Общество
 24 ноября 2015, 09:00   2300

Улицы, мосты и трассы

Дмитрий Самойлов, глава администрации Перми, дал обширное интервью Business Class, в котором рассказал о дорожном строительстве, месте возведения третьего моста, проекте диагональной трассы по ул. Строителей

Дмитрий Иванович, начнем с темы крупных инфраструктурных объектов. Как в условиях крайне напряженного бюджета администрация меняет ситуацию в городе?

– Надо начать с приоритетов. Мы определили для себя такие приоритеты: инвестиции в образование, улично-дорожную сеть, расселение аварийного и ветхого жилья. И четвертый, который, правда, не совсем в нашей власти находится с точки зрения полномочий, – это улучшение состояния городских сетей.

У нас за два года появилось 25 новых детских садов – 8 совсем новых, 17 реконструированных. Один детский сад приобрели, еще два приобретем. Мы в этом году закрываем тему с лицензированием детских дошкольных учреждений. В два раза увеличили объем бюджетных средств, которые на эти цели тратятся. 101-я и 96-я школы вышли из капитального ремонта. Закончили Дягилевскую гимназию – это очень серьезное достижение. Завершили строительство спорткомплекса «Победа».

Мы очень серьезно готовились к празднованию Дня Победы. Практически все городские монументы привели в нормативное состояние. Самые большие работы выполнены на воинской части Егошихинского кладбища. В городе теперь очень достойный квартал воинского захоронения, учитывая, что там сделано освещение, новые памятники, гранитное замощение.

Если говорить о дорожном строительстве, то для меня объект номер один – ул. Максима Горького. Цена объекта – 240 млн рублей, 95 % профинансировано из краевого дорожного фонда, 5% – из бюджета города Перми.

С финансированием из краевого бюджета реконструкции улицы Горького, насколько я помню, весной возникали проблемы?

– Это проблемы текущие, рабочие. Они решены. На улице Горького 22 августа мы запустили трамвайное движение, а 1 октября сдали объект целиком. Горожане получили еще одну хорошую улицу в центре Перми.

В целом мы сильно продвинулись в дорожном строительстве в этом году.

Какими приоритетами мы руководствуемся при выборе того или иного объекта? Сегодня на дорожной карте города порядка 20 «узких мест», в которых из-за роста числа личного транспорта сдерживается скорость движения. «Расшивка» этих участков сможет кардинально изменить трафик в Перми. В этом году по трем таким точкам мы вышли на дорожно-строительные работы, по одной позиции – на проектирование новой развязки. Какие это объекты? Это ул. Советской армии от ул. Мира до пр. Декабристов, что позволит снизить напряжение на перекрестке улиц Стаханова и Карпинского. Работы на этом объекте уже выполнены, осталось фактически только благоустроить территорию. Участок в «зимнем» варианте мы запустим уже в этом году.

Следующий объект – площадь Восстания, который тоже в «зимнем» варианте (без благоустройства) уже запущен. Фактически построены два моста, движение осуществляется по новому маршруту. Сейчас выполняется регулировка светофорных объектов. Все работы будут завершены в следующем году: построен пешеходный переход, окончательно оформлены мосты. Причем эти конструкции вовсе не воспринимаются как мосты ни визуально, ни технически – это арочные гофрированные металлоконструкции, похожие на трубы, которые быстрее монтируются и дольше служат, чем железобетон.

Третий объект — расширение ул. Макаренко. Посмотрите, сейчас для того, чтобы проехать по ул. Революции в Мотовилихинский по ул. Макаренко, необходимо вставать сначала в левый поворот, затем перестроиться в правый, чтобы после проехать по узкой (шириной в две полосы) проезжей части. В этом году параллельная полоса – новая – уже сделана, в следующем будет выполнена кольцевая развязка на пересечении улиц Макаренко, Технической и Уинской, и проведен капремонт действующей проезжей части.

Каким образом распределяется финансирование этих объектов между городским и краевым бюджетами?

– Четверть средств поступает из города, остальное – из края. Безусловно, такая поддержка губернатора помогает нам перераспределять высвободившиеся средства на выполнение текущего ремонта очень многих городских объектов. Просто напомню первый десяток отремонтированных в этом году улиц: ул. Лянгасова и ул. Лобвинская в Орджоникидзевском районе (там много лет была огромная лужа, мы ее убрали, построили ливневую канализацию), ул. Белинского, ул. Чернышевского, ул. Хлебозаводская, проспект Парковый, Комсомольский проспект (в районе Комсомольской площади).

