Business Class продолжает путешествовать по краю. Мы отправляемся за 50 километров от Перми, в село Троица, главной достопримечательностью которого является Дом-музей уральского поэта и писателя Василия Каменского.

Троица располагается на полуострове, который с трех сторон огибает река Сылва (в переводе с коми- пермяцкого – «талая вода»). История села начинается в 1469 году, когда здесь были построены два сторожевых острожка (постоянный или временный населенный укрепленный пункт, обнесенный частоколом из заостренных сверху бревен): Верхне-Сылвенский и Нижне-Сылвенский. На месте второго затем возник мужской монастырь, а еще позже – Свято-Троицкая церковь, от которой, по одной из версий, село и получило свое название.

Сейчас в Троице постоянно проживают больше 500 человек. Василий Каменский, поэт-футурист, друг Маяковского, автор поэмы «Стенька Разин» и один из первых русских авиаторов, жил здесь, на улице Советской, с 1932 по 1951 год.

«Вася всегда знал, что он будет исключительным, необыкновенным, высоким орлом над долинами будней. Одаренный от природы внутренними богатствами, светлой гордостью, обаянием воли, красивой внешностью ­– он всюду мальчиком обращал на себя острое внимание. Вот это обстоятельство и служило всегда причиной общего раздражения против гениального Васи и в детстве, и теперь. Уж слишком не по плечу всем Вася».

О Василии Каменском никто не скажет и не напишет лучше, чем он сам. Озорной жизнелюб, вдумчивый и неравнодушный, он осознавал, что достоин музея имени себя. В книге 1918 года «Его-моя биография великого футуриста» писал про хутор (в данном смысле – обособленный земельный участок с усадьбой владельца) на Каменке, где провел несколько лет и коллекционировал интересные сувениры и произведения искусства, добытые в поездках: «Его музей ценнее – здесь вещи живут, смотрят, слушают, знают, Его вещи одухотворены Поэтом».

Музей открылся спустя почти полвека, в 1974 году – в селе Троица, в доме-пароходе, который писатель с помощью друзей и единомышленников построил по собственным чертежам.

– Дом когда-то принадлежал священнику, до переезда нашего поэта в нем еще располагались школа и квартира учителей, – рассказывает заведующая музеем Ольга Яркова, она в Троице живет по соседству со знаменитой усадьбой. – Почти сразу же, как Василий Васильевич поселился здесь, решил перестроить дом. Почему именно под пароход – версий много. Может, связал это со своим рождением. Сам Каменский писал, что появился на свет в каюте на пароходе, где его дед был капитаном. Но мне кажется, что это выдуманная история, которая просто приглянулась автору. Более правдоподобный вариант основывается на том, что Каменский позаимствовал идею во время путешествий. Так, многие архитектурные элементы схожи с домом художника и поэта Максимилиана Волошина в Коктебеле.

Василий Каменский построил дом-корабль по собственным чертежам.


В любом случае Василий Васильевич желаемого эффекта добился. Расположенный на крутом берегу Сылвы, дом будто плывет по реке. Он сильно выделяется на фоне остальных своей балконом-палубой, крыльцом-носом корабля и смотровой площадкой на крыше с мачтой и флагштоком. Яркими красками расписан фасад, наличники и большие ворота.

– Каменский переехал в Троицу, будучи уже известным поэтом. Хутор, который вместе с братом построил на речке Каменске в 1912 году и где жил несколько лет, он отдал колхозу, а взамен получил эту усадьбу. Местные жители относились к Василию Васильевичу неоднозначно. Одни за вызывающее поведение его не любили, обвиняли в том, что разрушил церковь, священника выгнал. Другие превозносили, обожали за отзывчивость и щедрость: за рассказы и сплетни он дарил деревенским женщинам ткани, – Ольга Яркова задумывается. – Мой папа тоже бегал к нему и обменивал грибы и ягоды на конфеты или сахар.

В селе на каждого жителя найдется своя история или воспоминание о поэте. Одни говорят, например, что однажды он сорвал посевную – споил всех крестьян. Другие предполагают, что приходятся знаменитому односельчанину внуком/внучкой – мол, соблазнял их бабушек. Но одна из самых обсуждаемых тем, связанных с Каменским, это, конечно, его полеты. Благодаря Василию Васильевичу Пермь впервые увидела аэроплан. В произведении «Путь энтузиаста» он описал момент появление с «Блерио» (так называл свой самолет) в городе: «Пермь впервые от сотворения мира увидела аэроплан. Собралось много народу смотреть на диковину, иные просили разрешения пощупать, потрогать, понюхать».

