Газета
  1. Газета
 14 января 2013, 13:20  

Перемены и их символы

Перемены  и их символы
Эксперты о назначении Геннадия Тушнолобова и Дмитрия Самойлова — стремление к балансу, упрочение позиций губернатора и возвращение 90-х.

На минувшей неделе и.о. председателя правительства Геннадий Тушнолобов провел серию консультаций по работе кабинета министров. По данным «bc», он встретился с рядом политиков региона, а также обсуждал с министрами формат работы. 14 января к обязанностям главы администрации губернатора приступит Дмитрий Самойлов, дела у Григория Куранова он принял еще перед Новым годом.

Business Class попросил экспертов оценить перспективность двух назначений на ключевые посты в системе региональной власти.

Надежда Борисова, кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук историко-политологического факультета ПГНИУ:

— Назначение Геннадия Тушнолобова и Дмитрия Самойлова не стало для меня удивительным. Полагаю, что вопрос о последних кадровых решениях губернатора нужно рассматривать в комплексе с назначением Николая Демкина на должность секретаря политического совета регионального отделения «Единой России» в обход фактически согласованной кандидатуры Ю. Борисовца. Все три назначения — два кадровых и партийное — являются свидетельством попытки Басаргина усилить свои позиции в регионе именно за счет союза с представителями ведущих бизнес- и политических групп элит. Вспомним, что будучи «назначенным», губернатор Басаргин оказался в Прикамье «чужаком» (варягом) без серьезной собственной команды, а потому он изначально не был свободен в своих действиях. Его кадровые назначения конца весны и лета 2012 года свидетельствуют о том, что фактически «команда» Басаргина формировалась частично из тех, кого он смог привлечь из Минрегиона, но преимущественно из пермяков или тех, кто был какое-то время связан с Пермью и региональными элитами. При этом конкретные персоны, вошедшие на том этапе в состав краевого правительства и губернаторской администрации на ключевые позиции, были, по-видимому, настоятельно ему предложены. Косвенно это подтверждает декабрьский комментарий Виктора Басаргина относительно отставки Куранова, содержащий метафору о Труффальдино. Переломным моментом для кадровой политики пермского губернатора стал арест Р. Панова: Басаргину, по-видимому, пришлось активно включиться в переговоры с представителями пермских элит, в т. ч. с собственниками и топ-менеджерами ключевых для региона и краевой столицы предприятий. Сейчас еще рано утверждать, но смею предположить, что в таком союзе «варяга» Басаргина (который, кстати, таковым уже и не воспринимается в регионе) и той части региональных элит, которые не входили в группы влияния ни Чиркунова, ни Трутнева, может воспроизвестись в той или иной степени модель реализации власти, характерная для Прикамья в эпоху губернаторства Г. Игумнова. Символично, но кадровые назначения Басаргина напрямую связаны с составом администрации Г. Игумнова: и Тушнолобов, и Самойлов были вице-губернаторами во второй половине 1990-х годов. При этом сама эпоха Игумнова в региональном сознании не воспринимается в сугубо негативном ключе и не считается потерянным для региона временем. Это, вероятно, следует рассматривать как дополнительный актуальный символический ресурс новых назначенцев и самого губернатора.

Олег Подвинцев, политолог:

— Губернатор изначально пытался соблюсти баланс между «варягами» и «местными», но после истории с Романом Пановым приоритет сместился в сторону «местных». Что касается руководителя администрации губернатора, то из всех «местных» Дмитрий Самойлов ближе всех к Виктору Басаргину, поскольку у них был опыт сотрудничества в Екатеринбурге. Поэтому такое назначение выглядит наиболее логично, ведь оно устраивает самого губернатора и отвечает политике продвижения пермских кадров. Кроме того, г-н Самойлов не связан с основными группами влияния в регионе.

На мой взгляд, Геннадий Тушнолобов всегда рассматривался как некая альтернатива тем, кто находился у власти в предыдущий период. Но этот период был достаточно долгим, и данная фигура уже потеряла свою былую привлекательность в глазах элиты оппозиции и общественного мнения, но на фоне других возможных претендентов на пост председателя правительства Геннадий Петрович вызывает наименьшее отторжение.

Этими назначениями губернатор в значительной степени упрочил свои позиции и доказал свою состоятельность. Теперь основной вопрос заключается в том, насколько г-н Тушнолобов и г-н Самойлов справятся с непростыми задачами.

Григорий Меньшиков, предприниматель:

— Я бы пожелал Геннадию Петровичу без политики заняться сразу хозяйством.

Вырастить много современных конкурентоспособных промышленных производств, которые будут наполнять бюджет деньгами для еще не одного поколения жителей края.

Понятно, что бюджетный процесс не остановить и резких движений не сделать. Но уверен, у Геннадия Тушнолобова есть интересные идеи, как сделать жизнь в регионе лучше, и пусть он воплотит их без оглядки, быстро, четко, руководствуясь интересами Пермского края и страны.

Владимир Белозеров, Генеральный директор ОАО «Перминвестбанк»:

— Подобные кадровые решения позволят формировать губернатору нормальную команду из людей, которые смогут определить направления развития в крае, и правительство наконец начнет осуществлять действия, которых давно от него ждут.

Надеюсь, что получившийся тандем председателя правительства и главы администрации губернатора будет работать в едином формате.

Понимаю, что уже сейчас у региональных властей есть серьезные проблемы по исполнению бюджета и взятых краем обязательств, поэтому сразу нужно просто, засучив рукава, активно работать.

Выбор именно этих людей на данные должности мне кажется наиболее оптимальным на сегодняшний день.