Газета
 13 февраля 2012, 13:20   1650

Кинокомиссионные

Кинокомиссионные
Скоро в Перми появится кинокомиссия. С ее помощью интерес воротил киноиндустрии к региону может увеличиться, а вместе с ним и приток денег в Прикамье.

 Пермская культурная революция активно вносит в общественное сознание понимание того, что территория может зарабатывать не только природными ресурсами и машиностроением, но и креативными индустриями. С этим никто не спорит, в это вкладываются финансы, но и музеи и фестивали пока работают только на имидж. Для сколько-нибудь заметного экономического эффекта, например притока туристов, нужно время. 

Среди индустрий, относящихся к креативным и приносящим доход, во всем мире одной из самых прибыльных является предоставление территории для съемок фильмов. Возможно, очень скоро это станет актуально и для Перми.
Сейчас в правительстве края рассматривается давно назревший вопрос о создании Пермской кинокомиссии.
Современные технологии, в том числе и в сфере работы с персоналом, уже не требуют концентрации кинопроизводства в одном месте. В знаменитом Голливуде, созданном как специализированный центр для создания кинокартин, сегодня снимается всего 20–30 % американских фильмов, а все остальные американские режиссеры и продюсеры предпочитают снимать в Чехии, Канаде, Венгрии, Болгарии. В этих странах стоимость съемок намного ниже, чем в Голливуде, а кроме того, там созданы и активно действуют кинокомиссии.
Кинокомиссия — это специальная структура, созданная для работы с приезжающими съемочными группами и всячески способствующая этому привлечению. Прежде всего кинокомиссия должна обладать большими базами данных (актеров, киноспециалистов, природных объектов и тому подобное) и уметь обеспечить съемочную группу и съемочный процесс всем необходимым. 
Сегодня режиссеры, решившие снимать кино на территории Пермского края, обращаются на киностудию «Новый курс». Именно там есть специалисты, которые могут организовать и провести кастинг артистов, заказать для приезжающих жилье и питание, выбрать натуру, предоставить операторов, ассистентов режиссера, линейных продюсеров. Все, с чем приходится сталкиваться, пересказать просто невозможно. Так Андрей Вилисов, работавший начальником съемочной площадки, когда всемирно известный греческий режиссер Тео Ангелопулос снимал в Кунгуре эпизоды своего фильма «Пыль времени», вспоминает, что они так и не смогли найти подходящий мост. По замыслу режиссера героиня должна была идти по мосту, напоминавшему таможенный пост. Объездили весь Пермский край и показали Ангелопулосу 100 снимков мостов, но нужного среди них не было. Мост для фильма нашелся в Нижнем Новгороде, а вот натурой — кунгурской зоной, которая расположена прямо в центре города, режиссер остался очень доволен. Специалисты «Нового курса» работали и на съемках картины «Географ глобус пропил» и до этого помогали многим съемочным группам.
Пока у «Нового курса» хватает сил, но сегодня в Пермском крае приезжими киногруппами снимается всего две картины в год. А вот в Санкт-Петербурге, где работают сразу две кинокомиссии, одна муниципальная, вторая, созданная частным кинобизнесом, количество картин доходит до 30 в год.
Вопрос о привлекательности Прикамья для кинематографистов можно даже не задавать. К примеру, фильмы, где действие происходит в Сибири, традиционно снимаются в Прикамье, за этим к нам приезжали и японцы, и многие российские режиссеры. Снега и леса у нас также много, а вот расстояния все-таки поменьше сибирских, что положительно сказывается на бюджете. Даже новосибирец Юрий Шиллер своего «Воробья» снимал в нашем крае.
По мнению Владимира Соколова, директора киностудии «Новый курс», самой привлекательной натурой является Хохловка, в последнее время там снято сразу несколько фильмов, в том числе художественный фильм «Золотой полоз» и исторический сериал «Путь на Мангазею», который прошел на центральных каналах телевидения. Часть этого сериала снималась в Кыну, для чего специалистам «Нового курса» по заданию съемочной группы пришлось доставлять туда лошадей, приученных ходить под седлом. Старые уральские города и поселки, тот же Кын, Чердынь, Соликамск, также вызывают живейший интерес у кинематографистов разных стран, но не всегда инфраструктура этих поселений пригодна для приема большой съемочной группы. Особняком стоит Кунгур, в нем снималось не менее трех десятков фильмов. На третьем месте по кинематографической привлекательности — наша природа. Лесов, полей и рек у нас хватает, но больше всего режиссеры любят Чусовую. Заглянув в историю, можно перечислить множество фильмов, снятых там, в том числе «Волга-Волга», «Девчата», «Угрюм-река», «Ермак».
Одним словом, условия для создания кинокомиссии у нас есть, и сейчас в краевом правительстве рассматриваются варианты ее оформления. В большинстве территорий кинокомиссии — это государственные или муниципальные структуры, так как решить некоторые вопросы очень часто бывает под силу лишь представителям власти. Например, фильм Тео Ангелопулоса снимался в Кунгуре при полной поддержке муниципалитета, и у группы не было проблем, когда надо было на время перекрыть дорожное движение. Да, что там дорожное движение. Одним из самых сильных впечатлений, которые Борис Мильграм будучи министром культуры края привез из Глазго, был увиденный им процесс съемки фильма. При этом для съемочной группы была перекрыта вся центральная часть города, и даже чиновники были временно выселены из кабинетов, находившихся в старинных зданиях. И деньги, которые город заработал на съемках, стоили того.
Под крылом власти кинокомиссии находятся еще и потому, что сами они денег не зарабатывают, они привлекают средства на территорию, и средства эти немалые. Понятно, что чем больше вложено территорией в создание специальной инфраструктуры — тех же павильонов — тем больше денег можно получить в итоге. Например, в Европе в среднем одна съемочная группа оставляет на месте съемок за неделю пребывания около 1 миллиона долларов. Стремясь заинтересовать киношников, страны идут на налоговые льготы, возвращая часть сумм киногруппам. Из-за этого, например, все меньше фильмов снимается в Чехии, цех киностудии «Баррандов» был самым популярным местом, пока Венгрия не предложила налоговые льготы в размере 25 %, а затем Болгария объявила, что предоставляет 30 %. 
Разумеется, подобные финансовые вопросы не так легко решить в масштабах края, но попытаться можно. Тем более, что у взаимоотношений территории, где снимается кино, и кинокомпании есть еще одна грань. Допустим, в готовом фильме действие разворачивается на фоне какого-то города, его достопримечательностей. В этом случае очень часто власти города выступают в роли соинвестора для того, чтобы на экране город был узнаваем и снят в наиболее выгодном ракурсе. И киногруппы идут на это, уточняя или даже специально дописывая сценарии. А это уже работа над имиджем, что очень актуально для сегодняшних 
амбиций Перми.
Появление кинокомиссии создает новые рабочие места и стимулирует развитие учебных заведений для подготовки кадров: артистов, операторов, продюсеров, водителей, да и просто рабочих, задействованных в съемках. 
Директор киностудии «Новый курс» Владимир Соколов до сих пор жалеет, что был разобран чудесный, почти сказочный, деревянный городок, построенный на территории Хохловки для съемок фильма «Путь на Мангазею». По словам Владимира, это был готовый арт-объект или место для отдыха, и кинокомиссия могла бы распорядиться этим с большей пользой, тем более, что туризм с посещением мест съемок процветает во всем мире. 
Преимуществ обретения нашим краем своей кинокомиссии можно перечислить много, главное, что дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки и перешло в стадию юридического оформления. А значит, мы будем снимать в Перми кино.
Поделиться:
Все новости компаний