Город
  1. Город
 09 июня 2015, 09:00  

Сила в знании. Ильхам-хазрат Бибарсов - о религиозном образовании, открытии новых мечетей и пермском «Евровидении»

Сила в знании. Ильхам-хазрат Бибарсов - о религиозном образовании, открытии новых мечетей и пермском «Евровидении»

- Как Вы оцениваете взаимодействие с городскими и краевыми властями, которое есть сегодня? С какими проблемами приходится сталкиваться?

Ильхам-хазрат Бибарсов, председатель Духовного управления мусульман (Пермский мухтасибат): Второй год Духовное управление мусульман входит в Совет по межконфессиональным и межнациональным отношениям при Пермской городской думе. Раньше мы не всегда были даже знакомы с другими представителями общественных и религиозных организаций города, сейчас есть возможность общаться, поговорить о душах, о работе, о проблемах. Решается очень много вопросов, и главное, всегда в пользу народа и города, власть идет навстречу. Часто общаемся напрямую с чиновниками, проходят рабочие встречи, в общем, деловое общение выстроено, и оно конструктивно. Например, сейчас мы ждем разрешения на строительство мечети в Свердловском районе на ул. Яблочкова, 13. Прошли все этапы, вплоть до публичных слушаний, власти даже помогли – познакомили с необходимыми специалистами, чтобы все было подготовлено как нужно.

- Согласны ли вы с мнением, что в Перми и крае сейчас происходит рост строительства культовых учреждений?

Да, и это хорошо, значит, людям они нужны. Там, где больше храмов, – меньше тюрем. Мечети служат местом, где можно получить нравственное образование, а это в перспективе позволяет избегать эксцессов.

- Кто выступает инициатором строительства и на какие средства возводятся мечети?

С инициативой выступает община. Но к строительству мечети нужно созреть. Нельзя просто взять и решить – «строим!» А содержание? Оплата коммунальных услуг, например?

Реализация проекта всегда идет на пожертвования общины, естественно, помогают частные инвесторы. Всегда им рады.

В Нытве, например, постройка ведется за счет прихожан: все работают, вкладывают, кто сколько может.

- Есть ли здания в Перми и в крае, на которые претендует ваша община?

Нет. В Перми до революции были магометанские школы, но исторических построек, на которые мы можем заявить права, - нет. Есть памятники культуры - собор и мечеть на ул. Осинской в Перми и мечеть в Осе, они уже в нашем ведении, и это всё.

- Вы отслеживаете численность мусульманской общины?

У нас каждый человек рождается верующим, если все мусульмане придут в мечеть – это прекрасно, значит, уровень духовности повысился, люди стали чтить каноны, которые дал Всевышний.

Мы не отслеживаем, сколько приходит людей. Например, всегда в Рамадан – наплыв верующих, после – спад. Также зависит и от дня недели и от времени года – летом старшее поколение уезжает на дачи, зато приходит больше молодежи.

- Сколько человек из Перми совершают ежегодное паломничество в Мекку?

Организацией хаджа я занимаюсь с 2006 года. За это время мы отправили самое малое – 3 человека, самое большое – около 40 человек в год. Но не все поддается статистическим подсчетам, многие ездят самостоятельно, без помощи в организации со стороны духовного управления.

- В Перми недавно открылся первый мусульманский колледж, как обстоят с ним дела?

На данный момент находимся на стадии получения лицензии на преподавательскую деятельность в Министерстве образования РФ. Конечно, мы можем организовать воскресные или просто курсы, но это не тот уровень. Стараемся успеть к сентябрю, чтобы начать учебный год.

Раньше в Перми было много мусульманских учебных заведений – порядка 20 медресе, средне-профессиональных училищ. Сегодня их не хватает, необходимо восстанавливать систему образования. Нам нужно выращивать мусульманскую интеллигенцию. Сейчас проводится много мероприятий, и необходимы имамы, священнослужители, способные рассказать про ислам.