Он ездил за границу, обучался летному делу и числился в первой сотне летчиков России. Построил свой аэроплан и летал над Камой. Особенно нравилось ему подниматься над проплывающими пароходами, потому что дамы, завидев его, с визгом разбегались. А Каменский от души хохотал, – рассказывает заведующая музеем. – В 1912 году в польском городе Ченстохове Василий Васильевич попал в авиакатастрофу. Выжил чудом.

«29 мая 1912 года, совершая в Ченстохове публичный полет в сильный ветер (перед грозой) я перевернулся с аэропланом на большой высоте, камнем упал и тяжело разбился. Меня увезли в госпиталь. 11 часов я был в глубоком безсознанье. Свой аэроплан расшиб в щепки. Целым остался мотор. В утренних газетах напечатали некролог (во время выпуска газет я лежал еще в обмороке) под заглавием: погиб знаменитый летчик и талантливый Поэт Василий Каменский».

Василий Каменский (второй слева) и Харитон Славороссов (третий справа) на аэродроме «Авиаты»


В некоторых путеводителях Каменского называют уральским Леонардо да Винчи. Он писал, рисовал, преподавал, охотился и рыбачил, конструировал, летал, изучал агрономию, вел агитационную работу, снимался в кино и играл в театре. Был неутомимым изобретателем и выдумщиком. Вместе с поэтами Давидом Бурлюком и Владимиром Маяковским активно путешествовал по стране с выступлениями и читал со сцены свои футуристические произведения. Василий Каменский придумал «железобетонные поэмы» или поэтические ребусы – набор слов, цифр, звуков, букв, которые нужно сложить в единую словесную картину. Он называл их «стихами конструктивизма», писал, что «впервые применил разрывы, сдвиги и лестницу ударных строк». Печатал книгу на обратной стороне комнатных обоев – как «знак протеста против роскошных буржуазных изданий».

– Каменский в этих поэмах выражал свои эмоции и чувства, играл с читателем. Например, в рассказе о катании на роликах он в некоторых местах рисовал вертикальную букву «о» – значит, ехал. Там, где рисовал горизонтальную, – упал. Свои необычные стихи он часто читал жителям села, – говорит Яркова.

Дом-музей, созданный по инициативе сына поэта, его полного тезки, в 1984 году горел. По словам Ольги Ярковой, это был поджог. Огонь уничтожил все экспонаты, целой осталась только голландская печь (ее, кстати, до сих пор зимой топят). После музей собирали практически с нуля, вещи для коллекции искали у родственников и знакомых Каменского. Действующая экспозиция открылась в 2004 году.

В 2013-м на заднем дворе дома создали экспозицию «Путь энтузиаста» – игровой рассказ об увлечениях Василия Васильевича. Есть сцена с троном («лестница в небо»), с которой читают стихи, «пристанище рыбака» с сетью, веслами, удочками и сушеной рыбкой, огромная беседка (сосновый кабинет поэта, описанный в его произведениях) со столиком и шторами, развевающимися на ветру, макет аэроплана, в котором можно посидеть, и форма авиатора – шлем, кожаные перчатки и шарф.

Летом школьники со всей округи приезжают сюда, чтобы познакомиться с жизнью и творчеством Каменского. В музее много делается для того, чтобы юным посетителям было интересно и легко. Придумываются новые загадки, ребусы, игры. Сейчас, например, из дерева вырезают огромные домино.

За пределами усадьбы, прямо за забором, протекает обычная дачно-огородная жизнь: бабушки в халатах хлопают половики, плотники пилят доски, сидя на краю крыши. По соседству с домом Каменского местные жители на площадке, которая обычно используется под рассаду, устроили стоянку и сдают парковочные места людям, которым нужно перебраться на другой берег реки в деревни Лысманово или Кокшарово (на автомобиле туда не проехать, только на пароме или катере).

В музее для экскурсий открыты три комнаты. В двух на первом этаже – документы, связанные с жизнью в Троице, его произведения, афиши, «железобетонные поэмы», фотографии его и детей, внуков, которые тоже были связаны с творчеством. Сыновья Василий и Алексей были художниками, внучка Елена – балерина, заслуженная артистка России.

