Газета
  1. Газета
 24 октября 2011, 13:20  

Главное – привлечь к себе внимание

Главное – привлечь к себе внимание
Генеральный директор УК «Парма-Менеджмент» Эдуард Матвеев – об упущенных возможностях Пермского края, о том, куда зарывают деньги пермские чиновники и чем Пенза реально отличается от Перми.

Эдуард Вениаминович, насколько Пермский край инвестиционно привлекателен по сравнению с близлежащими регионами, сопоставимыми по численности и потенциалу?
– Вообще, можно посмотреть рейтинги, и по рейтингам мы – что меня очень удивляет – отстаем не то что от Екатеринбурга, который уже ушел далеко вперед, мы отстаем от Челябинска. Я в последние годы был в Пензе и Уфе, могу сравнивать то, что там было, скажем, в 2002–2004 годах с тем, что сейчас. Изменения, по сравнению с теми, что произошли в Пермском крае, гораздо существеннее. Если Уфа представляла из себя странный город с разбитыми дорогами, с достаточно бедным населением, судя по тем же автомобилям, то сейчас это современный город, который очень активно отстроился и по которому приятно передвигаться. Что касается Пензы, например, разительно отличие от Перми – это наличие основных ритейлеров, которые есть во всех нормальных регионах – «Лента», «Ашан», Spar, я уже не говорю про Metro. А у нас кроме «Семьи» и существующего как ни странно ее конкурента – «Вивата», ничего в общем и нет. Почему? Хороший вопрос. Я думаю, ответ на него все знают. Почему Икея не смогла зайти? Castorama почему-то пустили. Видимо, этот бизнес не входит в те приоритеты, которые у нас так активно защищают. Поэтому очевидно, что, будучи краем с населением, часть которого довольно богата и нуждается в том, чтоб ее кормили, одевали и развлекали, – мы достаточно привлекательны для инвесторов. Другой вопрос – насколько просто в нашем регионе зацепиться и организовать бизнес.

Важна ли открытость власти в вопросе привлечения инвестиций?
– Открытость власти, безусловно, очень важна – это в общем-то риторический вопрос.

А насколько соответствует действительности тот имидж открытости, который создается в Перми, в том числе через повальное использование чиновниками блогов?
– Меня больше всего смущает то, что у нас в Перми все появляется в принудительном порядке. Двери выносят, блоги заставляют вести. Скажем, в нормальных сообществах определенные вещи возникают сами собой. У нас пока все спускается с какого-то «верхнего» уровня. Что-то там активно внедряется, а о людях никто не думает.
И появляются такие вещи типа «Арбата» на улице Кирова, который протяженностью всего в квартал сделан как попало – где-то там плитка, где-то залито каким-то цементом, чем-то еще. Меня, как гражданина, интересует вопрос: кто это делал, на какие деньги, кто был подрядчиком, кто отвечает за качество и зачем все это нужно? Я специально туда приехал и посмотрел – я не понял, зачем там зарыли столько денег.
Второй очень наглядный пример – это то, что творили последние несколько лет с улицей Ленина. На это просто страшно смотреть. Власть почему-то решила, что больше проблем в городе нет, кроме как движения транспорта по улице Ленина. Причем все делалось по-тихому: поставили высокие бордюры, поняли, что не рассчитали, убрали, поставили низкие. С вымощенными «островками» перед трамвайными путями все переделывалось раза три как минимум, просто потому что изначально, видимо, не было никакой стратегии и никаких расчетов. У меня возникает вопрос, на чьи это деньги делалось? То есть я знаю на чьи – на наши с вами. Мне интересно, за это кто-то ответил? И вот такая вакханалия происходит по всему городу.
Собрались переносить зоопарк многострадальный. Не могут понять, куда – до сих пор нет сметы. То есть существует смета за разработку проекта и смета по переезду, но по-прежнему не известно, сколько в итоге будет стоить строительство всего комплекса. Говорят: «Ну, примерно, два миллиарда». Где эти два миллиарда? Планировались ли они эти перед тем, как потратить 18 млн на проект зоопарка? То есть фактически 18 млн просто выдрали из бюджета, выбросили куда-то, а проект так и будет висеть. Так как я понимаю, что 2 млрд нигде не найдут, зоопарк – это не тот объект, который быстро отобьет деньги. По примеру других городов понятно, что зоопарк – затратное мероприятие.
Поэтому смущает то, что вроде бы открытость есть, но это открытость с точки зрения «ну, давайте, подискутируйте». Можно подискутировать, но этим уже никто не занимается, потому что в конце концов появляются какие-то проекты, про которые никого не спрашивают. На них выделяются деньги, которые никак не контролируются, на мой взгляд, и потом эти деньги идут каким-то непонятным компаниям. Взять тот же мост через Каму – его ремонтирует все время одна и та же организация. Сколько ей денег ни выделяется, все равно мост примерно в одном и том же состоянии. Как так? И вроде все в порядке вещей. Достаточно просто выйти в центр города, посмотреть, насколько безобразно он застроен разномастными зданиями и сооружениями, чтоб понять, сколько человек на этом нагрели руки.

