cookie:
Город
  1. Город
 07 июля 2016, 07:00   7467

В поисках Буба

В поисках Буба
Корреспондент Business Class побывал в селе, где жила женщина, отдавшая все сбережения на самолет для фронта, и выступает уникальный ансамбль бабушек

Business Class продолжает серию репортажей, посвященных путешествиям по Пермскому краю. По рекомендации специалистов дома народного творчества «Губерния» мы отправились в село Буб, которое находится в Сивинском районе, недалеко от границы с Кировской областью. Рядом протекает одноименная река – правый приток Обвы.

С 1795 года Буб имел статус сельца (небольшое поселение без церкви, но хотя бы с одним помещичьим двором и несколькими крестьянскими избами), а с 1863-го, после постройки Александро-Невской деревянной церкви, стал селом. В 1918 году его территорию и прилегающие волости охватило крупнейшее в Прикамье Сепычевское восстание крестьян.

В поисках БубаВ поисках БубаСейчас в селе есть Дом культуры, универмаг, почтовое отделение, современное сельхозпредприятие, общеобразовательная и музыкальная школы, детский сад и библиотека. Живут в Бубе около 1000 человек. И все, от школьников до пенсионеров, могут рассказать выученную назубок историю об односельчанке, которая в годы Великой Отечественной войны продала свое имущество и вырученные средства, по словам местных, отдала на строительство боевого самолета для Красной Армии.

Как же я так, недопетрила-то. Цветы нужно было взять. Который раз прихожу, и все забываю. – Вера Ивановна, внучатая племянница знаменитой жительницы села Буб, Матрены Ивановны Яковлевой, шурша длинной юбкой по слегка помятой траве, ведет нас к могиле тетушки. Женщина пробегает пальцами по листьям ландышей, которые она посадила в прошлом году, и стирает пыль с черного металлического памятника. Фотографии на нем нет, только надпись.

В поисках Буба– Тете Матрене Бог за благородный поступок отвел 101 год (Матрена Яковлева родилась 19 ноября 1894-го и умерла 31 мая 1995-го – «bc»). В селе ее любили и уважали. За советами ходили или просто – рассказы слушать. Была она величайшая оптимистка, несмотря на то, что под конец жизни осталась совсем одна.

Матрена Ивановна Яковлева – женщина-легенда, пример для всех местных жителей. Про ее подвиг рассказывают в школе, пишут в газетах, снимают кино. Со слов старожилов известно, что у нее было самое большое хозяйство на селе: с пасекой, огородом, двором, домашними животными. Но однажды она решила все продать, чтобы помочь Красной Армии и мужу, который отправился на фронт. На рынке в Перми за свои припасы, скотину, фамильные ценности выручила 100 тысяч рублей и отнесла их в отделение Госбанка, перечислила в «Фонд обороны». Там она узнала, что денег хватит на боевой истребитель.

– Она слышала о страшных боях в Сталинграде, переживала за мужа и хотела внести свой вклад в Победу. Все отдала. Ни копейки себе не оставила, – рассказывает Вера Ивановна. – И никто об этом не знал. Лишь спустя много лет она поведала историю учительнице местной школы, которая со своим классом шефствовала над тетей. А потом внучка моя, Лиза, стала собирать информацию в архивах, беседовать со стариками, знакомыми Матрены. Сделала целый проект о своей прапрабабке.

В поисках БубаВера Ивановна Боталова - внучатая племянница женщины-героини Матрены Яковлевой


В 2012 году в селе Буб Матрене Яковлевой поставили памятник. Скульптор Алексей Татаринов из Перми изобразил героиню сидящей на скамье со сложенными на коленях руками. Взгляд ее устремлен вдаль. К монументу ведет выложенная плитами дорожка, напоминающая взлетную полосу. А над головой Матрены – самолет, тот, о котором она мечтала.

В поисках БубаВ поисках БубаВ поисках Буба

На площади, где стоит памятник, проходят все торжественные мероприятия, праздники, награждения. Легенда о подвиге крестьянки сегодня объединяет и вдохновляет жителей Буба. Так, участницы этнографического ансамбля «Родные напевы», основанного в селе еще в 1988 году, планируют написать песню о Матрене Ивановне.

