Общество
 28 июля 2016, 14:00   3434

Самоварная столица Урала

Корреспондент Business Class отправился в поселок Суксун – родину уральского самовара. Там живет знаменитый художник Константин Собакин в доме-музее среди экспонатов, которые сделал сам

Business Class продолжает серию репортажей о путешествиях по Пермскому краю. Сегодня отправляемся в поселок Суксун (в переводе с тюркских наречий Сук-су означает холодная или студеная вода), расположенный в 150 километрах от Перми. Основан в 1651 году. В 1757-м Акинфий Демидов построил на маленькой речке плотину и спустя два года запустил медеплавильный завод, который изготавливал медную посуду, колокола и самовары. В конце XIX века завод купили пермские пароходчики братья Каменские.

Сегодня в поселке самовары уже не производят – завод закрылся в 2007 году. Зато открыт историко-краеведческий музей, в котором есть экспозиция, посвященная медно-издельному промыслу. Проживает в Суксуне около 8 тысяч человек. Почетный житель поселка – Константин Собакин, знаменитый скульптор и художник, член Союза художников (с 1969 по 1972 – председатель Пермского отделения Союза художников), автор огромного герба РСФСР на фасаде Дома Советов и ордена Ленина на стеле, посвященной 250-летию Перми. Его дом-музей, как говорят местные, – «визитная карточка земли Суксунской».

– Дом как дом, что в нем красивого-то? – Собакин заходит на веранду и медленно проводит рукой по стене. Смущается от похвалы. Заметно, что он гордится своим двухэтажным особняком, в котором каждая деталь – произведение искусства.

Художнику 86 лет. Живет один – жена Раиса Николаевна умерла несколько лет назад. Каждый день Константин Мильевич начинает с зарядки в постели. Разминает ноги, руки, затем готовит завтрак, ест и отправляется на прогулку – от дома до суксунского историко-краеведческого музея. Отдыхает немного и возвращается.

– Мне больше двигаться надо. Последние дни, правда, приходится на палку опираться, – мастер показывает толстый деревянный посох с головой птицы, украшенный узорами и символами. – В 1995-м, когда делал ее, и не думал, что пригодится.

Справка Business Class Константин Собакин – график, скульптор, художник, мастер декоративно-прикладного искусства, член Союза художников РСФСР. Окончил Свердловское художественно-ремесленное училище, камнерезное отделение,а также Свердловское художественное училище, по окончании которого получил специальность преподавателя рисования и черчения в общеобразовательной школе. Собакин известен в Прикамье прежде всего как блестящий акварелист, мастер живописного и скульптурного портрета, художник-прикладник, который все делает своими руками. Его произведения хранятся во многих музеях (в том числе в Пермской художественной галерее) и частных коллекциях России и зарубежья.

Из дома на берегу пруда, в который Константин Собакин переехал из Перми в 80-х, он сделал музей. Окна, ставни, фронтон, забор декорированы резьбой геометрического орнамента, которая отчасти напоминает славянскую вышивку. На входе – мраморный рельеф Казанской Богоматери, которую художник считает своей покровительницей.

Жилые комнаты Константин Мильевич превратил в выставочные залы. На стенах повесил свои пейзажи и натюрморты, написанные акварелью, подарки друзей, портреты знакомых, выполненные на металле, граните или речной галькой на цементе. На подоконниках, столах – бюсты из дерева и камня, посуда, украшения. Собакин соорудил скамейки вдоль стен, приготовил десятки пар тапочек, на пол постелил вязаные крючком коврики – все, лишь бы гостям было комфортно.

Принимать у себя путешественников мастер стал больше десяти лет назад. Тогда на сайтах нескольких туристических агентств даже появились заявки на поездки в дом-музей. Художник водил туристов по комнатам, рассказывал о своих работах, о жизни. Раиса Николаевна принимала участие в организации экскурсий, внимательно следила за тем, все ли правильно делает муж, а после того как гости уходили, разбирала с ним ошибки и недочеты. Жены нет четыре года, но Собакин продолжает принимать группы туристов. Рассказ у него уже выверен, выучен и начинается всякий раз одинаково:

– Так сложилась – в 10 лет уже коров пас, в 13 дизельные насосы для тракторов регулировал, в 14 токарем на заводе работал. В годы войны семья жила бедно и потому, как только мне что-то попадалось, ветка там или камень необычной формы, тут же думал: а нельзя ли из этого что-нибудь полезное, красивое, интересное сделать? Это «болезнь» какая-то.

