Газета
  1. Газета
 01 сентября 2014, 13:20  

Раз положено, значит, надо

Раз положено, значит, надо
Иностранная диаспора пермяков напряглась в связи с изменениями в закон о гражданстве. Люди готовы его исполнять, но боятся дальнейших шагов государства

В ворохе санкций, настоящих и предполагаемых, изменения в законе о гражданстве всколыхнули только зарубежную часть россиян. Тем более что процесс регистрации, введенный с 4 августа, остается для абсолютного большинства загадкой. Ведь никаких развернутых объяснений государство не дает.

Ни для кого из пермских «иностранцев» это нововведение не было неожиданным. Также ни у кого нет сомнений, что следует ожидать и дальнейших мер в отношении россиян, проживающих за границей.

Как восприняли новый закон об обязательной регистрации граждан с двойным гражданством и видом на жительство?

Надежда Рассаднева-Грунерт (бывшая сотрудница телекомпании «Рифей-Пермь», сейчас проживает в Германии):
Это не стало неожиданностью. Я читала о подобных планах еще пару месяцев назад, но, признаться, не отнеслась к этому серьезно. Как оказалось, напрасно. Остается непонятным, зачем этот закон. Естественно, приходит мысль, что нас решили всех подсчитать. Но опять же непонятно – зачем. В российских посольствах и без этого вся информация о нас есть.

Олег Семякин (бывший журналист радио «Максимум», Чехия):
Честно говоря, не было никакого удивления. Я бы даже не удивился, если б сказали зарегистрироваться в течение 3 дней! Сейчас можно сказать, что хотя закон и принят оперативно, но сроки, заложенные в нем, вполне вменяемые. Но в общем совершенно непонятен момент – зачем эта регистрация? Мы живем здесь давно, и государство знает о нашем месте проживания. Замена паспортов происходит в российском посольстве, где есть вся информация о проживающих в стране.
Я думаю, этот закон – фишка для внутреннего употребления и рассчитан на тех, кто еще не уехал. Вот их и будут считать. Условно говоря, если у меня есть паспорт другой страны, то меня не стоит назначать на руководящую должность. В этом случае логика понятна.

Лили Старк (блогер, США):
Увы, это сделало невозможным посещение родины моим младшим сыном. С его отцом-американцем и так было сложно договариваться о поездке ребенка. Теперь забит последний гвоздь, и надежда на поездку убита полностью. И на реплику: «А если вас не выпустят обратно?» мне уже нечего возразить. Ждем следующих законов.


Особое беспокойство у законопослушных российских иностранцев вызвало отсутствие информации об исполнении нового закона, а ряд пунктов казался заранее невыполнимым. Например, на прохождение регистрации отводится 60 дней, и сделать это нужно лично или почтой, но исключительно почтой России. Электронная регистрация не предусматривается вообще.


Лилли Старк:

Вот это самое удивительное: санкции введены, а этот закон однозначно входит в пакет санкций, но ничего не подготовлено. Электронная регистрация никак не сложнее, чем обработка кипы бумаг вручную с последующим занесением данных компьютер.

Олег Семякин:
Как законопослушные граждане, мы позвонили в посольство и услышали: «Вам ничего делать не надо, живите спокойно». Также было разъяснение консула, что на данный момент постоянно проживающих за границей это не касается. Позже посыпались комментарии иммиграционных специалистов, и все запуталось окончательно. Одно я понял точно: никто не знает, как это будет работать.

Надежда Рассаднева:
Из того, что я читала, следует, что зарегистрироваться необходимо в течение 60 дней. Также я точно знаю, что в ближайшие два месяца не поеду в Россию. Совершенно непонятно, что делать – срочно бежать в посольство, ехать в Россию? К чему мне готовиться при этой поездке: к штрафу, к 400 часам исправительных работ? Кстати, я уверена, что многие даже не подозревают об этом законе. Некоторые русские живут совершенно автономно, и с соотечественниками не общаются, и российские телеканалы не смотрят, и в «Фэйсбуке» не сидят. Откуда им, интересно, узнать?

Светлана Саитова (бывшая сотрудница телекомпании «ВЕТТА», Канада):
Первый раз слышу об этом законе! К нам в Ванкувер часто консул приезжает, но даже намеков не было ни на какую регистрацию. Совершенно внезапно принят закон, но я не удивлена. Так сложилось, что я не езжу в Россию и не думаю, что поеду в ближайшем будущем, хотя ностальгия, конечно, есть. С нынешней ситуацией многим начинает казаться, что легче будет вообще отказаться от российского паспорта. Но встает вопрос: а не скажется ли это на родственниках, которые остались в России?

 

Долго оставалось непонятным, каким образом будут отчитываться пресловутые 60 дней, отпущенные законом на регистрацию. Главный специалист отдела по вопросам гражданства УФМС России по Пермскому краю Наталья Завгородняя пояснила, что для россиян, проживающих за рубежом, этот отсчет начнется после их приезда на родину. Даже если это случится только через год. Необходимая информация размещена на сайте УФМС.

На тему, с чем связано введение этого закона и ожидаются ли дальнейшие поправки и дополнения в закон и как будет использована база данных, г-жа Завгородняя дипломатично отказалась разговаривать, пояснив, что готова дать пояснения исключительно по закону, а с остальными вопросам следует обращаться к законодателям. Для остальных респондентов тема оказалась наболевшей, уже не раз обсуждавшейся в узких кругах эмигрантов.

Олег Семякин:
В следующий раз могут повелеть в течение 60 дней вернуться в Россию! Шучу, но не очень. Я все-таки считаю, что до этого не дойдет. Теоретически. С другой стороны, если б мне три года назад сказали, что такое начнется, не поверил бы. Точно так же сейчас не могу представить дальнейшее ужесточение правил. Вдруг предложат не выпускать людей… Боюсь даже думать в этом направлении.

Юрий (пермский предприниматель, США):
Думаю, сейчас пока собирают информацию, а потом будут решать, что делать дальше. Уверен, речь пойдет об экономических санкциях в отношение российских «иностранцев». Сейчас данные о наличии собственности или бизнеса за рубежом требуют только от депутатов всех мастей. Потом появится база данных на всех россиян, живущих за рубежом.
Думаю, и второе гражданство обязательно запретят. Уже сейчас я чувствую на себе изменившееся отношение друзей, коллег по пермскому бизнесу. Для некоторых я уже предатель родины, враг государства. Друзей осталось 3–4 человека, остальные пропали под огнем пропаганды. Но это ведь и моя родина, и мои родители здесь живут.
Понимаете, сам закон нормальный и, казалось бы, нет повода беспокоиться, раз положено, то надо сделать. Но я просто уверен, что будут и другие меры.

Надежда Рассаднева:
Возможно, принятие закона связано с ситуацией на Украине и с санкциями Запада. Не понимаю, почему это должно сказаться на российских иностранцах. Я расцениваю это как начало, не так же просто нас считают.

Светлана Саитова:
Даже думать не надо, к чему это приведет! Всех пытаются поставить под контроль, держать людей в напряжении. И так уже происходит.

фото:  flickr.com, Börkur Sigurbjörnsson

Все новости компаний