– Удивительная была бабушка. Хорошо помнила старые песни и танцы. Но поделиться ими не успела. Да мы и сами поздно спохватились, – вспоминает руководитель ансамбля Елена Кузнецова.

Елена приехала в Буб на практику в местный Дом культуры в 1984 году и решила остаться, создать новый творческий коллектив, с которым можно выступать в деревнях.

– Бабушка у меня была староверкой, но пела на свадьбах. Наверное, любовь к фольклору от нее, – рассказывает женщина. – Сначала в селе организовали хор, участницы которого приходили к местным бабушкам на посиделки. Чай пили, записывали старинные тексты и пели. А потом бабушки сами стали ходить к нам на репетиции. В 1988 году они образовали свой состав, «старший», который и назвали «Родные напевы».

В поисках БубаВ поисках БубаЕлене Кузнецовой, самой младшей артистке «Родных напевов», 50 (себя она тоже называет бабушкой). Самой старшей, Анне Прокопьевне Юдиной, в ноябре исполнится 98. Она, правда, на сцену ужене выходит, сарафан не надевает. Но отлично помнит все тексты и делится ими с пермскими фольклористами.

– Репертуар очень большой. Несколько сотен композиций – семейных, свадебных, солдатских, разбойничьих. В основном его составляла сама Анна Прокопьевна из старинных песен, которые передавались из поколения в поколение живущими здесь коми-пермяками и удмуртами, русскими и белорусами-переселенцами, – отмечает Елена. – Но дай нашим волю, они и современные песни запоют, как бурановские бабушки.

В поисках БубаИз репертуара «Родных напевов»:

«Александровска береза, береза

Посреди кружка стояла, стояла,

Она листьями шумела, шумела,

Золотым венком веяла, веяла.

Гуля, гуля-голубок, гуля, сизенькой, сизокрыленькой.

Ты куда, голубь, пошел, куда, сизый, полетел?

Я ко девице, ко красавице, коя лучше всех, коя вежливее.

Без белым она бела, без румян хороша.

То невеста моя поцалует меня. Поцалует да уйдет, больше разу не придет».

В поисках БубаЕжегодно в Сивинском районе проходит фестиваль, названный в честь «Родных напевов». Организуют его в Бубе на площадке, которую местные называют «зеленой зоной села». В тени деревьев мастера торгуют своими поделками, повара угощают пирогами и бражкой с изюмом, на сцене выступают участницы фольклорного коллектива в традиционных костюмах – сарафанах, поневах (юбках), расшитых вручную, шелковых платках и берестяных бусах. Подыгрывает им заводной гармонист – единственный мужчина в ансамбле. После концерта начинаются экскурсии, конкурсы, игры, соревнования косарей, купание в реке, хороводы и прыжки через костер.

В поисках БубаВ поисках БубаВ поисках БубаВ поисках Буба

Живет в селе еще один человек-легенда, которого знают все местные, – Владимир Чебыкин. Редких гостей Буба в первую очередь ведут к нему в музей «Животный мир Прикамья», главные экспонаты которого – чучела зверей и птиц – мастер сделал сам.

Владимиру Ивановичу 69 лет. Из них 40 он работает в местной школе. После пермского педучилища по распределению устроился сюда преподавателем рисования и черчения, потом закончил педагогический университет и, как освободилось место, стал обучать детей ботанике и зоологии.

– Поначалу мы с ребятами рисовали животных «с натуры, по памяти и по воображению». По памяти это, например, свою кошку, корову. По воображению – после того как я прочитаю им кусочек текста, описания. А вот с натуры – это с чучела. В школе было чучело грача без хвоста и кролика с оторванными ушами и плоскими невыразительными глазами. Дети так и изображали животных, – вспоминает мастер.

В поисках БубаВ поисках БубаВ поисках БубаТогда Владимир Иванович решил сделать чучело из подстреленной утки. Учился сам, по охотничьим журналам, где публиковали статьи о таксидермии. Кусок текста прочитает – выполняет. Говорит, первую работу за день сделал. Потом повторил на белке, на зайце. И увлекся на всю жизнь. Сейчас преподает в кружке «Прикладная биология», куда берет детей от 11 лет, и заведует собственным музеем.

