Перми II. С этим проектом увязана улица Строителей. Есть ли движение по проекту?

– Напомню, что строительство ТПУ предполагает перенос с прежнего места автовокзала. Это существенно разгрузит дороги в районе Центрального рынка. Автовокзал же планируется возвести как раз на улице Строителей. Будет изменена маршрутная сеть, туда пойдет городской транспорт. Проекты ТПУ и ул. Строителей неразрывны, мы работаем по ним совместно с краевым правительством. Да, были определенные загвоздки, связанные с земельными участками, но ситуация нормализуется. Поэтому есть основания рассчитывать, что движение по проекту станет более динамичным.

Некоторое время назад прозвучало, что улица Строителей может стать первой платной магистралью в Перми. Рассматривается ли такая возможность сейчас?

– Заключение концессионного соглашения для строительства этой улицы можно рассматривать в том случае, если совсем не будет хватать денег. Но на сегодняшний день это не актуально.

Если резюмировать все вышесказанное, какие цели вы ставите на 2017 год?

– С точки зрения приоритетов для бюджетных инвестиций они не меняются. Это сфера образования. Мы будем продолжать строить детские сады и школы, потому что рождаемость растет. Расселение аварийного жилья также остается в приоритете. Задача – заключить минимум десять контрактов по развитию застроенных территорий. Кроме того, планируем сдать второй муниципальный дом.

Продолжим постепенно сокращать инвестиционный разрыв, чтобы в итоге его ликвидировать. Городу необходимо порядка 9 млрд рублей ежегодно на первичные инвестиционные потребности. Два года назад мы начинали с показателя 4 млрд, сейчас увеличили его до 5,5 млрд рублей.

Ментальная задача на многие годы вперед – развивать лидерский потенциал Перми. Он накоплен в образовании, в сфере межконфессиональных и межнациональных отношений, в умении грамотно формировать и исполнять бюджет, во взаимоотношениях с промышленными предприятиями, городским сообществом и некоммерческими организациями. Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию обратил внимание на то, что работы по благоустройству необходимо проводить с учетом мнения жителей. Например, мною поставлена задача – обсудить с жителями планы дальнейшего развития набережной. Мы будем следовать этому принципу и в других проектах.

Поделиться:
Главные новости