Культура
 01 марта 2016, 18:11   1845

Интеллектуальный наив

Интеллектуальный наив
Выставка «Художник Анна» открывает для пермяков умного и ироничного мастера наивного искусства

Музей советского наива представил новую экспозицию – «Художник Анна».

Это не просто выставка, это настоящее открытие интересного большого художника, и что немаловажно – художника пермского.

Первая выставка у Анны Аборкиной состоялась в три года. Ее отец, известный пермский журналист и краевед, работал тогда директором Дома журналистов. Там он и развесил по стенам работы своей маленькой дочери. Следующая выставка была в 2010 году, ровно через 50 лет после первой. Эти годы вместили в себя учебу в пермской школе №77, филфак пермского университета, годы, проведенные в Ленинграде и Туркмении, и болезнь, которая не дала сбыться многим планам и заставила Анну стать пленницей своей квартиры.

Интеллектуальный наив

Как и все наивные художники рисовать Анна никогда не училась. Почти все ее работы созданы акриловыми красками на картонках или фанерках.

Ее любимые цвета: красный, бирюзовый и малиновый, иногда художница использует флуоресцентную гуашь. В серии работ посвященных дягилевским «Русским сезонам в Париже» флуоресцентно неземное сияние окружает знаменитых балерин Анну Павлову, Тамару Карсавину, Веру Фокину, создавая и настроение, и неожиданный эффект объема, которого обычно картины «наивников» лишены. Этому же способствует и рельефный характер поверхности картонок, на которых написана «балетная» серия. Работники музея сетуют, что из-за этих особенностей полиграфия не может передать цветовую гамму работ Аборкиной, эти картины надо смотреть только вживую.

Интеллектуальный наив

У Анны Аборкиной цепкий взгляд, она сразу ухватывает характерные черты и буквально двумя-тремя линиями так точно рисует портреты, что порой они напоминают раскрашенные шаржи. Во всяком случае, на картине, посвященной Пермскому театру оперы и балета, и без подписи сразу понятно, где Георгий Исаакян, а где Валерий Платонов.

«Не спрашивайте меня, как я работаю. Я не знаю, откуда это приходит, – говорит Анна – Я просто знаю, что вот эта краска должна быть вот здесь».

Интеллектуальный наив

Приходить на выставку наивных художников – значит, приходить за радостью, которую дарят чистые, очень яркие краски, неровные, словно детской рукой, рисованные фигуры. Все это есть и у Анны, те же локальные цвета, то же отсутствие перспективы в построении картины, но ее работы скорее озадачивают. В каждой из них, запрятана какая-то мысль, идея или история.

Художница живет затворницей, и жизнь ее наполняют исторические, литературные и мифологические образы, которые она выплескивает на свои картонки, предварительно осмыслив и «обжив» их. На ее картинах Зевс похож на румяного деревенского мужичка, только вышедшего из бани, завернувшись в полотенце, а про Мнемозину хочется сказать – «та еще штучка».

Интеллектуальный наив

Подобно многим наивным художникам Анна Аборкина любит перерисовывать картины известных художников. Но и здесь ее острый ироничный ум превращает перерисовки в оригинальное послание, предназначенное как авторам первоисточника, так и зрителям. Ее визитной карточкой стала картина, в которой художница изобразила себя в виде знаменитой «Джоконды». Не менее интересна и ее работа «Изображения двух католических мадонн с двумя младенцами Иисусами на руках».

Со своими персонажами Анна Аборкина находится в сложных отношениях: она не любит Пушкина, но рисует его и Наталью Гончарову очень часто, а вот Вяземского любит, но создала всего один его портрет. Не любит Анна и Дягилева, но его портреты – среди самых интересных ее работ.

Интеллектуальный наив

Куратор выставки Татьяна Синицына радуется: «Музей работает четвертый год, и это первая выставка, когда мы перестали слышать от зрителей привычную реплику «Разве это искусство, я тоже так могу!». К слову, интерес к выставке повышенный, приходят даже профессиональные художники, которые обычно снисходительны к творчеству своих «наивных» коллег.

Работа с Музеем советского наива над первой профессионально сделанной большой выставкой дала неожиданный поворот в творчестве Анны Аборкиной. За последний год она создала несколько картин в новом для нее стиле. От маленьких картонок Анна перешла к большим многофигурным композициям и стала использовать технику коллажа, дополняя свой рисунок фотографиями, картинками и надписями на русском и латинском языках.

Интеллектуальный наив

Вместе с этим в ее творчестве появилась новая тема – расстрелянная царская семья. На выставке представлены несколько больших картин, посвященных судьбе последнего русского царя и его семьи. Около картин, выполненных в технике коллажа, зрители останавливаются надолго. На большой картине «Сегодня царь, завтра ничто» на групповом портрете Романовых в три ряда наклеено около 40 маленьких картинок, и это превращает созерцание работы в некий интеллектуальный квест с отыскиванием ассоциаций и параллелей.

Для художницы, в чей внутренний мир не так просто попасть, коллаж – это средство придать образу новую грань, усилить впечатление. Так крохотная цветная картинка со сказочным принцем из диснеевского мультфильма, приклеенная рядом с цесаревичем Алексеем, с невероятной эмоциональной силой подчеркивает трагизм образа.

Всего на выставке «Художник Анна» представлены почти 100 картин, и это большая заслуга музея, ведь свои работы художница часто дарит, и собрать их в одном месте стоило большого труда. Создатель и владелица музея советского наива Надежда Агишева приняла решение о формировании на базе музея коллекции Анны Аборкиной, и эта работа предвещает сохранение, изучение и популяризацию таланта яркого и необычного художника.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний