Газета
 09 апреля 2012, 13:20   1987

Большой куш Савино

Большой куш Савино
Власти Пермского края готовятся к передаче аэропорта «Большое Савино» в управление частной компании. Крупные игроки рынка рассматривают такую возможность, пытаясь оценить, насколько привлекательным для их бизнеса может оказаться актив.

 В конце прошлого года заместитель министра транспорта Пермского края Дмитрий Изосимов заявил — регион серьезно рассматривает возможность передачи Большого Савино в управление частному инвестору. В минтрансе подчеркнули, что сейчас идет разработка критериев для конкурса, на котором определится, кому достанется аэропорт. В то же время известно, что интерес к пермскому аэровокзалу проявило несколько крупных игроков, в том числе группы компаний «Ренова» и «Базэл». Переговоры ведутся и с западными компаниями, однако раскрывать их названия Дмитрий Изосимов не спешит. «Мы обозначили перед ними свои возможности и планы по модернизации Большого Савино. Теперь ждем, когда они оформят свой интерес в конкретные предложения», — отметил он. Сейчас эксперты оценивают номинальную стоимость аэропорта в 1,5–2 млрд рублей. Его передача в краевую собственность стала настоящим царским подарком премьер-министра Путина краю, считает первый заместитель гендиректора «Пермских авиалиний» Вячеслав Текоев, ведь прибыль ПАЛа по итогам 2011 года составила более 100 млн рублей. «Business Class» выяснил у российских компаний-операторов, как они относятся к перспективам Большого Савино, и какие параметры аэропорта являются наиболее значимыми для инвестора.

По мнению опрошенных экспертов, один из ключевых параметров — пассажиропоток и наличие у него перспектив роста. Стоит напомнить, что новый генплан Большого Савино предполагает его увеличение с 875 тысяч в 2011 году до 2,5–3 млн к 2030 году. Председатель совета директоров «Базел Аэро» Сергей Рудаков считает, что этот показатель вполне достижим. Стабильно растущий пассажиропоток будет способствовать не только росту доходов аэропорта, но и даст возможность развивать инфраструктурные объекты на его территории. Г-н Рудаков отметил, что правильным было бы заложить ежегодный рост пассажиропотока в 10 %, так как авиаперевозки всегда растут опережающими темпами к росту экономики. Это значит, что каждые 8 лет пассажиропоток будет удваиваться. Как отмечает эксперт, пермский аэропорт интересен не только из-за планов краевых властей по его развитию, но и благодаря общероссийскому тренду. Сегодня существует очевидная диспропорция, когда 75 % пассажиропотока сосредоточено в Москве. Постепенно это соотношение будет меняться в пользу регионов. «Пять лет назад жители, чтобы отдохнуть в Анталии, летели в Москву и «подстыковывались» к чартерному рейсу, а сейчас летают из своего региона. Раньше бизнесмены летали в Европу через Москву, а сегодня из своего города», — отметил он. 
В целом пермский аэропорт значительно уступает крупным соседним аэровокзалам по количеству пассажиров в год. Например, в Уфе по итогам 2011 года он составил 1,7 млн, в Тюмени — 1,2 млн, в Екатеринбурге — 3,36 млн. Из преимуществ Большого Савино в сравнении с аэропортами других городов в «Базэл Аэро» назвали то, чего у пермского аэропорта еще нет, — новый терминал, который планируется построить по проекту знаменитого архитектора Рикардо Бофилла. Между тем, в компании «Новапорт», управляющей аэропортами в Новосибирске, Челябинске, Томске и других городах, не согласны, что возведение нового терминала обязательно является положительным моментом. По словам заместителя генерального директора компании по стратегическому развитию Дмитрия Рыжова, новое архитектурное решение не определяет добавленную стоимость будущего терминала: «Фактор строительства может иметь как положительную оценку, так и отрицательную, если, например, выбранная концепция не является оптимальной с точки зрения технологий и коммерческой деятельности».
 
