В 2015 году в Пермском книжном издательстве вышла новая книга «По царскому следу». Ее автор – Владимир Гладышев, известный пермский краевед и журналист, долгие годы посвятил расследованию обстоятельств убийства в Перми в 1918 году Великого Князя Михаила Романова, младшего брата русского царя Николая II.
О своих поисках, расследованиях и находках Владимир Гладышев рассказал обозревателю «bc».
Автор книги, краевед Владимир Гладышев
В своей книге вы опровергаете версию, которая долгие годы принималась безоговорочно и гласила, что убийство Михаила Романова – это личная инициатива нескольких пермских рабочих, похитивших и расстрелявших Великого Князя без всяких указаний власти. Почему же его убили?
– Его просто не могли не убить. И это, конечно, была спецоперация, решение о которой было принято наверху. Достаточно вспомнить, что непосредственным организатором похищения и убийства Михаила и Джонсона был Гавриил Мясников, член ВЦИК, а в подобранной им группе боевиков были люди, лично знакомые с главным координатором ликвидации царской семьи председателем ВЦИК Яковом Свердловым, работавшие с ним еще в подполье.
В 1918 году положение советской власти было шатким, широкой поддержки у народа она не имела, шла Гражданская война. Со времени свержения царской власти, которую большинство населения воспринимало как законную, освященную Богом, прошел всего год. С прибытием Михаила Романова в Пермь в городе сразу активизировалась деятельность агентов иностранных разведок: и Германии, и стран Антанты. Из этого стало понятно, что за рубежом делают ставку не на Николая II, а на Михаила – яркого неординарного человека, способного в любой момент занять свое законное место на престоле.
Он был очень опасен для советской власти и, заметьте, его и расстреляли раньше, чем Николая II. Михаил Романов мог возглавить страну и обладал всеми необходимыми для этого качествами и чертами характера.
Вы так уверенно утверждаете, откуда вам это известно?
– От целого ряда его современников, я изучил их воспоминания, и… от самого Михаила Романова, я читал его дневники. Несколько лет назад они были приобретены у одного из зарубежных коллекционеров и теперь находятся в Государственном архиве Российской Федерации. Я очень благодарен директору ГАРФ Сергею Владимировичу Мироненко, что смог прочесть эти дневники в числе первых. Страницы дневника свидетельствуют, что Великий Князь постоянно находился в курсе всего происходящего в стране, взвешенно оценивал обстановку и, что называется, держал руку на пульсе событий.
На фотографиях на военном мундире Михаила видны военные награды. Меня всегда интересовало, заслужил он эти ордена в сражениях Первой мировой войны или это были «подарки» особе царского двора, как принято было награждать в царской армии августейших шефов. Дневники Михаила Романова, а также публикации в прессе времен войны рассеяли мои сомнения: он действительно был на передовой, воевал. В его записях столько боли, крови, реальных тяжелых подробностей военного быта – все это можно только пережить самому, невозможно написать так с чьих-то рассказов.
Образованный, смелый, честный и преданный России человек, который был готов включиться в политическую жизнь.
Коронация Николая Романова. Художник В. Серов. Михаил Романов - справа
Но Михаил отрекся от русского престола. Он не хотел участвовать в политическом процессе, разве не так?
– Не совсем так. Посмотрите внимательно на текст его так называемого «Манифеста отречения». Там написано, что отрекается он до созыва Учредительного собрания, то есть подтвердил свою приверженность демократическим принципам и готовность принять власть, если на то будет воля народа. И очень важный момент: в своем «Манифесте НЕотречения» (так можно назвать этот документ) Михаил II предлагал избрать правительство «на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования» – это же база демократии.
Известно, что он высказывался в пользу конституционной монархии.
Кстати, этой своей формулировкой он перекрыл путь к престолу другим соискателям. Значит, не отрицал такую возможность для себя.
Михаил Романов
Сложилось мнение, что он находился под сильным влиянием своей жены.
– Да, еще скажите, что он был подкаблучник. Именно такое мнение и было сформировано в годы советской власти. Дело в том, что каких-либо данных о судьбе Михаила не было, сведения о его убийстве были намеренно искажены и скрыты, и оставалась только история его любви и женитьбы, вызвавшей гнев царской семьи. Все это похоже на сюжет для сказки или сериала, и эту историю, особенно авторы-женщины, любят в подробностях описывать. Брак Михаила Романова был морганатическим: он женился на разведенной женщине, для наследника русского престола это был невероятный шаг, поэтому венчались они тайно от всех за границей.
