Культура
  1. Культура
 05 ноября 2012, 13:20  

Путешествие во времени

Путешествие во времени
Окунуться в советское прошлое дает возможность новая выставка, открывшаяся в Пермской художественной галерее.

Выставка «Философия общего дела» — настоящее путешествие во времени. Начинается оно с произведений русского искусства, созданных в годы Первой мировой войны, проходит через весь ХХ век, наполненный трагическими и славными событиями, и закачивается в 80-е годы, когда в России наступает уже другая эпоха.

Название выставке дала книга русского философа-утописта Николая Федорова, имевшая влияние на мыслителей и художников советской поры.

«Название точно отражает категории, которые существовали в советское время, и прежде всего это примат коллектива над личностью», — рассказывает Валентин Дьяконов, куратор выставки, известный московский арт-критик. — И для выставки мы выбирали работы, которые отражают коллективное сознание на разных этапах истории советского искусства. При этом в качестве противовеса мы показываем и работы художников, которые даже в ту эпоху противостояли ей, пытались выгородить какое-то свое личное художественное и ментальное пространство и противостоять тому, что сейчас носит название «мейнстрим».

Богатые фонды Пермской художественной галереи позволили сделать выставку интересной и насыщенной ключевыми именами художников советской эпохи. Как рассказала директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян, отдел советского искусства появился здесь раньше, чем в других региональных музеях: в 1929 году. «В течение всего времени при комплектовании коллекции мы старались системно отражать все процессы, происходящие в современном искусстве. То есть не отдельными раритетами представлять определенные течения, а делать срез. И наша коллекция сегодня позволяет ответить на важнейшие вопросы: как это было и чем это чревато в будущем».

Настоящим открытием выставки стала картина Юрия Пименова «Делегатка», написанная в 1937 году. Долгие годы было известно лишь то, что она существует, но никто ее не видел. Все это время работа одного из самых известных советских художников хранилась на валу в запасниках Пермской художественной галереи. Но день настал — и огромное отреставрированное полотно открывает выставку, встречая зрителей в холле галереи.

Сегодня уже не все реалии, изображенные на картинах той поры, понятны зрителям, и устроители выставки предусмотрели это. В залах расположены панно с объяснениями, но это не искусствоведческие тексты, а отрывки из книг, мемуаров и дневников свидетелей века, воссоздающие атмосферу ушедшего времени и композиционно являющиеся частью выставки. Из этого органично вытекает еще одна концептуальная особенность «Философии общего дела» — полное отсутствие мультимедийных технологий, что довольно необычно для современного выставочного процесса.

Сильный эмоциональный заряд получает зритель и в заключительной части экспозиции, где расположена инсталляция московских художников Игоря Макаревича и Елены Елагиной, специально созданная для выставки в Пермской художественной галерее. В инсталляции использованы настоящие гробы, и это достаточно радикальное художественное высказывание призвано почтить память всех, кто погиб в жестоком ХХ веке. Работа художников снова отсылает нас к философскому труду Николая Федорова, давшему название выставке. Русский утопист в своей книге, сочетая научную фантастику и гуманистический посыл, мечтал и о физическом воскрешении умерших и возвращении к естественному состоянию человеческой души.

Все новости компаний