Свои плюсы
Другим важным фактором для инвестора эксперты считают возможность превращения авиавокзала в хаб. Здесь главный конкурент Большого Савино — аэропорт Екатеринбурга «Кольцово». Ряд экспертов, в числе которых генеральный директор ФГУП «Пермские авиалинии» Валерий Григорьев, выразили уверенность в том, что Большому Савино такая конкуренция по силам. Г-н Григорьев отметил, что по ряду пунктов пермский аэропорт не только не уступает, но и выигрывает у ближайших соседей: «Крупный хаб — это не только перекресток воздушных путей, это и другая транспортная инфраструктура и расположение в масштабе всей страны. Проходящие через край железнодорожные полотна, дороги, речные артерии — наше преимущество. Географическое положение Перми лучше, чем у ряда соседних регионов, оно увеличивает перспективы развития аэропорта. Это весомый плюс для бизнеса». В то же время заместитель г-на Григорьева Вячеслав Текоев считает, что речь пока может идти только о грузовом хабе. Он добавляет, что, несмотря на это, управляющая компания аэропорту необходима в любом случае, так как государство за годы работы показало себя крайне неэффективным собственником. 
 
Кто на новенького
Главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев убежден, что противопоставление потенциалов крупного соседнего хаба в Екатеринбурге и пермского аэровокзала перед лицом инвесторов — заведомо проигрышный вариант. «Говорить о преимуществах Перми в сравнении с Екатеринбургом с точки зрения аэропортовой деятельности сегодня не приходится. Большое Савино в 2010 году было на 22-м месте в стране по числу пассажиров, Кольцово — на пятом. Да, у пермского аэропорта немного длиннее ВПП (3,2 км против двух ВПП в Кольцово, по 3 км каждая). Но вокруг Екатеринбурга проживает гораздо больше людей, так что сам по себе регион способен генерировать заметно больший пассажиропоток. Плюс к тому, в Кольцово есть базовая авиакомпания «Уральские авиалинии», и работает региональный перевозчик «Руслайн». В Перми этого нет», — заключает эксперт. «Отсутствие базовой авиакомпании у нас — это огромный минус для любого инвестора», — соглашается Вячеслав Текоев. По его словам, идея создания региональной авиакомпании, предлагаемая ранее, не получила своего воплощения, тогда как на ее создание усилиями одного лишь Пермского края пока просто не хватает денег. В то же время г-н Текоев не скрывает, что еще один путь развития аэропорта — игра на противоречиях конкурентов (в первую очередь — Кольцово) с авиакомпаниями, и ПАЛ активно пользуется этой возможностью, пытаясь привлечь недовольных ранее предложенными условиями игроков. Олег Пантелеев добавляет, что потенциал Большого Савино связан с потенциалом развития всего региона. «Если на конкурсе для частных управляющих компаний будут заявлены адекватные условия, аэропорт может получить сильного оператора, готового инвестировать в инфраструктуру», — добавил он. 
Эксперты сходятся в том, что устаревшая инфраструктура Большого Савино может стать самым значимым сдерживающим фактором для оператора. Олег Пантелеев считает, что сегодня состояние инфраструктуры Большого Савино не является 
серьезным ограничителем развития аэропорта, но очевидно, что она существенно устарела, а судя по заявлениям властей Пермского края, оператор должен будет вкладывать собственные средства в ее модернизацию. 
Генеральный директор ОАО «Аэропорт Кольцово» Евгений Чудновский согласен, что инфраструктура Большого Савино в сравнении с ближайшими конкурентами: Казанью, Тюменью и Екатеринбургом — выглядит не лучшим образом. Несмотря на это, «Ренове» интересен актив, и компания не исключает возможности принять участие в его модернизации. «Мы обладаем всеми необходимыми компетенциями для реализации наиболее эффективного для этого аэропорта проекта развития. При этом крайне важным является момент привлечения оператора уже в процессе реализации проекта реконструкции», — отметил г-н Чудновский. Он подчеркнул, что чем раньше оператор войдет в проект, оценит его с точки зрения эксплуатации, тем меньше рисков для инвестора и собственника аэропорта получить не самую эффективную с точки зрения эксплуатации инфраструктуру. В компании считают важным, чтобы модернизация Большого Савино учитывала технологические процессы, и впоследствии оператор не был вынужден тратить дополнительные ресурсы на переформатирование инфраструктуры. Примечательно, что группа компаний «Ренова», управляющая аэропортом Екатеринбурга, в случае, если она станет оператором Большого Савино, может столкнуться с конфликтом интересов. С одной стороны, необходимо будет развивать транспортно-маршрутную сеть пермского аэропорта, а с другой стороны, Кольцово может понести убытки от усиления ближайшего конкурента. Такую возможность в компании не комментируют, а Вячеслав Текоев предполагает, что «Ренова» все же не будет заинтересована в развитии Большого Савино. По мнению г-на Текоева, подходящим инвестором для пермского аэропорта может оказаться компания «Новапорт», которая, по словам источника, в прошлом десятилетии уже вела переговоры по Большому Савино, однако так и не смогла найти общего языка с краевыми властями. «Шумихи вокруг них меньше, а дел — больше», — считает эксперт.
 