Да, он был страстно в нее влюблен, но это не была слепая любовь.
Почитайте внимательно письма Михаила, в которых он то предостерегает жену от лишнего увлечения покупками модных нарядов, то останавливает, говоря, что это не по-христиански, когда она начинает активно осуждать кого-то. Из текста и тона писем видно, что Михаил Романов часто руководил поступками своей жены, а не наоборот.
Одной из задач моей книги как раз и является воссоздание реального, полнокровного, а не сусального образа Михаила Романова – вопреки этим устоявшимся мнениям.
Почему же все-таки он не пытался бежать из Перми, ведь Белая армия в то время вела активное наступление?
– Но ведь Михаил Романов понимал, что семья его брата Николая II в этом случае будет сразу расстреляна.
И потом – тайно, трусливо бежать для него было как-то непристойно, он верил в лучший исход.
А как же версии, что Михаил Романов был только ранен и выжил?
– Да, такие версии высказывались разными авторами, в том числе и в книгах, что были выпущены в последнее время. Но вот когда мы читаем: «Михаил Романов был ранен, и ему удалось доползти до Белогорского монастыря»… От Мотовилихи до Белой горы! Понятно, что автор не представляет, о чем пишет. Когда работаешь с событием, произошедшим так давно, очень важны все детали, их надо особенно тщательно проверять.
А вы уверены, что Михаил Романов был расстрелян?
– Да, и одним из многих доказательств служит такая деталь. Известен факт, что после расстрела Михаила Романова и его секретаря Николая Джонсона убийцы оставили тела на месте, так как было уже темно. На рассвете Жужгов и Колпащиков явились туда, чтобы закопать тела. И тут Жужгов, как он писал в своих воспоминаниях, увидел на теле Михаила какую-то надпись. Это привело убийцу в необычайное возбуждение, и он начал убеждать своего напарника разрубить тела и закопать части в разных местах. Историки и исследователи обычно списывают это на то, что Жужгов был нетрезв или в воспаленном мозгу палача уже смешались воспоминания о многих убитых им людях (он позднее был исключен из партии за пьянство).
А что если он действительно что-то увидел на теле. Что это могло быть? Татуировка? На теле Великого Князя? Не может быть! Оказалось – может!
Я нашел подтверждение этому в одной из дневниковых записей Михаила. Оказывается, в октябре 1899 года, во время путешествия в Лондон, он зашел к модному татуировщику, и на правой руке великого князя появился рисунок дракона, это символ власти. Кстати, с татуировкой Михаил последовал примеру своего старшего брата.
Разумеется, эту деталь никто никогда не афишировал. Вот этого дракона в сумерках Жужгов вполне мог принять за буквы.
В Мотовилихе на Чапаевском и на Архирейке поиски места захоронения идут не первый год. Но результатов нет. Как вы думаете, найдут ли?
– Действительно, ищут давно. Первую экспедицию мы вместе с археологами из Пермского университета и редакцией «Пермских новостей» организовали еще в середине 90-х. Все делали официально, поиски проходили с участием работников прокуратуры и, между прочим, с благословения Православной церкви. Было найдено много интересных предметов. Последние пять лет раскопки проводит команда под руководством американца русского происхождения Петра Сарандинаки, они привозят с собой нужную аппаратуру и даже специально обученную собаку, используют экскаватор. Но найти останки не могут, и я начинаю думать, что, скорее всего, не найдут.
Если советским властям в 1918 году не нужен был живой претендент на престол, то еще меньше им было нужно место поклонения мученику, а таковых всегда почитали на Руси.
Русская зарубежная православная церковь канонизировала Михаила в 1981 году. А в 2009 году Российской Генпрокуратурой Михаил Александрович Романов реабилитирован как жертва политических репрессий.
После падения «Боинга» в Перми известный астролог Павел Глоба сказал, что на Пермской земле лежит проклятье за то, что здесь убили всех Романовых. Вы тоже так считаете?
– Да, царская семья была уничтожена в Пермской губернии, в состав которой тогда входил и уездный Екатеринбург. Но о проклятии первый сказал не Глоба, а Иоанн Кронштадтский. Когда к нему в 1890 году пришли паломники из Кунгура, он произнес: «Я вижу над Пермью черный крест».
Что же с этим делать?
– Молиться, помнить и восстанавливать историческую справедливость, в том числе не прекращать исторические исследования.