Что даст для развития города появление в Перми «Икеи»?
– Для развития города, возможно, мало чего уже даст, потому что время ушло, многие решили для себя эту проблему и ездят в «Икею» в Екатеринбург. Но вообще, я считаю, чем больше становится таких глобальных сетевых магазинов, тем меньше будет магазинов, в которых люди продают в два раза дороже что-то, купленное тут же в соседнем городе. В Перми действительно до сих пор очень высокие цены. «Икея» могла бы дать городу рост конкуренции и уменьшение количества коммерсантов челночного типа, которых пока еще много.

С McDonalds, насколько я понимаю, та же ситуация: повышение уровня конкуренции?
– Вообще, надо сказать, McDonalds, поздновато пришел в регион.

А почему он так долго не мог до нас дойти?
– Если бы я работал в администрации, я бы вам точно сказал, почему он не мог дойти. Я не думаю, что тут было сопротивление со стороны администрации. Другие же зашли, в том числе тот же «Ростикс». Мне кажется, в определенном смысле McDonalds не мог найти нормальную площадку для себя, потому что у него есть определенная политика – всегда находиться в центре. И здесь мы возвращаемся к вопросу о том, что мы сами точно не знаем, где у нас находится центр Перми. Потом видимокомппания определила, что центр – это ЦУМ. И поскольку ЦУМ тоже принадлежит УК «ЭКС», McDonalds решил это помещение арендовать, а не покупать. Так как это шло вразрез с его политикой, он долго не мог принять решение. С одной стороны, McDonalds прав, что не стал отходить от своей стратегии успеха, с другой – он потерял время. Еще лет 5–6 назад его открытие было бы событием, а сейчас у него уже много конкурентов. Хотя в целом для города это, конечно, позитивно и является определенным показателем.

Насколько пагубным для Перми является дефицит коммерческой недвижимости?
– Вообще дефицит – это в первую очередь снижение уровня конкуренции, отсутствие у бизнеса стимулов к развитию, завышенные нормы доходности. Такой барьер, как нехватка недвижимости, не позволяет бизнесу генерировать высокий уровень производительности. В результате тормозится развитие экономики в целом.

Возможно ли переломить ситуацию с дефицитом коммерческой недвижимости в Перми?
– Я вообще думаю, что дефицит не распространяется на всю коммерческую недвижимость, потому что ее в Перми достаточно много. Проблема – в качестве этой недвижимости.
С одной стороны, сейчас многие предприниматели ушли от идеи отдельно стоящего магазина и стремятся зайти в торговые центры, потому что там выше проходимость. Но центров с действительно высокой проходимостью – мало. Возможно, это связано с тем, что в Перми очень странная география. У нас даже центр города находится непонятно где. Город развит точечно, нет какой-то общей концепции. Я очень надеюсь, что она появится, что план, о котором все говорят, сконцентрирует Пермь, отрегулирует потоки автомобилей – то есть, там будет заложена какая-то здравая идея. Главное, чтобы за всем этим была некая логика, нормальные расчеты, чтобы было понятно, осилит ли это бюджет, или нужно будет привлекать федеральные средства. То есть не так, как с зоопарком.
По поводу Генплана – была, например, история с компанией «Девелопмент-Юг», которая купила землю, разработала проект высотного дома, а потом была поставлена перед фактом, что Пермь переходит на программу малоэтажного строительства. В итоге, проект так и не был начат, и это нанесло серьезный удар по репутации города, как центра привлечения инвестиций.
Тут весь вопрос в том, почему это делается. Или потому что власти не могут заранее внятно определить все критерии, или потому что это делается под кого-то. Ведь данная площадка в любом случае будет застроена, вопрос – кем? С другой стороны, в Перми много замороженных проектов, когда остовы зданий стоят по много лет, много приобретенных и неосвоенных площадок. Все это, как минимум, очень портит облик города. Так что, мне кажется, в интересах власти как-то договариваться с коммерсантами в этом вопросе.

