Культура
  1. Культура
 21 мая 2012, 13:20  

Вокзал для троих

Вокзал для троих
В Театре-Театре завершился первый тур «игры в классиков».

17, 18 и 20 мая состоялись премьерные показы спектакля «Анна Каренина». Постановка, несомненно, носила отчетный характер и продемонстрировала промежуточные результаты работы нового главного режиссера Театра-Театра Владимира Золотаря. Свой метод и подход к классическим текстам г-н Золотарь обозначил уже на первых порах своей деятельности: отказ от «музейной» функции театра и актуализация текста, осовременивание без фанатизма, лаконичное и понятное для нынешних зрителей изложение событий эпохи кринолинов и помещичьих усадеб.

Владимир Золотарь, должно быть, уже не раз выслушал отзывы о своей премьере, ограничившиеся риторическими вопросами: «И это Анна? А это Вронский? Неужто Каренин?» Стриженная под мальчика главная героиня (еще к тому же и блондинка), ее любовник, напоминающий мажора-хипстера, вульгарного вида представительницы высшего света, — все это как будто должно ввести неподготовленного зрителя в намеренное заблуждение и отдалить от текста, но вместо этого приближает к его авторскому толкованию.

Нельзя сказать, что Золотарь, сделавший из романа Толстого пьесу, занимался исключительно интерпретаций и археологическими раскопками, намного ощутимее его труд в области сокращений и упрощений — все они носят чрезвычайно аккуратный и вдумчивый характер и позволяют уместить семисотстраничный текст в почти трехчасовой хронометраж, но и, что намного значимее, — в переменчивую область зрительского интереса.

Отсюда главное достоинство «Анны Карениной» в Театре-Театре — ее максимальная доходчивость и «прозрачность», отсутствие коварных длиннот и архаизмов. На первых минутах аудитории прежде всего предстоит привыкнуть к актерскому составу — разномастному и сформированному из артистов разных театров. Новые лица (Наталья Макарова, Максим Новиков и другие) добавляют ощущения, что перед нами театр совершенно иного пошиба и масштаба, чем был еще недавно. Сцена, когда Каренина становится свидетельницей смерти на железнодорожных путях, ставит новую отметку в повествовании, с этого момента все разнородное на сцене (в том числе и характеры героев) приходит в общее синхронизированное движение.

Актеров порой сложно оценить однозначно, но одновременно с этим чувствуется плодотворная работа Золотаря как наставника и чуть ли не воспитателя новой манеры игры и взаимодействия со зрителем. Отчего-то особенно запоминается Олег Выходов — идеальный кандидат на роль Каренина. Те, кто видел Выходова в других спектаклях, отметят своеобразие подхода к исполняемому материалу.

Наконец, самым неожиданным достоинством «Анны Карениной» является хореография. Она, например, не только дополняет отдельные сцены, но и, являясь полноценным произведением искусства, создает новый уровень сюжета и драматургии.

Нынешняя стратегия Театра-Театра обозначена его топ-менеджментом емким словосочетанием «игра в классиков», хотя правильнее было бы — «игра с классиками». Лев Толстой, Александр Грибоедов, Николай Гоголь, являющиеся лицами рекламной кампании театра, отныне перестают быть бронзовыми бюстами и именами на корешках потрепанных книг, но натурально оживают и вступают в диалог: с режиссером, зрителем и современностью.

Все новости компаний