Тоже вариант
В настоящее время вопрос о форме, в которой может состояться сотрудничество края и частного инвестора, еще не решен. В Министерстве транспорта Пермского края поясняют, что сейчас компания «НАКО» заканчивает разрабатывать варианты привлечения инвестиций для реализации генерального плана, который будет представлен компанией «Люфтганза Консалтинг» в октябре 2012 года. В качестве основных рассматриваются варианты концессии, государственно-частного партнерства (по такой схеме работает аэропорт «Кольцово»), приватизация или операторский контракт. Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки, но заместитель министра Дмитрий Изосимов рассказал, что эксперты склоняются к варианту операторского контракта. Его преимущества состоят в том, что край сможет сохранить контроль над собственностью и активом, а частный сектор, непосредственно участвуя в развитии, займется обслуживанием и управлением. Когда будет объявлен конкурс, пока неизвестно. Часть опрошенных экспертов полагает, что это может произойти в октябре текущего года после презентации генплана. Единственным из потенциальных операторов, который прокомментировал предпочтительный формат работы, оказалась компания «Новапорт». «Обсуждать можно разные варианты. Но наша модель, это владение плюс управление», — пояснил Дмитрий Рыжов.
Эксперты считают, что потенциальный инвестор может прийти и из-за рубежа, причем благодаря лоббистской деятельности какой-нибудь значимой фигуры российского политического и бизнес-истеблишмента. Пример прихода иностранного бизнеса — Республика Татарстан. Там управляющий оператор аэропорта Казани «Татарстан-Авиа» и его базовый перевозчик «Татарстан-Аэро», принадлежащие Министерству имущественных отношений республики, создали совместные предприятия с инвестором из Болгарии — Bulgarian Aviation Group, которому передали по 50 % своих акций. По информации «bc», эта сделка могла лоббироваться министром природных ресурсов РФ Юрием Трутневым. Один из источников, пожелавших остаться неназванным, считает, что вся модернизация пермского аэропорта была затеяна специально под какую-нибудь бизнес-структуру, аффилированную к известному и влиятельному лицу регионального, а может, и федерального уровня. В качестве возможных заинтересованных лиц источник назвал Юрия Трутнева и губернатора Прикамья Олега Чиркунова.
 
Вячеслав Текоев, первый заместитель генерального директора ОАО «Пермские авиалинии»:
— Честно говоря, больше регионы конкурируют за инвесторов. По крайней мере наш регион-то уж точно. Другой вопрос в том, насколько хороши эти инвесторы, какие у них амбиции — не все из них могут оказаться полезны нашему краю. Я думаю, конкуренция регионов, а не инвесторов связана с тем, что наши инвесторы пока очень осторожны. Все эти выборы, перевыборы, изменения в политической и экономической ситуации напрямую влияют на их выбор. Инвесторы боятся рисков, а сами регионы заинтересованы в том, чтобы в их инфраструктуру вкладывались частные деньги.
 
Олег Пантелеев, главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт»:
— В целом аэропортовый бизнес сейчас достаточно привлекателен, и кто с кем конкурирует, зависит от конкретного объекта и его перспектив. Если объект является перспективным с точки зрения развития, получения прибыли, то за него конкурируют именно инвесторы, кто туда зайдет. Если же объект сам по себе не интересен, обладает малым потенциалом роста, то регион уже сам ходит и изучает, кто бы мог заняться их аэропортом, на протяжении длительного времени инвестировать в его инфраструктуру, пытаются привлечь частный бизнес, доказать, что «дело выгорит». Как показывает практика, при неважном объекте своей цели регионы достигают редко.
 
Дмитрий Изосимов, заместитель министра транспорта Пермского края:
— Конкуренция идет именно между инвесторами, потому что все самые большие и интересные объекты уже распределены. По крайней мере аэропорты первого уровня. Остались те, у кого пассажиропоток меньше миллиона человек в год, — за них-то и идет борьба. При этом часть субъектов намеренно оставляет свои аэропорты в собственности. Конкуренцию инвесторов мы наблюдали, например, недавно — за аэропорты Самары и Нижнего Новгорода. Но есть и такие объекты, которые вообще не интересны инвесторам. Например аэропорт Омска, хотя это крупный населенный пункт.  
 
Большой куш Савино
 
Большой куш Савино
Поделиться:
Все новости компаний