В чем вы видите потенциальные конкурентные преимущества Пермского края?
– Пермь – это территория огромного неудовлетворенного спроса. Так что прежде всего нужно сюда пустить как можно больше компаний из разных секторов. Почему люди едут в Москву? Там огромное количество театров, развлекательных учреждений, там много возможностей устроиться на работу. То же самое нужно пытаться сделать на региональном уровне – создать более открытую экономику, чтобы как можно больше компаний пришло сюда и создало нормальный уровень конкуренции. Часть местных компаний из-за этого погибнет, но мне, как рядовому гражданину, от этого будет только лучше, потому что товары будут дешевле, выбор будет больше, увеличится поступление налогов в бюджет. Это вопрос эффективности бизнеса – что поделать. Сколько можно наживаться на том, что в крае совершенно нет конкуренции? Но при этом нужно двигаться планомерно в одном направлении, а не менять все время стратегию. Худшее – это постоянная смена стратегий. Ну, хорошо, выбрал ты культурное направление – так нужно в этом направлении двигаться, потому что сделать что-то один раз и бросить – это пустая трата ресурсов.

А есть, как вы считаете, потенциал у культурного направления развития?
– У того, которое было до сих пор – я даже не знаю. Разные культурные мероприятия в Перми проводились и раньше, но, насколько я вижу, там нет массового посещения. То есть вопрос в том, насколько население края прониклось этой идеей. Пока создается впечатление, что администрация и Министерство культуры со всеми этими проектами – отдельно, а население – отдельно. Потенциально идея интересная, потому что, чем больше людей приезжает в Пермь, тем лучше. Самое главное, чтобы они потом еще раз приехали – не разочаровались после первого раза. Это относится как раз к тому, что нужно развивать конкуренцию и повышать качество жизни. И второе – чтобы жителям города не было противно то, что происходит. Пока многие не принимают изменения. Но в целом, сейчас люди приезжают в Пермь, интересуются городом. Хотелось бы, чтобы все это преподносилось более логично. На мой взгляд, культурная революция должна опираться на тот потенциал и то культурное наследие, которые край уже имеет. Вместо этого нам сейчас массированно начинают прививать современное искусство. С другой стороны, Пермь нельзя назвать богатой на какие-то исторические вещи. Во многих иностранных путеводителях Пермь до последнего времени значилась как город, который можно смело пропустить. И именно благодаря активности в сфере культуры, благодаря всем этим мероприятия удалось привлечь внимание к городу. В принципе, здесь действует закон маркетинга – чтобы существовать, нужно привлечь к себе как можно больше внимания.

Матвеев Эдуард Вениаминович
Родился 26 июня 1974 года в Перми. Закончил Пермский государственный технический университет по специальности «Конструирование и дизайн радиоэлектронных средств», там же получил второе высшее образование по специальности «Переводчик внешнеэкономической деятельности». Имеет сертификат CIIA (Certified International Investment Analyst). Женат, двое детей.
Карьеру начал в 1996 году в Пермской фондовой компании в качестве брокера. Позже занял должность начальника аналитического отдела. С 2002 по 2003 год работал в инвестиционной компании «Витус» начальником отдела портфельного управления. В 2003 году перешел в управляющую компанию «Парма-Менеджмент» на должность исполнительного директора. С 2008 года является генеральным директором УК «Парма-Менеджмент».

Все новости компаний