Газета
  1. Газета
 21 апреля 2014, 13:20  

Больное место

Больное место
Федеральные и местные игроки ресторанного рынка жалуются на дефицит площадей в Перми. «bc» выяснил, какие еще проблемы мешают им развивать здесь свой бизнес.

Дефицит площадей – главная причина, мешающая развиваться ресторанному бизнесу в Перми. Такой вердикт выносят как местные, так и федеральные игроки рынка. Из-за нехватки помещений предприниматели вынуждены либо ждать «лучших времен», либо размещать ресторан в местах с низким трафиком, либо выбирать другой регион. Причем это касается игроков, развивающих как сеть ресторанов, так и сеть фастфуда. Эксперты говорят, что предложение на рынке все-таки есть, но зачастую оно не соответствует требованиям рестораторов.

СВЕТ, ВОДА, ТЕПЛО

Первая проблема связана с коммуникациями. «Если взять центр города с его предложениями по аренде, то, как правило, помещения предлагаются в зданиях старой постройки. Многие из них не соответствуют современным требованиям по наличию мощностей электричества и тепла. Это большая проблема и серьезный сдерживающий фактор для развития», – рассказывает директор по развитию сети RestUnion Юрий Пирожков.

С ним согласен и ресторатор Илья Баршевский. По его словам, в центре Перми электрические сети перегружены, и получить дополнительные мощности крайне сложно. «А они необходимы для заведений общественного питания. Например, если раньше в помещении размещался офис, то он потреблял, допустим, 10-15 киловатт. А ресторану или кафе нужны мощности в пределах 45-60-80 киловатт. Увеличить их – для арендатора задача, во-первых, дорогостоящая, а во-вторых, иногда просто недостижимая. Например, если ближайшие трансформаторные подстанции (ТП) работают на максимум или требуют реконструкции. На это могут уйти годы, или потребуются огромные вложения», – отмечает собеседник.

Также эксперты добавляют, что при решении этих вопросов арендатор сталкивается с еще одной проблемой – отсутствием конструктивного диалога с арендодателем. «В таких случаях арендодатель, как правило, не хочет брать на себя затраты по увеличению мощностей, полагая, что сегодня в его помещении работает кафе, а завтра снова разместится офис. И зачем тогда нужны лишние киловатты?!» – добавляет Илья Баршевский.

О проблемах с коммуникациями и отсутствием диалога с местным бизнесом говорит и Вадим Насыров, директор по развитию ГК Global (Москва), имеющего опыт развития сети ресторанов KFC. «Из-за того, что площадки с высоким трафиком расположены в Перми в домах 50-летней давности, налицо проблемы с коммуникациями. Они требуют реконструкции или замены, соответственно, дополнительных вложений. А многие собственники помещений в Перми не хотят идти навстречу крупным арендаторам и находить в этих вопросах компромисс. Пермский бизнес считает, что эти проблемы должны решать арендаторы. Но зачастую у ребят, которые приезжают сюда развивать федеральные сети, нет административного ресурса, чтобы все эти вопросы согласовать. А работать с крупными ресурсоснабжающими организациями без опыта крайне проблематично», – комментирует московский эксперт.

Он также добавляет, что данная проблема в Перми выражена сильнее, нежели в других регионах. Причина – менталитет бизнесменов и своеобразный подход к экономическим расчетам.

ВЫШЕ НЕКУДА

Еще один барьер рынка, о котором в голос твердят эксперты, – завышенные арендные ставки. Местные игроки, уже привыкшие к работе в таких условиях, считают, что в вопросах торга с арендодателями по размеру ставок все зависит от везения. «Тут как повезет. Есть нормальные люди, которые понимают, что лучше сейчас немного снизить аренду, чем через пару месяцев потерять арендатора и остаться ни с чем. Но это понимают, к сожалению, не все», – отмечает Илья Баршевский.

С ним согласен и молодой предприниматель Илья Копысов, владеющий двумя ресторанами Subway в Перми. «Предложений аренды мало, а спрос высокий. Из-за этого цены на аренду, на мой взгляд, завышены. А выбить снижение арендной ставки практически невозможно. Лично мне этого ни разу не удавалось. Если одного игрока не устраивает арендная плата, то арендодатель без проблем сможет найти другого. Плюс ко всему собственники ТЦ определяют норму доходности от аренды, из-за чего менеджеры не могут идти на уступки арендаторам. Для нас же самое главное при подборе площадки – соотношение трафика с ценой. А в Перми зачастую место с высокой проходимостью сдается по космическим ставкам. Мы с этим сталкивались и даже один раз соглашались на такое предложение, поскольку альтернативы не было», – рассказывает собеседник.

«Ситуация в экономике ухудшается, продажи у всех падают, а ставки в Перми, наоборот, почему-то растут», – рассуждает менеджер по развитию сети ресторанов KFC Артем Федоров. По его словам, в данном вопросе каждая сторона преследует свою цель. «Для нас главное – продавать курицу, для них – сдавать помещения в аренду. А чтобы максимизировать прибыль, они повышают ставки», – полагает г-н Федоров.

По словам Юрия Пирожкова, сложно в этом отношении рестораторам конкурировать за площади, например, с банковским сектором. «Банки готовы арендовать помещения по достаточно высоким ставкам, а ресторанному бизнесу это не по карману. Заведению, чтобы выживать, необходим определенный уровень арендной платы, иначе вся затея по организации такого бизнеса теряет смысл. Арендодатель же выбирает лучшее по цене предложение», – добавляет эксперт.

