Газета
 28 мая 2012, 13:20   9046

Проектный подход

Проектный подход
Глава администрации Перми Анатолий Маховиков в интервью «bc» — о том, стоит ли создавать в Перми филиал Оксфордского университета, где брать миллиарды рублей на скоростной трамвай до аэропорта и как решать парковочный вопрос.

 Анатолий Юрьевич, Пермь вновь стала городом-миллионником, каков ваш прогноз, сколь долго удастся сохранять этот статус? Есть ли у города соответствующие инструменты для этого?

— Рассчитываю, что в ближайшие три-четыре года мы этот статус точно будем сохранять, пока не подойдем к очередной демографической «яме», которая предположительно настанет к тому времени. Не думаю, что в итоге снова выпадем из обоймы городов-миллионников, поскольку имеем все шансы стабилизировать сегодняшнюю численность населения. Скорее всего, Пермь сохранит этот статус. Однако при этом постараемся сделать так, чтобы тенденция, которая последнее время наблюдалась по рождению второго, третьего и даже четвертого ребенка, сохранялась. Эта так называемая «мода» на детей, когда многие семьи стали заводить больше одного ребенка, полностью соответствует российской традиции. Сейчас главное для нас — сложившуюся тенденцию поддержать. Как поддержать? Во-первых, возможностью получения в городе хорошего стартового образования — дошкольного, школьного. Во-вторых, создавая условия, чтобы молодежь оставалась в нашем городе, а это значит необходимо развивать сферу высшего образования и одновременно создавать новые рабочие места. Таким образом, речь идет в целом о развитии города, которым мы и занимаемся. Рассчитываю, что наши действия позволят сохранить в Перми положительную демографическую ситуацию, которая даст возможность оставить за краевым центром статус города-миллионера. 
Коль скоро речь зашла о необходимости развития высшего образования, хотелось бы уточнить информацию о судьбе проекта создания в Перми филиала Оксфордского университета…
— Насколько я помню, мы с этим проектом познакомились в 2007 году, в мою бытность заместителем главы администрации Перми. Ко мне приезжал с ней г-н Сенаторов, который тогда возглавлял известное московское агентство недвижимости МИАН. К сожалению, тогда эта идея не нашла поддержки ни на уровне губернатора, ни на уровне города. Но к ней, возможно, мы еще вернемся. Мое мнение, чем больше у нас будет хороших вузов, тем только лучше. К тому же это не только новые возможности обучения наших детей, пермяков, но и условия для привлечения сюда студентов из других городов и регионов. 
Как бы вы охарактеризовали отношение инвесторов к городу, по каким направлениям инвестиционная привлекательность Перми высока и по каким направлениям есть проблемы? 
— Очевидно, что есть высокий интерес к городу со стороны сферы услуг, в первую очередь, сетей быстрого питания и продуктового ритейла. Не буду повторяться про приход McDonald's, о котором не писали и не говорили только ленивые. Хотя обращу внимание, что кроме McDonald's в Пермь зашел еще и Subway, сеть в США не менее раскрученная и мощная, главный конкурент McDonald's на американском рынке. Недавно состоялось открытие кофейни «Шоколадница», это известный общероссийский бренд. В сфере продуктового ритейла в Пермь начала очень мощную экспансию федеральная сеть «Магнит», открыл первый магазин в Перми «Перекресток». Развивают направление и сильные местные игроки. Сеть «НормаН-Виват», к примеру, начала активно развивать новую сеть магазинов-дискаунтеров «Дельта». Эти сферы бурно развиваются, и это хороший показатель инвестиционной привлекательности Перми. Но есть и минусы. Чего нам не хватает? Открытия новых производств. Пока что в этом направлении из громких инициатив состоялось открытие СП «Искра-Сименс», но на этом останавливаться никак нельзя. Второе — нам не хватает гостиничного фонда. В Перми, по большому счету, кроме гостиничного бренда «Хилтон» на рынке сопоставимых по уровню операторов нет. Сейчас, правда, «Хилтон» начинает строить свой второй объект, на улице Петропавловской, но хотелось бы, чтобы линейка гостиничных брендов, представленных в городе, все-таки расширилась. 
В чем сложность решения проблемы нехватки отелей и привлечения международных операторов? 
— Интересантов, обсуждающих возможности привлечения в Пермь брендовых хотельеров, много. Но до стадии реальных дел все эти идеи пока не доходят. Проблема в том, что, как правило, брендовые гостиничные операторы являются эксплуатантами отелей, не владеющими самим зданиями. Таким образом, чтобы на территории города появилась брендовая гостиница, должен найтись обладатель земельного участка. Это раз. Инвестор, который вложится в строительство здания, чтобы впоследствии извлекать доходы от его сдачи в аренду, — два. И тогда только третьей составляющей является уже оператор. Конструкция не очень простая и потому трудоемкая с точки зрения реализации.