Слева – Раиса Николаевна. Справа – африканка, которую Собакин увидел в Москве.


Ко всему Собакин подходит творчески. В кухне у него хранится пиала из сушеного кабачка, на стене висят бусы из персиковых косточек и грецких орехов. Из ведра сделана люстра, а из крышек консервных банок – ордена.

– Вот сучок в лесу попался – изогнулся весь, как живое существо. Как его выбросить? Оставил на память. Или достались мне металлические листы – почему бы не попробовать чеканку? Сделал триптих о том, как на войну уходят. А это кап березовый (наплыв, нарост на стволе, ветвях или корне дерева – «bc»). Поколдовал немного – и женщина получилась, – Константин Мильевич показывает на бюст, стоящий на веранде.

Собакин говорит, что художником стал «случайно». Лет в четырнадцать, когда еще работал токарем на оптико-механическом заводе, нашел краски в подвале и – не пропадать же им – нарисовал церковь (картина, кстати, сохранилась и висит в кухне). Рисунок увидел художник Олег Коровин, гостивший тогда в доме Собакиных вместе с женой – двоюродной сестрой Константина Мильевича. Решили забрать юного токаря в Свердловск, чтобы там он поступил в художественно-ремесленное училище.

– Был я Данилой Камнерезом, – шутит мастер.

Первая картина мастера

Олег Коровин и Константин Собакин в мастерской


Константин Мильевич за свою жизнь перепробовал все виды декоративно-прикладного искусства – резьбу, роспись, набойку, литье, чеканку, аппликацию, выжигание, тиснение, мозаику, витраж, лепку. Перечислять можно до бесконечности. У него даже плетеные корзины есть.

– Плетением увлекся в детстве. Во время войны у нас жили женщины, которые здесь учились на трактористов и комбайнеров. Среди них была одна, по имени Еня, – курила, в брюках ходила. Плела корзинки и торговала ими на рынке, а нас с братом посылала вички (пруты, хворостинки – «bc») ломать. Однажды мама моя попросила ее научить нас плетению. А она: «Нет, Шура, ты мне сначала уплати». Меня это взорвало. В следующий раз сказал ей, что вицы не дам. Сам буду корзинки делать. И стал у нее конкурентом на рынке.

Константин Мильевич гордится своей коллекцией портретов из речной гальки


В просторной комнате, стены которой завешаны акварельными пейзажами художника, стоит кирпичная печь, обшитая сверху металлическими листами с узорами. За ней – небольшая комната с окном, выходящим на задний двор. На столе – коллекция чайников необычной формы. Все дело рук мастера Собакина, он даже электрические самовары сам изготовил. Наиболее интересный экспонат, созданный по заказу Суксунского завода, – самовар «Спутник». Простой, из шаров, на трех ножках. Его дарили летчикам-космонавтам после завершения очередного полета. Сейчас Константин Мильевич не работает с металлом – зрение не позволяет. Показывая незаконченный чайник, он отвечает, как бы смирившись: «Вышло уже мое время».

Рассказывая о своей жизни, музее, картинах и скульптурах, художник часто оборачивается на мозаичный портрет жены, выполненный из мелкой гальки. Будто бы для того, чтобы получить одобрение.

– Глядите, как она на меня смотрит. Всю жизнь так смотрела, проверяла, все ли я правильно делаю, – он говорит тихо и спокойно, даже немного с улыбкой. – Привычка у нее с детства – следить за всей семьей. Папа ведь погиб, а мама ушла работать на завод, оставив Раису за главную.

