Газета
 06 февраля 2012, 13:20   1554

Досуга ради и пользы для

Досуга ради и пользы для
Пермский рынок обучения иностранным языкам в коммерческих языковых центрах, по прогнозам специалистов, еще не исчерпал свои возможности. Языковые центры стремятся развиваться за счет расширения направления детских программ и дистанционных способов обучения.

 Активное развитие рынка лингвистических услуг в Перми пришлось на начало 2000-х годов, а за последние пару лет количество вывесок языковых школ в городе выросло в 2 раза. На сегодня, по данным городских справочников, пермский рынок языковых центров представлен 40–60 организациями. Сильные позиции, по мнению участников рынка, занимают англоязычные Britannia, Hilton, и франкофонный «Альянс Франсез». Большинство центров универсальны, ориентированы на различные возрастные группы клиентов и на обучение различным языкам. В то же время есть и такие, что занимают крепкие нишевые позиции. Так, в детском сегменте особенно заметен фонд «Хилтон», известный своими детскими программами языкового погружения. 

Эксперименты и опыты. По словам представителей компаний-старожилов пермского рынка языковых школ, в городе ежегодно открывается один-два центра. Как правило, новые игроки на пермский рынок заходят самостоятельно. В целом, рынок характеризуется отсутствием франшиз на обучение иностранным языкам (за исключением Language Link), небольшим присутствием федеральных игроков (отделение международной ассоциации «Альянс Франсез»), дефицитом педагогов, специализирующихся на детском обучении, и слабым развитием местной сети филиалов. Исключение — Oxford Street, который имеет целую сеть лингвистических центров по всему региону (на сегодня их 9).
Остальные пермские языковые центры, имеющие филиальную сеть, как правило, представлены двумя-тремя подразделениями. Исключение — языковая школа Britannia, в активе которой 5 филиалов. Большинство же лингвистических центров, базирующихся в Перми, представлены единично.
Для языковых школ Перми аудитория обучающихся в 1500 человек считается максимальной, в среднем же в пермских центрах количество обучающихся составляет 250–400 человек. 
Высокая концентрация разного уровня образовательных учреждений в центре города могла стать помехой для вхождения на рынок федеральных игроков. Так, сеть языковых центров Yes пыталась освоить пермский рынок в 2009 г., открыв свой первый филиал в микрорайоне на ул. Мильчакова. Появление нового языкового центра и заметные вложения в рекламу вызвали некоторые опасения у местных участников рынка. Однако они не оправдались. По мнению Ксении Спешиловой, заместителя директора по маркетингу и продажам языкового центра Britannia, при продаже подобных продуктов необходимо соблюдать привязку к человеческому фактору. «Если, к примеру, иногородняя компания открывает в Перми филиал, то она должна быть уверена в хороших кадрах. Когда головной офис находится в другом городе, и нет возможности хотя бы еженедельно проверять качество обучения, то оно закономерно снижается», — отмечает эксперт. Впрочем есть и удачные примеры захода на пермский рынок федералов. Так, федеральная сеть Language Link продолжает функционировать в Перми уже почти 4 года и в настоящий момент испытывает проблемы, по словам директора Language Link Людмилы Апалько, только в нехватке педагогов для детского обучения.
Дебет и кредит. По данным экспертов, на открытие такого бизнеса, как языковой центр, начинающим предпринимателям потребуется 500 тыс. руб. По мнению игроков рынка, даже при наличии клиентской базы некрупному языковому центру достаточно сложно не уйти в минус на первых этапах. Окупаемость языкового центра в среднем займет около 2 лет. Прибыль одной некрупной языковой школы составляет порядка 100 тыс. руб. в месяц, у крупного игрока — около 500 тыс. руб., учитывая организацию международных поездок и детских лагерей. Структура доходов языкового центра на сегодняшний день обычно выглядит так: до половины выручки приносят детские программы, небольшой процент составляют переводы, остальное делят корпоративное обучение и курсы для взрослых частных клиентов. 
Спектр предоставляемых услуг в большинстве подобных образовательных учреждений стандартен: индивидуальное и корпоративное обучение иностранному языку; обучение за рубежом; сопровождение переводов; языковые лагеря для детей и детское обучение языкам (одна треть центров); подготовка к международным языковым экзаменам (около половины). Игроки сошлись во мнении, что курсы по подготовке к ЕГЭ стали не самой популярной услугой, а в некоторых случаях даже неудачным опытом. Родители старшеклассников предпочитают нанимать в таких случаях индивидуальных репетиторов. 
Большинство школ стремится работать в среднем ценовом диапазоне и соблюдает достаточно близкую между собой ценовую политику. Средняя продолжительность занятия — 45 минут, регулярность — 2–3 раза в неделю. Стоимость обучения в группе варьируется от 100 до 280 руб., индивидуальные занятия обходятся в 300–500 руб. Таким образом, при индивидуальных занятиях месяц обучения в среднем обойдется в 4800 руб., при групповых — в 2400 руб. Цены на занятия выровнялись еще и за счет того, что стоимость годового курса обучения в одних центрах подросла (примерно на 10 %, как в группе, так и индивидуально), в то время как другие игроки за последние два года не поднимали цены. 
