Мария Степнова — еще одна в букете русских писательниц «про евреев, советские времена, жизнь, любовь и вечные ценности» (здравствуйте, Рубина-Улицкая-Щербакова). Поэтому «Женщины Лазаря» изначально обещали чтение довольно предсказуемое, но совсем не лишенное приятности.
Отличительной чертой «Женщин Лазаря» стал стиль — нарочито старомодный и многословный, будто перебивающий сам себя. Избыточность словесных конструкций Степновой однако весьма гармонично перекликается с кружевными салфетками, сундуками, фамильным фарфором и сложносочиненными рецептами Елены Молоховец, многократно упоминаемыми в романе. Так что сомнений не возникает: про некоторые вещи только так и стоит писать — длинно и с красивостями.
В отличие от тех же Рубиной и Улицкой, Степнова не претендует на охват Великой Истории, уходя в сферу историй маленьких и частных. «Женщины Лазаря» — это роман о том, что остается в сухом остатке после одной прожитой гениальной жизни. Блестящая карьера? Правительственные премии? Великие открытия и изобретения? Женщины, — отвечает Степнова. Те, которые тебя любили и особенно те, которые не любили. В итоге Лазарь Линдт, великий ученый-физик, становится персонажем не главным, но связующим. Степнова даже не дает себе труда прописать его как следует, так что читатель довольствуется несколькими карикатурно-грубыми штрихами, домысливая остальное.
Безусловно, местами Степнова забывается и перекручивает сюжет до каких-то немыслимых пределов, проводя своих героев через невообразимые приключения и мытарства, местами — щедро добавляет в повествование бытовой мистики и загадочных совпадений. Но будем снисходительны — история в целом вышла красивая, увлекательная и трогательная до невозможности. Чего же боле.