Газета
 17 октября 2011, 13:20   12422

С оптическим прицелом

С оптическим прицелом
Депутат и бизнесмен Юрий Борисовец в интервью «bc» – о том, почему он не переизбирается в Госдуму, не верит в мастер-план и зачем купил себе бинокль.

С чем связано ваше решение повторно не избираться в Государственную думу?
– Первый раз мне было интересно стать депутатом Госдумы. Теперь, когда я в этой кухне побывал, могу осознанно сделать свой выбор в пользу региона. В Госдуме обсуждают глобальные законопроекты, а в Перми все они приближены к реальным потребностям края, развитию его экономики, промышленности и т. д. И краевой уровень мне ближе. При этом я оцениваю свой опыт в качестве депутата Госдумы очень позитивно, я понимаю теперь суть всех процессов и не зарекаюсь, что в будущем смогу вернуться в российский парламент. Кроме того, мне ближе бизнес, и отказ от места в Госдуме продиктован в том числе и желанием больше времени и сил уделять именно бизнес-процессам. Хотя возможность повторно стать депутатом нижней палаты федерального собрания в ходе предстоящих выборов у меня была.

А не было желания совсем отказаться от политики?
– У меня есть политический опыт, и я уверен, что смогу еще быть полезным и в политике. Так что еще поработаем. Хотя очень понимаю Виктора Суетина, который должен был выбирать между политикой и бизнесом, и выбрал бизнес.

Каково ваше отношение к культурной политике региона? Резонны ли те объемы финансирования, которые краевые власти направляют в эту сферу?
– Я ничего не имею против продвижения культуры. Но надо понимать и то, что деньги могут закончиться раньше, чем будет получен какой-то эффект. Культурные изменения требуют времени, переосмысления, а это уже вопрос смены поколений. Если мыслить такими категориями и вкладывать столько денег, сколько вкладываем мы сейчас, то через 25 лет, может быть, эффект будет. Кроме того, краевые власти делают акцент на современную культуру, которая интересна все же ограниченной аудитории. Я считаю, что необходимо развивать наши региональные бренды – Кунгур, Чердынь, то, чем мы гордимся. Тогда это были бы инвестиции на долгосрочный период.

Оппоненты краевых властей говорят о том, что несмотря на вливания, город никак не меняется. Вы согласны с этим утверждением?
– Городская среда меняется, но происходит это очень медленно. Если сравнивать Пермь с Березниками – то это хорошо, а если с соседними региональными центрами, то мы очень отстаем от них. Взять хотя бы пример Казани или Екатеринбурга.

Каковы ваши ближайшие планы в бизнесе и в развитии предприятий? Экономические прогнозы сейчас противоречивы и большинство из них не самые радужные...
– Если ждать благоприятных экономических прогнозов, то можно и до пенсии досидеть, а жизнь-то короткая. В первую очередь нам надо закончить проекты, которые были начаты в хорошее время, до кризиса. В области девелопмента – это проект торгово-офисного центра Green Plaza. Наш перво-очередной проект в области промышленности – это развитие производства на предприятии ООО «Сода-хлорат». Это живой, масштабный инвестиционный проект, для реализации которого необходимо 100 млн долларов. Экономический кризис застал нас на середине пути. Теперь финансирование открыто, и мы планируем закончить его за год или за 1,5. Это по сути будет еще один, новый завод на территории старого. И если сейчас предприятие работает только на рынки России, то новое будет ориентировано на экспорт.

Как обстоят дела с вашими девелоперскими проектами? На каком этапе сейчас проект Green Plaza?

– Сейчас мы сдаем торгово-офисный центр Green Plaza – это знаковый комплекс для Перми. Пока, правда, мы не определились со стратегией, сколько площадей будем продавать, а сколько оставим в собственности. В настоящее время идут переговоры с потенциальными покупателями. Среди них есть и федеральные, и местные компании, посмотрим, кто останется в итоге. Что касается третьей очереди ТРК «Колизей», то сроки реализации проекта приходится откладывать. Мы подготовили площадку, но пока рынок не позволяет нам строить. Я согласен с оппонентами, которые говорят о том, что в центре города стоят некрасивые коробки, но что поделать, архитектура комплекса еще пока не закончена, а мы реализуем этот проект поэтапно. Если бы стояли руины киноконцертного зала «Родина», было бы лучше? А сразу мы построить комплекс не могли, возможности, увы, не безграничны. И все же мы очень хотим его достроить. Сегодня очень сложно привлечь заемные средства. Девелопмент как сфера требует привлекать инвестиции на 10 лет, а банки готовы давать на 5 лет, а лучше вообще на 3. Вот такая действительность.

Как вы оцениваете перспективы озвученных масштабных инвестиционных проектов – «Город в городе», квартал на месте краевой психиатрической больницы?
– Сегодня в Перми заявлено много проектов, требующих инвестиций, кратных миллиардам. Я даже купил бинокль, чтобы наблюдать из окна офиса за тем, происходит ли что-то на одной из таких строительных площадках. И поспорил на 2 тыс. долларов, что проект, за которым я с интересом слежу, компания не реализует. Он слишком масштабен для Перми. И вообще, в связи с этим хочется отметить, что ждать инвесторов со стороны неоправданно. Это миф и блеф, что к нам придут москвичи и все построят – этого не было даже в тучные времена. Все инвесторы сравнивают норму прибыли, и сегодня Пермь по этому показателю отстает на порядок от других региональных центров. Поэтому ставить надо на своих – родных и местных девелоперов, а власти отчего-то не обращают на них внимания.

А что касается ваших проектов в сегменте жилой недвижимости?
– Жилую недвижимость мы строим и будем строить. Необходим запас прочности, который нужен, потому что банки дают кредиты, когда все хорошо, а чуть меняется погода, и они просят кредит обратно, в виде собственных средств. Этот запас прочности у нас есть. Не должны девелоперы надеяться только на деньги дольщиков. В Перми уже предостаточно компаний, после проектов которых остаются лишь обиженные граждане без денег и жилья.

Как вы оцениваете городские инициативы, связанные с реализацией мастер-плана?

– Я – реалист и не очень верю, что дома высотой в 4 этажа могут вытянуть с точки зрения экономики проекта стоимость земли, коммуникаций и инфраструктуры. Интересно, как при реализации проектов плотной квартальной застройки будут учтены требования освещения квартир. Раздел «Инсоляция» в градостроительном кодексе пока никто не отменял.

Интересен ли вам сегмент загородной недвижимости?
– У нас в собственности большой банк земли в городе и рядом с ним. Мы будем осваивать и развивать эти участки. Сейчас разрабатываем концепцию и просчитываем экономику. Думаю, что весной выйдем со сформированным предложением на рынок. Запустим несколько проектов организованных загородных поселков, которые будут ориентированы на бизнес-класс. Возможно это будет и продажа коттеджей «под ключ», и распродажа земельных участков в оборудованном поселке. Сегодня на рынке есть вялый, но стабильный интерес к загородной недвижимости. Не исключено, что привлечем сторонние компании в качестве партнеров по реализации этих проектов.

В кризис вы начали развивать собственную ритейлерскую сеть. В Перми работают три магазина под брендом «Гастроном». Планируется ли расширение сети в ближайшее время?

– Мы действительно по необходимости в кризис занялись ритейлом, потому что не могли найти продуктовых арендаторов для собственных объектов. Сегодня для нас – это прибыльный бизнес, мы поняли, как это все работает. В плановом режиме в Перми собираемся расширить сеть до 5–7 магазинов.

Поделиться:
Все новости компаний