Константин Мильевич и Раиса Николаевна


У Раисы Николаевны и Константина Мильевича не осталось наследников. Художника иногда навещают племянницы и директор Суксунского историко-краеведческого музея Ольга Лялина. Собакину она во всем помогает, очень тесно с ним общается и иногда по-свойски обращается на «ты».

Но чаще художник один, поэтому по-детски радуется приходу новых гостей и расставаться с туристами не хочет. В дом к мастеру приезжают его коллеги, студенты и школьники, искусствоведы, музейщики, иностранцы. Для Собакина экскурсовод – это уже вторая профессия.

Константин Собакин, художник. Цитата из книги «Теплый дом у холодной воды»«Живут во мне воспоминания детства…Строгий, но справедливый отец, мягкая терпеливая мать, братья и единственная сестра - все было тепло и светло, как белые стены родного дома на Суксунской горе. Прошли годы, давно нет родителей, ушли старший брат и сестра. Я вырос, стал художником, объехал всю страну, написал сотни пейзажей, создал много скульптур и других красивых вещей… Выйдя на пенсию, вернулся на родину, в поселок Суксун, построил каменный дом у пруда. В нем много картин. Акварелей, висящих по стенам. В нем мебель, сделанная своими руками. В нем чайники, подсвечники, самовары, как и положено в настоящем, большом и гостеприимном доме. В центре Дома – хозяйка, Раиса Николаевна. Только благодаря ее доброте, мудрости и терпению мы с ней идем по жизни уже больше полусотни лет. Без нее не было бы ни Дома, ни Творчества, ни самой Жизни, такой длинной, счастливой и многотрудной…».

От дома Константина Собакина до Суксунского музея – пять минут пешком. В двухэтажном деревянном особняке в нескольких залах хранятся картины местных художников, предметы быта и этнографии, большая коллекция самоваров и экспозиция кустарной мастерской.

– Суксун называют родиной уральских самоваров. Считается, что впервые их стали делать в 1740-х годах. В конце XIX – начале XX века к ним пришла массовость, известность, общедоступность. В семьях хранились по 2-3 самовара, – рассказывает директор музея Ольга Лялина. – Они не уступали тульским по способу производства и качеству. Разница была только в формах, узорах, украшениях. Тульские, конечно, красивее и оригинальнее. У нас же производили только три вида – «рюмку», «банку» и «репку».

В начале ХХ века в Суксуне действовали 9 производств, на которых делали самовары. Кроме них было 80 кустарных мастерских, специализирующихся на вытягивании формы, на росписи или на изготовлении запчастей – ключей, кранов. Конкуренция, говорит Ольга Лялина, была огромная.

Работа в кустарной мастерской


Сегодня здесь мастеров, специализирующихся на изготовлении самоваров, уже не осталось. Зато много коллекционеров, в собрании которых по 20-30 экспонатов.

– Мы приглашаем собирателей на праздники, они демонстрируют коллекции, проводят мастер-классы для детей, – рассказывает Ольга. – Во многих семьях в Суксуне есть самовары. Большинство не жаровые, а электрические. Правда, чаще всего ими не пользуются, хранят в чулане до поры до времени и передают по наследству.

Интересно, что массовое производство самоваров закончилось недавно – в начале 2007 года. А расцвет Суксуна приходился на время управления им братьями Каменскими, которые купили завод в 1892 году. Вообще, говорит Ольга Лялина, поселок сильно преобразился благодаря семье предпринимателей. Появились парк на берегу пруда, школа, церковь, стали проводиться музыкальные вечера, концерты.

Каменские построили неподалеку от плотины сказочный дом в стиле модерн по проекту немецкого архитектора Романа Мельцера. Особо выделялась башенка с остроконечной крышей. К сожалению, увидеть особняк теперь можно только на фотографиях или картинах – он сгорел в 2001 году.

Несколько предметов мебели из дома семьи предпринимателей хранятся в Суксунском музее, в котором раньше жила прислуга. В одной из комнат находятся гостиный гарнитур и старинное, давно требующее реставрации зеркало. На стене висит портрет Лидии Николаевны Каменской, супруги именитого купца Ивана Григорьевича.