Зарегистрировано у меня без малого 2000 работ. Хранятся в Бубе, Сиве, Перми и в частных коллекциях. Для каждого экспоната изготовлена карточка, в которой указан ареал обитания, место добычи, масса, возраст, пол, длина уха, хвоста, туловища, ступни, – рассказывает Чебыкин. – Сейчас сам я уже практически не охочусь. Большинство зверей и птиц мне приносят – то дети в лесу найдут, то автомобилист на дороге подберет. Некоторые даже своих домашних животных тащат – кошек, петухов.

В поисках БубаВ поисках БубаУ Владимира Ивановича есть своя мастерская на втором этаже в школе. Когда занятий нет и учебное заведение закрыто, он целыми днями сидит в каморке за любимым делом, иногда перебирает дневники. Чебыкин в стареньких блокнотах фиксирует свои наблюдения. В его записных книжках – современная история села Буб и его жителей, который хранят легенду о крестьянском подвиге, прославляют своих умельцев и продвигают фольклор народов Прикамья.

В поисках БубаБуб, конечно, не место для путешественников, которые любят комфортный отдых. Дороги здесь плохие, нет гостиниц, кафе или ресторанов. Но для любителей этнографических туров это уникальная возможность познакомиться с обычаями старой русской деревни. Бабушки из «Родных напевов» говорят, что готовы принять гостей. Они выделят комнату, угостят настойкой, споют что-нибудь из своего репертуара, а потом расскажут про Матрену Ивановну и познакомят с Владимиром Чебыкиным.

В поисках Буба

РЕКОМЕНДАЦИИ

– село Буб находится в 160 километрах от Перми. Координаты: 58.296118, 54.388884;

– крупные населенные пункты на пути – Краснокамск, Нытва, Очер, Верещагино;

– на общественном транспорте до села Буб можно доехать на автобусе, который следует по направлению Пермь – Сива. От остановки Сива пешком около 30 минут;

– возьмите с собой наличные деньги;

– рядом протекает река, поэтому, как обычно, готовьтесь к нападению оводов и паутов;

– найти ночлег, договориться об экскурсии в музей поможет руководитель ансамбля «Родные напевы» Елена Кузнецова. С ней можно связаться по номеру телефона Дома культуры (34277) 227-15; – репетиции ансамбля бывают три раза в неделю – в понедельник, четверг и пятницу, в 11.00. Если вы хотите посетить их, предупредите Елену Ивановну. Возможно, она также подскажет вам, когда состоятся ближайшие выступления;

– об экскурсии в музей можете узнать и через Бубинскую среднюю общеобразовательную школу по номеру телефона (34277)227-36 – подробнее о селе, его жителях и праздниках, которые они отмечают, могут рассказать в Пермском доме народного творчества «Губерния».

Репортаж из села Буб Сивинского района – это новая серия проекта Business Class о путешествиях по Пермскому краю. Напомним, на прошлой неделе мы рассказывали историю храма, который построили Дягилевы в 1860 году, и монастыря, где семь монахинь заведуют музеем знаменитой семьи.

Известный региональный эксперт в области туризма Елена Шперкина отмечает, что сейчас многие пермяки практически не путешествуют по краю.

– Печально, что сегодня люди лучше знают Турцию или Египет, чем свой родной край. Важно продвигать краеведение, воспитывать в пермяках любовь к Родине, – рассказывает Елена Шперкина.

В поисках БубаВ поисках Буба

В поисках БубаВ поисках БубаВ поисках БубаВ поисках БубаВ поисках БубаВ поисках БубаВ поисках БубаВ поисках БубаВ поисках БубаВ поисках БубаВ поисках БубаВ поисках Буба

В поисках БубаВ поисках БубаВ поисках БубаВ поисках БубаВ поисках БубаВ поисках БубаВ поисках БубаВ поисках Буба

Фото: Алексей МЕРКУЛОВ, ветеран.мвд.рф, etnoperm.ru

Поделиться:
Все новости компаний