В доме у Василия Каменского была собственная оранжерея


На одном из стендов – макет, созданный Каменским и изображающий падение с аэроплана: «На фоне железного листа, прицепленного к крючку этак на вершок от стены, свешивалась на проволоке пятифунтовая гиря с нарисованным на ней лицом. Внизу, под гирей, в луже крови (сурика) – обломки аэроплана. Для достижения полного впечатления надо было трясти за угол «картины» – тогда голова ударялась об железо и вообще получался гром грозы», – описывал свою работу сам Василий Васильевич. Многие творческие работы мастера сегодня хорошо бы вписались в экспозицию Музея современного искусства.

На втором этаже – каюта капитана, она же комната поэта. Пожалуй, самое уютное место в доме. Окна тут широкие, светлые – в то время ни у кого таких не было. Хозяин ими очень гордился, но зато каждую зиму мучился от холода, потому что они плохо сохраняли тепло.

В углу стоит небольшая кровать, на которой Каменский провел последние годы жизни в Троице. В 44-м из-за тромбофлебита ему ампутировали обе ноги, а в 48-м поэта сразил инсульт. Через несколько лет его, парализованного, увезли в Москву, где за Каменским ухаживала жена Валентина Николаевна Козлова и трое сыновей – Василий, Алексей и Глеб. Поэт был «непромокаемым оптимистом», любил жизнь и до последнего не хотел сдаваться. Умер он в 1961 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

«Я – рыцарь Грядущаго Мира – Пятница. Он (Поэт, один из образов Каменского – «bc»)– верный Себе Робинзон Крузо. И оба мы – сверхоптимисты. Ни я, ни тем более Он – величайший изъ современных мудрецов – несмотря на все ложно-свободное – никого низачто неосуждаем, нетребуем исправленья».

Карандаши, книги, газеты, блокноты, печатная машинка, кукла-персиянка, портрет Есенина – большинство вещей в этой комнате помнят прикосновения Василия Васильевича. Есть граммофон, который поэт вытаскивал на веранду и включал на полную громкость, сообщая таким образом о своем возвращении в Троицу. С балкона второго этажа лестница ведет на крышу – одно из любимых мест хозяина дома, откуда открывается впечатляющая панорама. Можно увидеть, как вдалеке сливаются воедино три реки – Сылва, Юрман и Кутамыш.

Каменский всегда был неравнодушен к Уралу и рекам. О Каме он писал как о «мать заменившей».

«Кама – единственное – как Солнце – счастье, ласково матерински обвеявшее мое сиротское детство теплыми чудесами. Кама – вот кто была моей желанной подругой ни разу меня не обидевшей. Кама – вот кто была моей крыловейной сказкой впервые рассказавшей моему сердцу изумительную правду: будто во мне живет нечто иное – второе существо, которое будет называться после Поэтом».

О знаменитом поэте-футуристе сегодня напоминает не только дом-музей. В этнографическом парке реки Чусовой установлен памятный знак в виде «парящего» в воздухе аэроплана. Его именем названа улица в микрорайоне Парковом города Перми. Художник Александр Жунев изобразил портрет авиатора на одной из многоэтажек в краевой столице.

РЕКОМЕНДАЦИИ

– Адрес музея В.В. Каменского: Пермский край, Пермский район, село Троица, ул. Советская, 18. Записываться на экскурсии можно у Ольги Владимировны Ярковой по телефону 8-902-83-08-420.

– Координаты: 57.987195, 56.791329.

– Музей работает со вторника по субботу с 10.00 до 17.00.

– Ближайший банкомат находится в Сылве, поэтому возьмите с собой наличные деньги (входной билет – 100 рублей).

– На автомобиле от Перми ехать около 50 километров через Новые Ляды и Сылву.

– На автобусе – от центрального автовокзала сообщением Пермь-Троица. Рядом с музеем есть остановка.

– Кунгурский и Пермский районы соединяет речная переправа в селе Троица. Поэтому после посещения музея вы можете прокатиться на пароме.

– На сайте Пермского краеведческого музея есть виртуальный тур по музею Каменского.

Репортаж из села Троица – это новая серия проекта Business Class о путешествиях по Пермскому краю. Напомним, ранее мы рассказывали историю храма, который построили Дягилевы в 1860 году, и монастыря, где семь монахинь заведуют музеем знаменитой семьи. А также о селе Буб, где жила женщина, отдавшая все сбережения на самолет для фронта, и выступает уникальный ансамбль «Родные напевы».

Фото: Алексей МЕРКУЛОВ, wikipedia.org, museum.perm.ru. В тексте использованы цитаты из книги «Его-моя биография великого футуриста».