– Во время экспроприации в 1917 году она попросила своего конюха вынести ларец с драгоценностями. Мужчина ходил под носом у солдат целую неделю, отвлекая внимание, а потом в удобный момент вынес ларец. За это Лидия Николаевна подарила ему портрет. До 1980 года он находился в семье конюха, был семейной тайной. Потом его передали в музей.

Интересно, что лицо барыни написано профессионально, а вот платье прорисовано плохо. Эксперты говорят, что, скорее всего, Каменская привезла портрет в Суксун незаконченным и завершала его сама.

С домом Каменских, от которого сейчас остался только фундамент, связано много легенд. По преданиям, от него идут два подземных хода – один под прудом до церкви, второй – на старый завод. Поговаривают также, что на территории усадьбы зарыт фамильный клад.

Суксунский музей постепенно расширяется. Недавно на территории бывшего заводоуправления открылась новая экспозиция, посвященная Демидовым. Рядом с новым залом музея – живописный липовый парк с первым в России памятником самовару высотой около 3 метров. Изготовил его член Союза художников России Иван Сторожев. Четыре скульптуры символизируют достаток, крепкие семейные отношения и гостеприимство.

Помимо дома Собакина, музея и парка со скульптурой в Суксуне еще много где стоит побывать. На территории поселка находится памятник архитектуры – церковь Петра и Павла, построенная в 1729-30 годах по распоряжению бывшего заводовладельца Акинфия Демидова, то есть строительство ее осуществлялось одновременно с постройкой Суксунского медеплавильного завода.

В окрестностях есть водопад Плакун и Серый камень (Вакутин камень) – памятники природы. Имеется единственный самотекущий сероводородный источник в России. Со дна Суксунского пруда добывается сульфидная иловая грязь, называемая суксунским пелоидом, имеющая высокую концентрацию сероводорода. Это дало толчок для создания в Ключах курорта, который с 1929 года стал курортом областного значения.

РЕКОМЕНДАЦИИ

– Суксун находится в 150 километрах от Перми. Добраться до него можно по трассе Пермь – Екатеринбург. Координаты: 57.143338, 57.389476.

– Крупные населенные пункты по пути: Кунгур.

– Константин Собакин живет по адресу: п. Суксун, ул. Первомайская, 1. Об экскурсиях любит договариваться сам, поэтому заранее позвоните ему по телефону (34 275) 3-17-25. Художник не просит плату за посещение его дома. Но вы можете сами сделать взнос, положив деньги в ящик на входе .

– Суксунский историко-краеведческий музей находится по адресу: п. Суксун, ул. Первомайская, 52. Телефон (34 275) 3-19-05. В выходные музей работает по записи.

– Местные жители на берегу пруда со стороны парка сдают в аренду катамараны и лодки.

– Рядом с музеем в Суксуне есть большой продуктовый магазин и две аптеки.

– У Суксуна есть сайт, на котором много информации о достопримечательностях и об истории поселка. Сайт есть и у историко-краеведческого музея.

– На автобусе до поселка можно добраться по маршруту Пермь – Суксун. Стоимость билета – около 350 рублей.

Дом, в котором жил конюх семьи Каменских. Здесь долгое время хранился портрет Лидии Николаевны

Новую экспозицию, посвященную династии Демидовых, открыли недавно

В центре поселка есть очень красивая аллея со скульптурами, ведущая от ЗАГСа к берегу пруда

В парке в Суксуне стоит памятник Герою Советского Союза Ивану Золину, который сделал Константин Собакин.


Репортаж из Суксуна – это очередная серия проекта Business Class о путешествиях по Пермскому краю. Напомним, ранее мы рассказывали историю храма, который построили Дягилевы в 1860 году, и монастыря, где семь монахинь заведуют музеем знаменитой семьи. Писали о селе Буб, где жила женщина, отдавшая все сбережения на самолет для фронта, и выступает уникальный ансамбль «Родные напевы», а также о селе Троица, где жил поэт-футурист Василий Каменский

Фото: Алексей МЕРКУЛОВ, архив художника.

Поделиться:
Главные новости