ХОРОШО ТАМ, ГДЕ НАС НЕТ

По словам собеседников, в других регионах ситуация с поиском помещений обстоит несколько лучше. Например, в Екатеринбурге и Челябинске. «Там тоже есть проблемы, но бизнес все-таки идет навстречу рестораторам. Собственники помещений понимают, что «посадить» мирового оператора на 15 лет им будет выгодно. Поэтому, скажем, в Екатеринбурге, даже в исторической части города собственники идут на решение вопросов с коммуникациями своими силами», – отмечает Вадим Насыров.

По словам Юрия Пирожкова, лучше ситуация обстоит и в Тюмени, где сегодня RestUnion готовится открывать свой ресторан. «В Тюмени мы работаем с нашей компанией-партнером, которая владеет в городе рядом помещений. Поэтому там расти нам немного проще. Если говорить о рынке в целом, то в Тюмени активнее развивается строительство в центре города. Соответственно, появляются новые здания с подходящими помещениями. Бизнесу комфортнее работать», – отмечает г-н Пирожков.

КУДА ПОДАТЬСЯ

Если говорить о том, где сегодня выгоднее всего размещать заведение общественного питания, то эксперты расходятся во мнениях. Кто-то считает, что только в центре можно получать прибыль, кто-то полагает, что из-за перенасыщенности центральной части города сегодня целесообразнее открываться на периферии.

«Мне кажется, что сегодня центр уже настолько переполнен точками общепита, что игрокам интереснее развивать свой бизнес в отдаленных районах города. Например, в Мотовилихе или Закамске. Основное – размещать заведения необходимо на главных улицах, с высоким пешеходным трафиком. Мы, например, открыли Subway на Комсомольском проспекте, где конкуренция просто огромна. Конечно, это сказывается на доходности», – говорит Илья Копысов.

По словам Юрия Пирожкова, такая стратегия развития может сработать только в случае сетей быстрого питания, с ресторанами сложнее. «Успех любого ресторанного проекта зависит от потока. В спальном районе проживает большое количество людей, но это отнюдь не значит, что заведение сможет удерживать определенный уровень наполнения клиентами. Это, скорее, будет ресторан выходного дня, поскольку если мы говорим о людях, которые посещают рестораны регулярно, то они составляют 10% от всего населения Перми. Поэтому выгоднее размещать ресторанные проекты в центре. Мы не Москва, где населения больше, и платежеспособность выше. Там даже в спальных районах (особенно у ключевых станций метро) рестораны приживаются», - отмечает собеседник.

С тем, что открывать заведения выгоднее всего в центре города, согласен и Илья Баршевский. «У нас в Перми есть тенденция, что все кафе должны располагаться на Комсомольском проспекте. Если оно будет находиться в 20-30 метрах от проспекта, то никто не захочет преодолевать это расстояние. У меня такая проблема была с рестораном «Мандарин». Второй пример – заведения, расположенные в здании на Октябрьской площади, напротив главного корпуса ПНИПУ. Там с торца располагались заведения «Росинтер Ресторантс Холдинг» (рестораны «Планета суши», «IL ПАТИО», «Сибирская Корона»). Все в итоге закрылись, хотя от Комсомольского проспекта находились в шаговой доступности», – рассказывает ресторатор.

ВЕРА В ЛУЧШЕЕ

Из-за того, что открывать заведения в центре – выгодней всего, здесь их и сложнее всего найти. Тем не менее собеседники «bc» уверены, что в последнее время ситуация все же меняется к лучшему.

«В какой-то степени это происходит из-за появления новых торговых объектов. Плюс раньше первые этажи домов были жилыми, сейчас они все заняты коммерцией. Поиск помещений уже не так проблематичен, но все-таки пока процесс идет медленно», – отмечает Илья Баршевский.

«Ситуация складывается одинаково в общем-то по всей России. И сегодня она уже начинает меняться. Например, снижаются ставки. Но пока не до такого размера, до которого нам бы хотелось», – отмечает Артем Федоров.

По словам экспертов, кардинально рынок может измениться лишь в двух случаях. Первый – когда в Перми появится достаточное количество торговых площадей, которые также сегодня в дефиците. Второй и более пессимистичный – в случае наступления кризиса. «Так было в 2008 году. Сейчас свободные помещения тоже появляются, мы получаем много предложений по аренде. Вакантные площадки – результат скачка курсов валют. Для большинства населения России – это символ начала кризиса. Люди сокращают потребление, и это ударяет по сфере розничных продаж и услуг в первую очередь (от салонов красоты, различных магазинов до автосалонов, ресторанов и т.д). Как следствие, некоторые арендаторы, терпящие убытки, закрывают торговые точки. Отсюда и появляются свободные площадки», - заключает эксперт.

Вадим Насыров, директор по развитию ГК Global (ранее занимался развитием сети KFC):
Какой-то один административный барьер при работе ресторанного бизнеса выделить сложно. Лично я считаю, что из-за частой смены власти в регионах исполнители на местах боятся потерять кресло и не предпринимают никаких действий, чтобы помочь предпринимателям. Иными словами, контакт с властью вроде бы есть, но результат получается не всегда тот, который ожидаешь. Можно провести переговоры с администрацией, пожать руки, но зачастую дальше этого не пойдет. Порой же город готов помочь, но он чисто физически не может этого сделать.

Цифра:
Арендные ставки на помещения под заведения общественного питания в Перми, по данным местных игроков, составляют от 500-600 до 2500-3000 рублей за кв. метр.

Все новости компаний