Газета
  1. Газета
 10 сентября 2012, 13:20   1107

Непобедимая сиеста

Непобедимая сиеста
Где в Италии больше всего русских, и почему кризис в Италии уместен как нигде. Заметки путешественника по стране Данте, Пиноккио и Паоло Мальдини.

 Когда в поисковом окне «Яндекса» набираешь слово «итальянская», то сайт подбирает к нему варианты: кухня, музыка, паста, мафия, пицца. Если оставить за скобками мафию (все-таки для большинства туристов общение с ней ограничивается покупкой футболки с крестным отцом), получается, что Италия строго ассоциируется с праздностью. Отпуск на Апеннинах подтвердил — это отнюдь не штамп, и даже жестокий экономический кризис не в состоянии изменить отношение итальянцев к жизни. Туристы в их способ существования вписываются идеально.

 
Простоквашино-стиль
Летний отдых в Италии — это почти всегда экстрим. Едешь к морю, но, естественно, не в состоянии проигнорировать историю и красоты, раскинувшиеся здесь повсеместно. А это значит, что гулять по площадям и развалинам придется при жуткой жаре. Но оно того стоит! 
В качестве места дислокации была избрана Эмилия-Романья, и конкретно городок Милано Мариттима, в 30 км от Римини. «Морской Милан» (так переводится название) основали бизнесмены из одноименного города, прельстившиеся на сосновые леса, в которых утопало побережье. Сегодня, несмотря на туристическую экспансию, сосны по-прежнему уникальное торговое предложение, в сочетании с морем и морским воздухом — эффект сногсшибательный.
В ММ наших соотечественников не так много, как в русском Римини. Курорт облюбовали немцы и сами итальянцы. Их подход к отдыху существенно отличается от привычного для россиян. Европейцы приезжают на несколько дней, загорают, купаются, как героиня мультфильма о Простоквашино, носят все привезенные платья, после чего отбывают. В отличие от россиян, среди отдыхающих очень много пожилых людей: нетвердой походкой, поддерживая друга друга, они тем не менее гуляют, радуются морю, солнцу и прочим приятным нюансам каникул.
Удивительно, но кризис никак не повлиял на отношение итальянцев к жизни. Например, пресловутая сиеста продолжает поражать своим радикализмом. В голове не укладывается, как можно в курортной зоне закрывать магазины в 7 часов вечера. Народ только вышел гулять, пришедшая прохлада и сытость располагают к покупкам, ан нет! Конечно, сиеста — не чисто итальянская особенность, но в той же Испании магазины и общепит подстраиваются под туристов, а на Апеннинах продолжают блюсти традиции. 
Факт, что сиеста бьет по бизнесу, во внимание не принимается. И это в то время, когда проявления кризиса здесь повсюду. Огромное число объявлений о продаже и сдаче в аренду кафе, гостиниц, домов и т. п. С изрядной периодичностью встречаются заброшенные здания. Заросшие бурьяном отели, коттеджи, окна в которых заложены кирпичом, производят неизгладимое впечатление. 
Сиеста победила даже в Сан-Марино, в который и экскурсии-то организуются с пометкой «шопинг». Пример этой страны — прекрасная иллюстрация, как материальное победило высокое. Сегодня никто не вспоминает, что Сан-Марино — старейшая республика в мире, что ее конституция принята еще в 1600 году. Главная характеристика этого карликового государства — офшор в центре Европы, средоточие магазинов по продаже изделий из кожи и меха. Столько русских, как здесь, мы не встретили нигде в Италии. Не случайно в каждом магазине есть продавец, говорящий на великом и могучем. Зачем символ Сан-Марино знаменитые башни, зачем музеи пыток или оружия, зачем окружающие горную страну красоты, ведь вокруг шубы, куртки, сумки... 
 
Без чужой помощи
Но не будем о грустном. В Сан-Марино есть еще одна достопримечательность, которая парадоксально не известна широкому кругу туристов. Казалось бы, на Апеннинах настоящий культ «Феррари», повсюду фирменные и контрафактные магазины по продаже всего подряд с символикой автоконцерна. Но при этом музей Скудерии в Сан-Марино как будто специально спрятан от туристических глаз. На общественном транспорте добраться до него — это вообще приключение. От Римини сюда ходит автобус маршрута «7-а», от обычной «семерки» он отличается тем, что доезжает до музея, правда, делает это крайне редко. Никаких тротуаров и пешеходных переходов от остановки нет, путь лежит вдоль автострады, через АЗС. Неудивительно, что в музее почти нет посетителей.
Но если факт, что самому «Феррари» практически все равно, как люди сюда доберутся, не удивляет (знаменитой Скудерии славы и без этого хватает), то позиция русских гидов, признаться, поразила. Никто из них (подчеркиваю: никто) не знал о существовании музея. Все они отправляли страждущих прикоснуться к красным болидам в Маранелло, а это ни много ни мало 170 км от Римини. Понятно, что в Сан-Марино экспозиция попроще, но зато под рукой. В общем, факт остается фактом: на гидов полагаться не приходится.
И это, кстати, относится ко всему, что касается поездок за пределы курорта. Организованный выезд означает: приезд в город, короткую экскурсию (в Венеции это вообще только обход главной площади), дополнительные возможности за дополнительные же деньги (ночная экскурсия по Риму или визит в Палаццо Питти во Флоренции и т.п.), а дальше — в автобус и по домам. В итоге это не визит в город, а какой-то набег, галопом по Челлини. И цены за такое сомнительное времяпрепровождение более чем. Например, визит в Сан-Марино в рамках организованной экскурсии обойдется в 60 евро на двоих, а в парк «Италия в миниатюре» — в 70. Для сравнения: самостоятельная поездка от Милано Мариттима через Римини до Сан-Марино (поезд + автобус) будет стоить 24 евро, а билеты в парк — 38 евро. Вывод из сопоставления цифр может быть только один — набирайтесь смелости и осваивайте итальянские достопримечательности сами. Разветвленная система железнодорожного сообщения позволяет делать это даже без аренды автомобиля (cтоимость билетов и оптимальные маршруты — на сайте trenitalia.it).
О Вечном городе, русском шопинге, итальянском футболе и пресных лепешках — в следующем номере Business Class.
 
(Продолжение в следующем номере)
Поделиться:
Все новости компаний