Газета
 10 октября 2011, 13:20   2578

Гойя в Усолье

Гойя в Усолье
В Усольском музее «Палаты Строгановых» открылась выставка офортов «Капричос» Франсиско Гойи.

В старинных залах Стро-гановских Палат разместилась выставка офортов Гойи, на которой представлены все 80 листов, входящих в серию «Капричос».
В Усолье работы прибыли из Ирбитского государственного музея изобразительных искусств. На открытии выставки присутствовал директор и создатель музея Валерий Карпов.
Специалистам-музейщикам это известно давно, а вот для многих посетителей выставки стало откровением то, что в Ирбите находится коллекция офортов Гойи. Музей маленького уральского города сегодня является единственным в стране специализированным музеем гравюры и рисунка. В составе коллекции европейской печатной и оригинальной графики представлены произведения итальянской, фламандской, голландской, немецкой, французской и многих других национальных школ. Достаточно сказать, что кроме гравюр Гойи в Ирбитском музее есть гравюры Дюрера и Ван Дейка.
Как детективная история сегодня слушается рассказ директора и создателя Ирбитского музея Валерия Карпова о том, как в середине 90-х по наводке столичных музейщиков он узнал, что некое частное лицо желает продать 80 офортов Гойи. Затем были поиски огромной суммы, помощь тогдашних руководителей области и поездка в Москву с дипломатом, битком набитым пачками денег.
Как рассказал директор музея «Палаты Строгановых» Станислав Хоробрых, переговоры о выставке были долгими. Многие музеи хотели бы выставить у себя такую редкость, так что график путешествий «Капричос» расписан надолго вперед. Предусмотрены в нем и периоды «отдыха» офортов. Гравюры не могут долго находиться на свету, ультрафиолетовые лучи разрушительно действуют на бумагу.
Название «Капричос» переводится как «капризы», «причуды».
На 80 листах расположилось невероятное сборище людей и чудовищ, рожденных фантазией гения, которые представлены в самых разных жизненных и фантастических ситуациях. На гравюрах порой не сразу можно отличить где люди, где животные, так у разряженной невесты вдруг проглядывает второй лик – звериный, а гости превращаются в птиц. Исследователи утверждают, что во многих гравюрах есть изображение самого Гойи.
По смыслу «Капричос» делится на три основные части, первые 36 листов посвящены разным людским порокам: жестокости, жадности, распутству. Вторая часть носит название «ослиная» и состоит всего из 6 листов, на которых ослы играют роли людей. Листы с 43 по 80 составляют третью часть, которая имеет свой титульный лист – «Сон разума рождает чудовищ». Это едва ли не самый знаменитый офорт Гойи, в котором каждое новое поколение открывает все новые смыслы. На листах третьей части расположились домовые, ведьмы, черти и прочая нечисть.
Какие-то из сюжетов будут понятны сразу, но большинство требуют пояснений искусствоведа – слишком далеки от нас житейские и политические реалии испанской жизни XVIII века.
Работу над «Капричос» Франсиско Гойя закончил в 1799 году, первый тираж был маленьким и почти не сохранился. Вновь к «Капричос» Гойя вернулся в 1803 году, отпечатал 240 комплектов, сброшюровал их в альбомы и подарил испанскому королю. Вместе с листами Гойя преподнес монарху и печатные доски, которые сразу же были переданы в Музей Прадо. Эти доски использовались для печати еще четыре раза: в 1806, 1820, 1856 и уже после смерти Гойи – в 1868 годах. После этого доски были законсервированы и больше никогда не использовались, сегодня они являются экспонатами и выставлены в Академии художеств Мадрида.
Только в трех российских музеях находятся сегодня полные альбомы «Капричос». Это Эрмитаж, где есть два комплекта, но они ни разу не выставлялись. Второе место нахождения полного альбома находится в ГМИИ им. Пушкина, и последний раз он демонстрировался в 1967 году. Еще один комплект находится в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств, откуда его и привезли в «Палаты Строгановых».
Поэтому про выставку в Усолье можно сказать только одно – «Спешите видеть!»

Поделиться:
Все новости компаний