В развитии промышленности краевого центра город все-таки может более активно играть роль катализатора процесса?
— Здесь необходимо отметить, что для решения этой задачи сейчас необходимо совместно с производственниками активнее заниматься реновацией промышленных зон. Это может активизировать процесс модернизации и развития наших производств. Классический пример — завод смазок и СОЖ. У предприятия есть 15 га земли практически в центре жилого микрорайона. Этот массив, очевидно, имеет достаточно высокую стоимость. Если реализовать его под строительство жилья, то, как уже подсчитало предприятие, вырученных денег хватит на строительство нового современного завода в другом месте. Насколько мне известно, такое соглашение уже подписано заводом с французской компанией, совместно с которой завод смазок и СОЖ сможет построить новое предприятие. Это позитивный сигнал, тем более что наше предприятие достаточно уникально для России. Выпускаемые им масла и охлаждающие жидкости используются в специфических целях в стратегически важных отраслях промышленности и транспорта: в военпроме, кораблестроениии, в деятельности РЖД и т. д. В данном случае возникает вопрос: какова наша роль в процессе реализации подобных схем обновления предприятий и создания новых производств? Город может помогать, обеспечивая определенные условия по подключению к сетям за счет включения этих мероприятий в инвестпрограммы наших сетевых монополистов, чтобы новые площадки под строительство промпредприятий были обеспечены инфраструктурой, как коммунальной, так и транспортной. Ну, и оказывать содействие в продвижении продукции, которая будет создаваться новыми промпредприятиями. Кроме того, речь может идти и о выделении земельных участков под строительство новых заводов. Если такие запросы будут, то мы готовы их отрабатывать. Хотя на сегодня у нас очень много земель, находящихся в обороте, и потому земельный вопрос не остро стоит. Сейчас, кстати, в Пермь заходит Mercedes с полным комплексом дилерских услуг, включающих продажу и обслуживание всей производимой концерном линейки продукции, — от грузовиков до коммунальной линейки. Они как раз нашли участок под строительство на вторичном рынке, соглашение уже практически подписано. 
Определены ли конкретные мероприятия по развитию городского общественного транспорта: будет ли и дальше закупаться новый подвижной состав электротранспорта, новые троллейбусы и трамваи?
— Что касается троллейбусов и трамваев, то в ближайшие два-три года нам необходимо будет расплатиться по тем сделкам, которые уже совершили. Пока еще не закрыта сделка по трамваям. Они были приобретены в лизинг, и в настоящее время по ним нужно закончить расплачиваться. То, что нам необходимо и в дальнейшем входить в программу обновления подвижного состава, сомнений нет. Однако считаю, что дальнейшую модернизацию рациональнее продолжить примерно через три года. Нужно также понимать, что для нас не самоцель обновление подвижного состава. Не менее важно еще и осмыслить роль и место общественного транспорта в структуре транспортных потоков города вообще. Что под этим подразумевается? У нас изменилась схема расселения людей и приложения труда. За последние десятилетия многие крупные предприятия закрылись, где-то же наоборот на месте пустырей появились новые микрорайоны. При этом общественный транспорт, в особенности муниципальный, трамваи и троллейбусы, продолжает курсировать по схеме, заложенной еще в советское время. К примеру, в недалеком прошлом на Перми I был колоссальный поток пассажиров за счет того, что это был крупный пункт пересадки, здесь курсировало много рейсов электричек, существовало речное сообщение. Сейчас электропоездов в этом пункте стало намного меньше, речной транспорт представлен лишь прогулочными катерами, в итоге троллейбус едет несколько остановок от Перми I и до нее практически пустым. Второй пример из этой серии — завод «Велта». Когда он существовал, к нему специально была протянута линия трамвая, для того чтобы обеспечивать массовый приезд сотрудников на работу. Сейчас этого предприятия больше нет, в итоге трамвай курсирует в районе «Велты» почти пустой. Поэтому необходимо сделать так, чтобы трамвай с ул. Героев Хасана завернул на микрорайон Владимирский, и тогда он будет обслуживать уже не канувшие в Лету предприятия, а микрорайон. Таких примеров по городу наберется еще немало. Можно про тот же третий маршрут трамвая вспомнить, который курсирует на Парковом через промзону бывшего завода «Красный октябрь». Таким образом, нам необходимо решать не только проблему обновления подвижного состава, но и пересмотреть систему организации движения общественного транспорта. В том числе прокладку новых трамвайных линий. 
В этом направлении уже какие-то наработки есть? 
— Нам необходимо попробовать привлечь для решения проблемы модернизации схемы трамвайных путей федеральный ресурс. По этому поводу я уже разговаривал с представителями Пермского края в Совете Федерации. Привлечение федеральных денег для прокладки новых трамвайных путей — вещь необходимая. Мы посчитали, что на оптимизацию схемы трамвайной сети городу необходимо порядка 5 млрд рублей. Исключительно за свой счет такие суммы Перми не осилить. 