В колледже предполагается делать уклон на арабский язык. Это каноны образования, и они очень важны. В исламе много нетрадиционных направлений, и следует аргументированно переубеждать их представителей, которые являются эмиссарами, «засланными казачками», со своими действиями, идеологией и лозунгами. Запуск колледжа пока идет тяжело, самое трудное – поиск достойных кадров, иногда нет даже методистов.

- Вы говорите про эмиссаров, как, на ваш взгляд, надо бороться с радикально настроенными людьми?

Для начала необходимо просто знать основы религии, и если это ислам, то получать их в мечети. Тогда никакой радикализации не будет. А то бывает юноше в 17 лет стукнуло, что, оказывается, он мусульманин, и изучение ислама такой неофит начинает самостоятельно с помощью Интернета. Тогда проблем не оберешься.

Важно общаться с духовными людьми. Это традиция, потому что пророк Мухаммед общался через ангела Гавриила, Гавриил общался со Всевышним, Всевышний давал знания Гавриилу, тот – пророку, последний – сподвижникам. Шла цепочка именно через живое общение и именно – с духовным человеком. В мечетях Пермского края очень грамотные имамы, они знают традиции.

Много радикалов среди тех, кто, как говорится, «одну книгу почитал – сразу генералом стал». Да, это может быть Коран, но важна его правильная интерпретация. Как в армии нужно прослужить этапы с простого солдата, так и в религии – важно понимание и постоянное углубление знаний. Часто радикальные настроения проявляются среди молодежи, здесь играет роль юношеский максимализм. Но самолюбие, гордыня, высокомерие – не качества верующего человека, а качества дьявола, врага, и для того, чтобы дать отпор и нужны знания. Родители часто попадают в эти оковы, печалятся, что элементарные вещи не объяснили своим детям в детстве. Нужно помнить, что даже если мы изучали химию в школе – мы не ученые-химики. Здесьтот же принцип.

Сила в знании. Ильхам-хазрат Бибарсов - о религиозном образовании, открытии новых мечетей и пермском «Евровидении»

- Недавно осквернили мечеть в Березниках, находящуюся в ведении другого Духовного управления, как вы среагировали?

Мы пообщались, созвонились с Духовным управлением мусульман Пермского края, поняли друг друга, сориентировались, как дальше идти. Не надо на подобные выходки, как в Березниках, обращать внимание – это детские шалости. Можно людям проводить конкурсы рисования на улицах, у кого самый красивый рисунок – тому передающийся кубок.

- Как общаетесь со вторым Духовным управлением?

Дружественно работаем, конструктивно, выручаем друг друга. Проводим совместные мероприятия – например, в январе организовали региональный мусульманский фестиваль «Маулид байрам – 2015», позже – всероссийский форум «Мусульманский мир», который посетило свыше 20 тысяч человек. Это уникальный опыт, который хотят перенять у нас другие регионы.

На фестивале было множество интересных мероприятий: например, конкурс чтецов Корана. Это как «Евровидение» – представляете, «Евровидение» по чтению Корана в Перми? Это супер!

- Если вернуться к образовательным планам, вы планируете открыть мусульманский колледж?

Сейчас речь идет о создании российской богословской школы ислама. Кроме того, у нашего Духовного управления подписан меморандум с Московским исламским университетом, куда могут идти учиться священнослужители для повышения квалификации. Мы создаем то, чего не было уже век. Возможно, попадем в федеральный проект, когда запустим колледж. Пока в соседних территориях ничего подобного нет, а если станем первыми в Приволжском округе – будет классно.

Хотим создать систему непрерывного образования: детский сад – школа – колледж.

- Вы говорили, что была идея создания детского сада с халяльным питанием, она не реализовалась?

Когда общались с представителями детских садов, нам отвечали – «из-за определенных правил, без согласия учредителей, не можем организовать такого питания». Поэтому решили делать не на базе действующего сада, а создавать собственный с нуля. Сейчас у нас есть помещение, сделали косметический ремонт, нужно найти хорошие кадры, и тогда детсад запустим. С нуля всегда тяжело начинать.