Все масштабные объекты, например, ул. Горького и ул. Макаренко, в обязательном порядке получают ливневую канализацию. Я уже не говорю про то, что обязательно обновление состояния сетей (тепловые, водопроводные, газовые) в районе строительства, это выполняется в рамках реконструкции. Наибольший объем таких работ прошел опять же на ул. Горького.

Как планируете решать вопрос с другими проблемными участками на дорогах Перми?

– В планах – реконструкция пересечения ул. Героев Хасана и Транссибирской магистрали, на которую в ближайшие три года заложено 1,2 млрд рублей (из них большая часть – из краевого бюджета). Суть проекта в том, что будет строиться параллельная железнодорожная эстакада, а действующая насыпь с тоннелем – разбираются. Этот вариант согласован со Свердловским отделением РЖД. Конечно, никакого софинансирования РЖД здесь не будет, это проект краевой и городской. Со следующего года войдем в активное строительство. Еще один ключевой проект – реконструкция дороги до Новых Лядов.

Как администрация города взаимодействует с краевым правительством, городской думой?

– Большая роль в достижении результатов принадлежит Пермской городской думе, губернатору и правительству Пермского края. Я сегодня не могу назвать краевое министерство, с которым бы у нас не было взаимодействия. Например, с министерством телекоммуникаций и связи мы работаем над реализацией указа Президента РФ относительно обеспеченности услугами из «одного окна». Например, наш головной МФЦ на ул. Куйбышева, 9 два года подряд признается одним из лучших в России. В Мотовилихе и Орджоникидзевском районе помещения под МФЦ подобраны.

С министерством образования – по нашим детским садам, школам, в частности «Уникальным школам» – полное понимание. С минстроем – по программе расселения ветхого и аварийного жилья. Мы в этом году более 24 тыс. квадратных метров расселили. Это уникальный показатель для города. В конце прошлого года сдали первый за долгие годы муниципальный дом на ул. Сокольской, в начале этого года мы его заселяли. А теперь планируем строительство второго муниципального дома – на ул. Баранчинской.

Какие проекты развития Перми запланированы к реализации, с привлечением средств федерального бюджета, в преддверии 300-летия города?

– Мы сейчас работаем над формированием предложений. У нас есть несколько достаточно серьезных, и, может быть, ключевых идей. Безусловно, я считаю, что принципиальной вехой в подготовке к 300-летию города станет строительство нового аэропорта. В этом же ряду – размещение галереи, переезд зоопарка на более подходящую и просторную площадку, футбольный манеж, который сегодня строится на ул. Куйбышева. Под строительство манежа город выделил земельный участок, строительство финансируется из федерального и краевого бюджетов – вот еще один пример совместной слаженной работы. Несмотря на то, что это краевые объекты по праву собственности, мы же понимаем, что они формируют облик города.

Что касается 300-летия Перми. Не так давно проходило заседание комитета попечителей города Перми, на котором мы рассматривали такую идею – 300 новых объектов и событий к юбилею города. Идею попечители, в частности Андрей Равелевич Кузяев, Сергей Валентинович Кущенко поддержали и развили. Много было предложений: например, не только сдавать новые объекты к юбилею, но и перелистывать историю, вспоминать о знаменитых пермяках.

Может быть, в планах есть иные проекты, в частности, строительство третьего моста через Каму и новых объездных дорог вокруг города?

– Это мне напоминает «бородатый» пермский анекдот: о чем бы в Перми ни говорили, все возвращается к теме дорог. Я вам рассказал о наших результатах и планах по развитию улично-дорожной сети. Из двадцати «трудных» дорожных мест мы четыре «развяжем» в течение ближайших двух лет, а с учетом развязки с Транссибирской магистралью – за три года. На ул. Свиязева в районе шоссе Космонавтов также будет построена развязка за счет частного инвестора – девелоперской компании, которой принадлежит участок на территории ипподрома. Идет разработка проектной документации по возведению диагональной трассы по ул. Строителей, которая свяжет Красавинский мост с центром города: в первой очереди до ул. Локомотивной, а дальше планируем довести ее вдоль железнодорожных путей до дамбы на ул. Чкалова.

Я реалист. Могу, конечно, рассказать вам о том, что нужно сделать в городе за ближайшие 15 лет. Если мы все, что я перечислил, сделали за два года и еще собираемся сделать за три года, то по количеству вложенных средств в дорожное строительство и эффективности проектов это, думаю, будет лучший результат.

Какова стоимость строительства трассы по ул. Строителей, и когда будет готов проект?