Инвестиции в 5 млрд рублей подразумевает проведение каких именно мероприятий? 
— Мы заложили в эти 5 млрд достаточно серьезные и капиталоемкие проекты. В частности прокладку инфраструктуры для запуска скоростного трамвая до аэропорта «Большое Савино», линий скоростного трамвая на комплекс ППИ и в район Пролетарский-Железнодорожный, другие возможные варианты. Это и скоростной трамвай, и достройка веток к уже существующим линиям трамвая для запуска их в густонаселенные микрорайоны, и строительство новых линий трамвая вообще. 
Почему именно трамваю уделяется столько внимания, не троллейбусу, к примеру…
— Потому что трамвай предпочтительнее по отношению к троллейбусу. Во всем мире от троллейбусов уходят, оставляя трамваи. В том числе, потому что трамвай не участник автомобильного дорожного движения. Если троллейбус едет точно так же, как и автобус, в общем потоке машин, он точно также подвергнут проблеме пробок, то трамвай двигается либо по выделенной полосе, либо по своему светофору. Сейчас, кстати, есть новые системы пропуска трамваев. Смысл их в том, что когда трамвай пересекает определенную зону, происходит смена сигнала светофора. Движение встречного потока меняется, и трамвай проходит перекресток без остановок. Эту систему мы попробуем внедрить хотя бы на двух-трех улицах в Перми. У нас есть особенно проблемные участки движения трамваев, допустим поворот с улицы Петропавловской на улицу Ленина, первый правый поворот, потом левый поворот создают пробки из-за трамваев. 
Появилось ли у администрации четкое понимание решения парковочного вопроса ? 
— Парковки — бесспорно, острый вопрос для Перми. Буквально перед встречей с вами у меня на приеме был руководитель выставочного центра «Пермская ярмарка» Сергей Климов. Для ярмарки — это тоже актуальная проблема. Когда у них мероприятия проходят, парковать машины часто просто негде. Поэтому мы договорились о следующем шаге: сейчас мы считаем стоимость возможных вариантов решения проблемы. Мы уже провели анализ, какие парковки надо применять в Перми. Остановились на том, что все-таки парковки должны быть капитальными, крытыми, из железобетона, не механическими и т. п. Сейчас определяемся с местами под парковки. Кроме того, считаем бизнес-план развития системы таких парковок. Есть большое желание все-таки организовать государственно-частное партнерство по строительству таких парковок. Ищем конструкцию, при которой у нас появятся парковки при поддержке муниципалитета, притом что основные затраты все-таки должны будут лечь на плечи бизнеса. 
Муниципалитет как может поддержать бизнес в этом вопросе?
— По-разному. Например, путем субсидирования какой-то части суммы инвестиций в проект, или же можем субсидировать проектные работы. Можем решать проблему с коммуникациями, с землеотводом. Есть разные варианты, вплоть до того, что, возможно, появится некий муниципальный заказ на парковки для малообеспеченных категорий граждан, для инвалидов в частности. Сейчас для нас главное — понять экономику вопроса. Выяснить, при каких условиях бизнес может пойти в строительство парковок. Только за счет бюджета эту проблему не решишь. Ведь одна капитальная крытая парковка стоит порядка 200 млн рублей. Если их уже пять, то набирается миллиард рублей, огромная сумма. 
На какой стадии превращение ул. Пермской в пешеходную улицу, каково видение по ее дальнейшему переустройству? 
— Как вы знаете, проект на улице Пермской мы сделали в очень сжатые сроки в прошлом году. Пока это, скорее, некая зона времяпровождения и отдыха. В 2012 году будем продолжать развитие этого участка улицы. Наша задача — насытить его еще больше интересными вещами. Допустим, если в прошлом году, там даже кафе не было, то сейчас ситуация уже меняется в лучшую сторону. Появились новые заведения, кафе. В ближайшем будущем будем активно создавать выставочные площади, условия для появления музеев. За этот год специально для этих целей мы освободили достаточно много помещений на улице, которые раньше занимали муниципальные учреждения. Делается это для того, чтобы улица становилась не только зоной удобной для летнего променада, но подходила для круглогодичного использования, для того чтобы туда посетители могли прийти и летом и зимой. Двигаться дальше, превращать в течение этого года в пешеходный второй участок улицы Пермской, от Газеты «Звезда» до Сибирской, пока не представляется целесообразным. Потому что в этой части улицы очень много проблемных «точек». Справа за ТЮЗом на ул. Пермской находится стройплощадка, следом за ней ветхий дом, который надо расселять, и он уже включен в программу расселения на 2012 год. С левой стороны тоже ветхое аварийное жилье, принадлежащее частному бизнесу. 