Самой востребованной и доходной статьей по-прежнему остается обучение разговорному английскому языку. Широкой популярностью пользуются европейские языки: итальянский, испанский. Стабильного спроса на изучение китайского языка игроки не отмечают, поэтому организовать групповые занятия по этому направлению, оплатив услуги преподавателя, достаточно сложно. Более того, представители рынка поделились информацией, что в Перми известны случаи, когда в качестве преподавателя китайского языка приглашали торговцев рынка. Директор одного из языковых центров уверена, что приглашение зарубежного преподавателя — это рекламный ход. Зачастую носители языка не являются педагогами; выплата гонорара (около 30 тысяч рублей) + расходы на проезд, размещение и оплата его/ее отпуска может оказаться приглашающей стороне не по карману. Подобный опыт в работе некоторых языковых центров отмечен как неудачный. Как показала практика, учиться у носителей языка готовы студенты лишь продвинутого уровня, которые в общей массе от обучающихся в центрах составляют 1 %. 
Заработная плата преподавателя варьируется от 8 до 30 тыс. рублей в зависимости от количества часов. Выплата зарплат сотрудникам и преподавателям — основная статья расходов (порядка 40 % всех расходов). 
В структуре расходов языковых центров на рекламу и аренду помещений приходится примерно по 20 %, на развитие курсов — порядка 10 %. Не стоит забывать, что языковой центр — сезонный бизнес, и традиционный спад активности отмечается в летний период. По словам директора языкового центра Education Оксаны Пермяковой, это время колоссального спада. Летом центр работает на 20–30 % мощности при неизменных ставках за аренду площадей.
Язык в массы. За период экономического спада центры сменили приоритеты, сместив акцент с корпоративного обучения иностранным языкам на детское. Поскольку платежеспособность клиентов снизилась, игроки вынуждены были искать иные источники дохода. Придя к выводу, что родители стараются давать детям образование в любой ситуации, языковые школы решили сфокусироваться на детских программах. По данным представителей Britannia, в минувшем году отмечен «бум на обучение детей дошкольного возраста от 3 лет». 
В таком бизнесе надо уметь совмещать все направления. Корпоративное обучение иностранным языкам может осуществляться на основе заявки как руководителя предприятия, так и по желанию группы работников. Побуждающими факторами для руководства предприятия при заказе корпоративного обучения могут быть не только международный профиль компании, но и формирование лояльности персонала, стремление к развитию корпоративной культуры.
Взгляд в будущее. Конкуренция на пермском рынке лингвистических услуг достаточно высока. Мнения операторов рынка обучения иностранным языкам относительно того, какая доля приходится на частных практикующих репетиторов, разделились. По данным одних игроков, она составляет незначительную часть — около 15 %. По альтернативным данным доля частных репетиторов на пермском рынке превышает 60 %, и практикующие преподаватели попросту «воруют» клиентов у центров. «В Перми, на мой взгляд, не так сложно конкурировать с частными репетиторами, т. к. в основном они работают над заданиями школьной программы. Но сложно побороть в небольшом городе стереотип «иностранный язык с репетитором — быстрее и эффективнее», так что доля репетиторов-частников огромная», — делится представитель одного из центров, решивших продвинуться вглубь региона — Березники. «Изучающим иностранный язык становится интересно получить коммуникативные навыки в языковой школе после того, как репетитор объяснил азы. Выходит своего рода разделение обязанностей. Вместе с тем, если для языковых школ конкурентами выступают школьные учителя, занявшиеся репетиторством, то сами языковые центры порой составляют конкуренцию профильным факультетам вузов, готовящих специалистов «разговорного жанра». В настоящее время количество обучающихся на языковых специальностях сокращается. Чтобы выучить иностранный язык, не обязательно получать высшее лингвистическое образование, достаточно обратиться в языковой центр», — объясняет директор языкового центра при ПГНИУ Littera Елена Поломских.
В целом же большинство специалистов в области языкового обучения утверждает, что эта ниша заполнена, а потенциал развития бизнеса, рассчитанного на людей с достатком, в отдаленных районах города крайне низок. Вместе с этим, несколько представителей языковых школ допускают вероятность открытия новых центров в развитых районах Перми в случае благоприятных условий аренды. Директор центра «Еврошкола» Марина Носова в качестве причины открытия филиала в Закамске называет наличие «сильной базы» в этом районе: хорошие школы и родители, которые могут позволить дать своим чадам образование. 
И все же можно встретить и более оптимистичные оценки относительно будущего пермских языковых центров. Оптимисты из числа собеседников «bc» возлагают свои надежды на то, что со временем будет увеличиваться количество занятых людей, потребность которых — удаленное и быстрое изучение предмета. Уже сейчас практикуется обучение иностранному по skype, именно таким способом покинувший рынок Yes пытается привлечь пермскую аудиторию.
 
Справка «bc»
Максимальная стоимость часа занятий в Перми у Modo Vivere составляет 800 рублей, минимальная — 220 рублей — у «Английского клуба». Средняя цена занятий, по данным опрошенных компаний, составляет чуть менее 500 рублей за один час.
Поделиться: