Газета
  1. Газета
 23 сентября 2013, 13:20  

Газ из-под колес

Газ из-под колес
Несмотря на неоднократно озвученную идею внедрить в Перми газомоторный общественный транспорт, ее перспективы по-прежнему туманны. Но структуры «Газпрома» продолжают просить земельные участки под заправки.

По информации «bc», в мэрии состоялось рабочее совещание по вопросам предоставления муниципальных земельных участков под газозаправочные станции для компании «Газпром». Ранее на июньском заседании Пермской городской думы рассматривался проект внесения изменений в решение №315 «Об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми». Изменения предусматривают предоставление земельных участков для строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) без проведения торгов. Данный вопрос был рассмотрен в первом чтении и отправлен на дальнейшую доработку с учетом поправок. «Газпром» планирует уже до конца года построить в Перми два газозаправочных комплекса. По словам генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» Евгения Михеева, всего корпорация готова вложить в пилотный проект порядка 360 млн рублей, при условии, что муниципалитет обеспечит АГНКС необходимым трафиком. В июне руководство предприятия дало масштабную пресс-конференцию, в ходе которой посетовало, что «городская администрация затягивает вопрос».

До конца годы бы успеть
По оценкам знакомых с ситуацией депутатов, администрация вынесет проект на второе чтение не раньше октября или даже декабря 2013 года. Как сообщили в самой администрации, поправки в документ планируется внести до конца года. «Данный срок обусловлен необходимостью создания межведомственной комиссии по проведению инвентаризации земельных участков в Средней Курье», - пояснили в мэрии. Напомним, что вопрос предоставлению площадок для АГНКС был объединен в один проект решения с вопросом предоставлением огородных участков в Курье. При рассмотрении проекта в первом чтении многие депутаты высказали свое негативное отношения к нему. Парламентарии посчитали необоснованной выдачу мэрией преференции определенному юридическому лицу. «Почему именно такой способ предоставления земельных участков был выбран администрацией, сложно сказать. Нужно понять, какие выгоды муниципалитету принесет эта инициатива, однако администрация пока не готова обосновать депутатам свое решение. Если оно действительно укладывается в рамки федеральной программы повышения энергоэффективности, которая позволит получить государственное софинансирование для приобретения муниципального транспорта, то этим стоит заниматься. У мэрии есть планы войти в программу внедрения в Перми газомоторных автобусов», – отметил депутат ПГД Максим Тебелев.

«Еще в июне 2011 года Владимир Путин, будучи премьером, заявил, что нужно земельные участки для строительства газозаправочных станций выделить в приоритетном режиме. А в мае этого года было подписано постановление Правительства РФ о переводе 50% общественного транспорта на газовое топливо. Вполне понятно: тему достаточно серьезно лоббировал «Газпром», для которого появилась возможность получить новые рынки сбыта. Планируется, что нормативно правовая база для перехода на газ должна быть разработана администрацией к осени этого года. Предоставление участков без конкурсов – способ удешевить строительство объекта», – пояснил депутат ПГД, член комитета по пространственному развитию Анатолий Саклаков.

Замкнутый круг
Сейчас в городе функционируют две газозаправочные станции. По словам перевозчика Игоря Колесникова, их недостаточное количество – одна из самых важных проблем «газовой» инфраструктуры города. «Две станции АГНКС расположены не совсем удобно для нас, что создает определенные трудности для работы», – отметил перевозчик. По оценкам экспертов, если 50% пермского общественного транспорта будет работать на газовом топливе, то в городе должно быть 50-60 АГНКС. По словам г-на Саклакова, процессы увеличения числа газозаправок и наращивание газового автопарка должны идти синхронно. «С одной стороны, общественный транспорт сможет переходить на газ, когда будет создана достаточная для этого инфраструктура газозаправочных станций. Но АГНКС, в свою очередь, рентабельна и целесообразна только в том случае, если проходимость транспорта будет составлять по разным оценкам от 50 до 100 единиц в сутки», – рассуждает депутат.

Другими важными элементами «газовой» инфраструктуры, помимо АГНКС, являются обучающие и диагностические центры для персонала. «Автобусы на газе – сложные компьютеризированные машины, требующие высокой квалификации при техническом обслуживании, но в Перми таких специалистов нет. Приходится обучать людей собственными силами», – сообщил Игорь Колесников.

В качестве основного преимущества газовых автобусов г-н Колесников выделяет их экологичность и экономичность. Перевозчик уверен, что дополнительным стимулом для внедрения автобусов на голубом топливе может послужить изменение конкурсной документации на распределение маршрутов. «Несмотря на то, что экологический класс транспорта учитывается, коэффициент критерия низкий. На мой взгляд, его необходимо повышать», – пояснил перевозчик. По словам директора НП «Новый Автоальянс» Александра Стерлягова, видимая выгодность транспорта на газовом топливе «съедается» необходимостью специализированного технического обслуживания, обязательной ежегодной сертификацией газового оборудования, а также высокой стоимостью газомоторных автобусов. «При ничтожной фактической маржинальности окупаемость этих инвестиций растягивается на многие годы, что становится абсолютно неприемлемым для малого бизнеса», – отметил г-н Стерлягов. Перевозчики сходятся во мнении, что для развития газовой отрасли необходимо субсидирование. Самый простой способ, по мнению Игоря Колесникова, – снижение процентных ставок по кредитам.

По словам Анатолия Саклакова, в правительстве Пермского края подтверждали готовность приобретать единицы общественного транспорта, но эти планы остаются до сих пор нереализованными. «Кроме того, непонятно, кому эти субсидии будут выдаваться: частным перевозчикам или сформированному в том или ином виде муниципальному автопарку?» – отмечает депутат. При этом мэрия планирует до конца сентября этого года подать заявку на приобретение более 200 газомоторных автобусов за счет федеральных средств. Курировать проект будет председатель комитета по муниципальной собственности и земельным отношениям Максим Тебелев.

Все новости компаний