Надеемся на прихожан, может быть, кто-то поможет в этом деле. Владимир Владимирович Путин подписал документ о том, чтобы не брать налоги с детских садов, – возможно, появятся инициативные люди, переживающие за своих детей и способные помочь в открытии нового дошкольного учреждения.

- На форуме «Мусульманский мир» была поднята тема мигрантов, насколько актуальны проблемы, с ними связанные, для Перми?

С мигрантами проблем нет. Верующие часто в первую очередь приходят в мечеть, со словами: «Я только что с поезда, в первый раз в городе, подскажите, что здесь и как». Нам всем нужно просто научиться разговаривать. В Перми есть курсы для мигрантов по изучению языка, для начала следует приучить их ходить хотя бы туда. Бывают конфликтные люди, но так везде.

Проблема есть с искажением информации в прессе. Приведу один пример. Когда разрабатывался проект мечети у рынка, средства массовой информации транслировали, что пермяки настроены негативно, поскольку они опасаются больших скоплений мигрантов. Если бы возвели мечеть – там действительно собирались бы люди, но они говорили бы о нравственности, поведении и культуре края.

Другой пример, о котором не было в газетах ни слова, - на публичных слушаниях по Яблочкова, 13 нас поразило, что больше всех проект поддержали православные и иудеи. Мусульмане и так осознают важность постройки, но именно люди других конфессий сказали, что новая мечеть станет украшением района. Получается, что в общественном мнении нет негатива по отношению к мусульманам. Ну а страх перед новым, тем, что пока незнакомо, есть всегда. В данном случае – такой зачастую является первая реакция на приехавших из других регионов.

- Вы вошли в президиум Духовного управления мусульман РФ и съездили в Иран вместе с другими руководителями российского ислама, что вас впечатлило?

Президиум – это самый высокий уровень для председателя регионального Духовного управления. Честно, не ожидал, что смогу туда войти. Поездка в Иран все откладывалась. Должен был проходить повышение квалификации в Москве, и когда собирался забирать документы из посольства Ирана, оказалось, что вышестоящее руководство уже согласовало мою поездку.

Ездили с муфтиями, имамами и председателями общин для ознакомления с культурой с целью сближения двух стран, узнали ближе наследие Персидской империи и опыт иранских мусульман в сфере образования. Например, у них есть мусульманский университет, с 40 тысячами студентов по всему миру, где можно получить образование разных профилей – к примеру, техническое, медицинское, а также повысить квалификацию.

Меня Иран удивил. Его жители – патриоты своей страны, своих духовных лидеров, щепетильны к традициям, чтут уважение друг к другу. У них другая культура времяпрепровождения – можно в 11 вечера увидеть полную мечеть прихожан. Вдохновил дизайн их мечетей, его можно перенимать: он не арабский, более современный.

- Многие конфессии внедряют технологические новшества. Зачем вам бегущая строка на мечети?

У нас принято, что когда люди заходят в мечеть, они ждут около дежурного имама, чтобы узнать ответы на свои вопросы. Чтобы впустую не ждали – решили дать информацию, повесили бегущую строку. К Рамадану готовим для нее новые тексты, будет около 30 тем. Внутри мечети еще висит телевизор, где строка дублируется, но в другом оформлении. Есть проект онлайн-проповедей, чтобы человек мог зайти на сайт и слушать имама, но для этого проекта нужны деньги. Идей очень много - это нормально, мы живем в период технического прогресса.

- Патриарх Кирилл зарегистрировался недавно в ВКонтакте. Подпишетесь на его страницу? На что обратите внимание в первую очередь?

Да, подпишусь. А интерес обычно к словам. Нужно прислушаться к хорошим словам, брать их на вооружение. Умные мысли патриарха должны подхватывать не только православные, но и люди всех конфессий.

Все новости компаний