– По плану разработка проектной документации должна завершиться в июне 2016 года. Предварительная оценка стоимости возведения, по сути, новой трассы – 2,5 млрд рублей.

Не приведет ли реконструкция улицы Строителей к еще большей отсрочке при возведении нового вокзального комплекса на Перми II?

– Не знаю, почему возникают такие опасения. Конечно, это взаимосвязанные объекты, и при проектировании трассы через ул. Строителей и вокзального комплекса проектировщики взаимодействуют друг с другом, никаких противоречий тут нет.

Вернемся к строительству третьего моста. Ведется ли сейчас какая-то работа в этом направлении?

– Если говорить о строительстве третьего моста через Каму, то он, безусловно, нужен. Но где он необходим? Улица Строителей, при несопоставимых с возведением моста затратах, разгрузит действующий коммунальный мост в центре города, направив поток транспорта на Красавинский мост. Мы должны находить оптимальное решение. Если есть возможность перенести трафик с одного нагруженного автомобилями моста на незагруженный другой, создав диагональный проход через город, и при этом такое строительство обойдется гораздо дешевле возведения нового моста, какой нам смысл в ближайшие три-четыре года входить в дискуссию о новом мосте? Сначала нужно завершить объект по ул. Строителей, проанализировать движение транспортных потоков и нагрузку на инфраструктурные коммуникации города, а уже затем принимать решение о том, где разместить новый створ моста.

В 2008 году была выполнена масштабная исследовательская работа, в результате которой были определено семь или восемь мест возможного расположения створов нового моста. Один из них может быть увязан с районом железнодорожного вокзала Пермь II, при появлении диагональной трассы по ул. Строителей он теряет свою актуальность. Следующий створ, по итогам исследования, предложено было разместить около цирка, по ул. Уральской. Представьте, что в этом месте возводится мост, стоимость которого сразу же увеличивается за счет разницы в высоте левого и правого берегов. И остается вопрос, куда пойдет поток транспорта в Мотовилихе с учетом возросшего трафика. Поэтому сегодня мы в большей степени склоняемся к тому, что после запуска в эксплуатацию ул. Строителей правильнее было бы изучать возможность расположения створа нового моста в той части города, которая в дальнейшем будет развиваться наиболее высокими темпами: микрорайоны Вышка-2 и Ива. В связи с этим третий путь через Каму логичнее было бы увязать с трассой Р-53.

Об этой трассе в последнее время много говорят, получено ли одобрение федеральных властей на финансирование по ее возведению?

– По строительству трассы Р-53 ни на федеральном, ни на региональном уровне решение не принято. Но хочу в очередной раз вернуться к нашим приоритетам: работы по реконструкции площади Восстания появились в связи с необходимостью сократить нагрузку на транспортные коммуникации при движении из интенсивно развивающихся районов: Вышка-2 и Ива. Считаю, что в текущих условиях выполненные работы лет на пять-семь эту проблему снимут. Как раз к этому времени мы будем готовы к строительству нового моста.

При этом не будет необходимости решать вопрос с расширением Соликамского тракта?

– Давайте будем реалистами. Работы по расширению этой улицы – невыполнимая задача и нерациональное расходование денежных средств.

Из-за выкупа земли у частных владельцев?

– Конечно. Расширение тракта кардинально ничего не изменит, а строительство Р-53 действительно станет важной коммуникацией, которая свяжет микрорайоны Вышка-2, Костарево, Садовый и Ива, и обеспечит выход на ул. Старцева и проспект Октября, затем необходимо будет связать трассу с ул. Грибоедова и ул. Уинской.

Часто от экспертов или депутатов Пермской городской думы и Законодательного собрания можно услышать мнение, что новый мост через Каму нужен не в Перми, а в районе Полазны, чтобы поток грузового транспорта, который идет с севера края на запад, не загружал объездные дороги, а проходил по правому берегу. Как вы относитесь к такому предложению?

– Что тут обсуждать – мост на выезде из города на этом направлении также актуален, в этом сомнений нет. Есть, однако, несколько вариантов решения этой проблемы. Например, строительство Северной объездной дороги, которая позволяла бы уходить с Краснокамского направления на север, минуя дорогу Дружба и микрорайон Гайва, с выходом на поселок Ильинский, с развязкой на КамГЭС или, условно, существующий пока только в умах третий мост в Перми.

Понятно, что такие решения не принимаются быстро, даже на основе исследований, сделанных в 2008 году.

Вторая часть интервью с Дмитрием Самойловым будет посвящена подходам к уборке городских улиц, рынке управляющих компаний и планах по продлению контракта сити-менеджера.

Поделиться:
Главные новости