Газета
  1. Газета
 04 июня 2012, 13:20  

Наивная история

Наивная история
Круглый стол с участием ведущих специалистов в сфере наивного искусства, экскурсия «Наив-тур» и выставка известной художницы Кати Медведевой — главные майские события в жизни Музея советского наива.
Среди ярких мероприятий и громких имен прошедшего в Перми Дягилевского фестиваля достойное место заняли два интересных пермских проекта: «Наив-тур» и круглый стол «Наив­ное искусство: от маргинальности к авангарду». 
Сразу три культурных институции Перми стали объектами посещения участников «Наив-тура»: Пермский краеведческий музей, который представил часть своей исторической экспозиции, посвященной искусству крепостных и неизвестных художников; Центральный выставочный зал, открывший выставку «Наивный человек. Городской романс» и Пермская государственная художественная галерея с выставкой «…И тебе откроется мир». Участие в «Наив-туре» приняли журналисты, гости фестиваля и в их числе ведущие российские искусствоведы и культурологи, которые приехали в Пермь для участия в круглом столе «Наивное искусство: от маргинальности к авангарду». Среди них такие известные представители научного и музейного сообществ как Сергей Голынец, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор, заведующий кафедрой истории искусств Уральского федерального университета, Наталья Вяткина, заместитель директора по науке Музея наивного искусства (Москва), Андрей Бобрихин, кандидат философских наук, заместитель директора по науке Екатеринбургского музейного центра народного творчества «Гамаюн» и другие.
Этот круглый стол был интересен не только тем, что собрал в Перми культурологов, историков, философов и искусствоведов, изучающих наивное искусство. Он стал одним из первых шагов в рамках деятельности Музея советского наива. 
В последнее время появлением нового частного музея удивить сложно. Вот и в соседнем Екатеринбурге в мае открылся частный музей наивного искусства. Но, как показывает практика, большинство частных культурных институций создаются по одному принципу: берется готовая коллекция, собранная владельцем музея или выкупленная, она размещается в небольшом, как правило, помещении и, собственно, все. Дальше вся жизнь новой галереи или музея заключается только в том, что утром двери ее открываются для посетителей, а вечером закрываются. Но в случае с новым пермским музеем история развивается совсем по другому сценарию, ведь открывать его собираются известные пермские бизнесмены и меценаты Агишевы. Учрежденный ими фонд «Новая коллекция» известен рядом серьезных проектов, направленных на продвижение пермского искусства: таких как, эксклюзивное издание книги Николая Серебренникова «Пермская деревянная скульптура», проект «Кудымкор — локомотив будущего», посвященный творчеству художника П. И. Субботина-Пермяка. Вот почему история с новым пермским музеем разворачивается и строится вокруг современного понимания роли музея в мире. И не случайно, прежде чем приступить к формированию экспозиции Надежда Агишева пригласила в Пермь ведущих искусствоведов, чтобы экспертное сообщество в совместных дискуссиях помогло определить основы музейной политики. Надо сказать, ожидания оправдались, и дискуссии на круглом столе были очень насыщенными, специалисты спорили и по поводу определения предмета, и по поводу названия новой институции. 
Надежда Агишева считает наивную живопись одним из интереснейших явлений в отечественной культуре. «Я не думаю, что, выбрав тему советского наива, мы в чем-то ограничиваем новый музей или замыкаем его в какие-то рамки. Мы хотим создать некий бренд, — объясняет Надежда Агишева. — Советский период для нашего государства определяет практически все содержание XX века, его влияние ощущается и сегодня».
Основу экспозиции музея составят произведения из частной коллекции Агишевых.
«Для меня коллекционирование произведений искусства, в том числе и работ наших пермских художников, ценно само по себе, приобретая картины, мы никогда не ориентировались на рост рыночной стоимости работ, — рассказывает Надежда Агишева. — Мне всегда хотелось сохранить эти работы здесь, в городе, в котором я живу. Создавая музей, мы делаем частную коллекцию доступнее для зрителей».
Наивное искусство сегодня привлекает внимание, как культурных институций, так и зрителей, и не случайно в Перми сейчас проходят сразу три выставки работ наивных художников. Но самое интересное в наивном искусстве, что традиция эта продолжает существовать, и сегодня среди обычных людей вполне возможно открыть нового Пиросмани или Анри Руссо, ведь почти все наивные художники начинают писать в очень взрослом, а порой, в преклонном возрасте. Например, как американка Бабушка Мозес, которая первые свои картины создала, когда ей исполнилось почти 70 лет, и прославилась на весь мир, заслужив у себя в стране даже звание «Женщина года». Или как наша российская звезда наивной живописи Катя Медведева, чей творческий путь начался почти в сорок лет и которая к своим 75 годам создала несколько тысяч картин, часть из которых находятся в музейных и частных коллекциях нашей страны и за рубежом. Одна из самых известных наивных художниц страны Катя Медведева о Дягилевском фестивале услышала по телевизору и тут же решила ехать, ведь балету посвящены многие ее картины. Видимо, так было предопределено, что в Перми она сразу стала желанной гостьей на круглом столе и участницей «Наив-тура», которые инициировал в рамках Дягилевского фестиваля Музей советского наива. После того, как специалисты и пермские коллекционеры оценили картины Кати Медведевой, которые она привезла с собой, стало ясно — это должны увидеть все. Буквально за два дня в пространстве магазина «Пушкина, 15» была организована, наверное, самая необычная в истории Дягилевских фестивалей выставка наивной живописи, посвященной балету. Выставка будет открыта для посетителей до конца июня. Несколько картин Кати Медведевой были приобретены для коллекции музея. 
И Надежда Агишева, и Анна Суворова — куратор Музея советского наива, считают, что «наивные» таланты можно найти и на пермской земле. Вот только сделать это очень трудно, ведь традиционно наше общество не воспринимает мастеров наивной живописи как «настоящих» художников, и истоки этого тоже коренятся в советской традиции, когда деятели искусств должны были быть официально признаны властью. Однако трудности создателей музея не останавливают. Анна Суворова уже составила расписание командировок в разные районы Пермского края — музей намерен искать и открывать новые таланты.
История же с самим музеем получается совершенно необычной: еще нет стен, а уже начато сотрудничество с авторами и более того, учрежден грант на проведение исследовательской работы. Межсекторными научными изысканиями займется коллектив пермских ученых, среди которых философы, культурологи и историки. Одновременно с этим новый музей начинает выстраивать коммуникационные каналы для связи с обществом.
«Мы планируем широко привлекать к нашим проектам волонтеров, — рассказывает Анна Суворова, — это будет не только молодежь, но и увлеченные творчеством пермяки, и люди «третьего» возраста. Работу с ними мы будем строить по принципу клубов по интересам».

Ну, а что касается музейных стен, то они есть, и Надежда Агишева, создатель и идейный вдохновитель Музея советского наива, планирует открыть его двери для пермяков уже в сентябре этого года. 

Все новости компаний