Вы могли бы как-то конкретизировать, какова ситуация с компанией «Девелопмент-Юг» на Иве? Какие-то шаги ожидаются со стороны инвестора по освоению площадки?
— «Девелопмент-Юг» очень тяжело пережил кризис 2008 года. Насколько я понимаю, сейчас ситуация выправилась. Теперь они готовы к диалогу по поводу Ивы, и в том числе намерены вернуться к теме застройки Ивы коттеджами, а не высотными домами, как предполагалось изначально. Дело осложняется юридическими вопросами. У компании в декабре текущего года заканчивается срок аренды площадки на Иве. Договор был пятилетний, заключен в декабре 2007 года. Понятно, что у них, как у арендаторов, есть преимущественно право на продление договора аренды, но договор был не простой, он заключался на комплексное освоение территорий. В него были заложены параметры по выходу площадей, прописаны вопросы, за что отвечает город, за что застройщик. По идее, в связи с изменением плотности застройки и соответственно будущей численности жителей надо пересматривать все эти обязательства, которые были определены ранее. Насколько я помню, в договоре было заложено чуть ли не 3 школы на будущий микрорайон. Понятно, что если это будут коттеджи, в которых поселятся 400 семей, сразу возникает вопрос, нужны ли там эти 3 школы. Как вариант, делать одну большую школу, но понимать, что она будет работать на весь микрорайон в целом. И на Архиерейку и на близлежащие массивы. Все эти вопросы еще только предстоит решить. 
Вторая проблемная площадка в плане девелопмента — ипподром. Инвесторы все-таки не оставляют попытку застроить территорию. Но там кроме проблемы зонирования еще существует и вопрос с санитарно-защитной зоной туб­диспансера. Что скажете по этому поводу? 
— Моя позиция состоит в том, что пока не будет нового ипподрома, старый нельзя перезонировать. И мы это честно сказали и застройщику, и на комиссии по генплану. Что касается санитарной зоны туберкулезного диспансера, она определена как 1000 метров и доходит до шоссе Космонавтов. Но есть зона расчетная, и есть нормативная. Нормативную зону можно превратить в расчетную, исходя из характера застройки, существующего озеленения, характера розы ветров. Есть целый ряд параметров, на основании которых можно пересчитать нормативную зону, сократив ее в том или ином формате. Приведу простой пример. Пермский моторный завод. Там санитарно-защитная зона от забора предприятия отстояла почти на 500 метров по сторонам. А когда они сделали расчетную зону, она уместилась в рамки их собственной территории. Поэтому, если эту проблему собственники земли заинтересованы решать, они могут делать расчеты и снимать ограничения. Тогда действительно возможно сокращение 1000 метров, к примеру до 500 метров. Но сначала необходимо решить вопрос, с тем, что снос существующего ипподрома возможен лишь при условии появления нового. 
Какие показатели заложены в систему оценки работы администрации, по каким параметрам они просчитаны и насколько удается их выполнять? 
— У нас внутри администрации есть система оценки, ежеквартально подводим итоги, по целому ряду показателей. Эта система работает с 2010 года, ежеквартально выводится картинка, кто лучший, кто худший внутри администрации. Внешней же оценки нашей работы пока нет. Той оценки, на основании которой мы должны контрактоваться с Пермской городской думой. Мы свое видение показателей, по которым можем отчитываться, думе предложили. Соответствующий проект внесли еще в прошлом году. Депутаты, насколько понимаю, решили пока эти показатели не утверждать до тех пор пока не завершится работа по разработке и принятию стратегии социально-экономического развития Перми. Как только закончится работа по стратегии, тогда логично будет из стратегии уже вывести и показатели. 
Это внутренняя система оценки привела к отставкам первых лиц блока администрации, отвечавшего за дороги?
— Если быть объективным, то у нас дорожный блок по итогам квартала был самым худшим. Но все-таки отставки продиктованы не столько итогами полугодия и квартала, сколько результатами работы за год вообще. Провален дорожный ремонт. В программу был заложены, например, ремонт Тополевого переулка. Его вообще не начинали! Был предусмотрен ремонт улицы Газеты «Звезда» от Ленина до Петропавловской — тоже ничего не сделано. Проблемы возникли с бульваром Гагарина и другими улицами. Этого достаточно, чтобы сделать все выводы. 
С кандидатурами на посты главных дорожников Перми уже определились?
— Сейчас я временно взял руководство блоком на себя. Еженедельно провожу оперативки. Пока мы движемся и в уборке, и в текущем ремонте улиц достаточно неплохо. Дальше жизнь покажет. Мне сейчас важно запустить в разумные сроки текущий ремонт дорог, а для этого провести вовремя соответствующие аукционы. 
Поделиться:
Все новости компаний