Газета
 19 сентября 2011, 13:20   3483

СПОРТакиада

СПОРТакиада
В Пермском крае рынок спорттоваров поделили между собой местные и федеральные игроки. Последние удерживают лидирующее положение. По оценкам пермских сетей, данная тенденция в ближайшие годы сохранится. К заходу на пермский рынок спорттоваров готовятся новые игроки федерального значения.

В Пермском крае на рынке спортивных магазинов между собой конкурируют федеральные и местные игроки. По приблизительным оценкам, на сети магазинов спорттоваров в Перми по выручке приходится 70 % этого рынка. Сюда входят как федеральные сети («Спортмастер», «Триалспорт»), так и пермские крупные магазины (ТД «Спорт», «Басег», «Евроспорт» – магазины компании «Риос-спорт»). Оставшиеся 30 % занимают мелкие игроки. Объем рынка спорттоваров в крае в денежном выражении составляет, по оценкам специалистов, 100—150 млн руб. На Пермь при этом приходится большая часть: 90—110 млн руб.
Турнирная таблица. Лидером пермского рынка спорттоваров, по общему признанию местных игроков, является сеть магазинов «Спортмастер». По словам директора пермского отделения ГК «Спортмастер» Ивана Барынина, на долю этой сети приходится 30 % всех продаж в сегменте Пермского края. Сегодня в Прикамье работают 5 магазинов под этим брендом, 4 из них — в Перми, один — в Березниках. В 2007 году компанией было запланировано строительство в Перми двухэтажного спортивного гипермаркета площадью 10 тыс. кв. м. Площадка под застройку так и не была найдена, однако, по словам Ивана Барынина, от планов компания не отказывается, и обещанный гипермаркет появится в ближайшие 2—3 года.
Оставшаяся часть рынка приходится на федерального игрока «Триал-спорт» и пермские сети. В России сегодня открыто 87 магазинов сети «Триал». С 2006 года один из них работает в Перми. По словам директора магазина Дениса Полуянова, в планах сети на ближайшие три года — открытие в городе еще одного магазина. Он также отметил, что место, на котором расположен сегодня действующий магазин в Перми, было выбрано не совсем удачно, из-за этого в первые годы работы было сложно закрепиться на рынке. Кризис 2008 года также отрицательно сказался на продажах — наблюдалось снижение покупательского спроса.
Стоит отметить, что не все федеральные сети спорттоваров представлены в Пермском крае. Среди отсутствующих можно отметить четырех игроков: INTERSPORT, «Чемпион», «Высшая лига», «Декатлон». По словам менеджера по развитию сети «Чемпион» Артура Каримова, у компании есть планы открыть в Перми магазин в ближайшие 2 года.
Лидером среди пермских игроков по количеству магазинов является «Евроспорт». Сеть насчитывает три торговых точки. По словам генерального директора ТК «Риос-Спорт» Олега Ильялова, за время существования компании на территории города открывалось и закрывалось несколько магазинов их сети. На сегодняшний день ситуация стабильнее. Магазины «Евроспорт» держат лидерство по хоккейным товарам и тренажерам.
По оценке специалиста, доходность спортивного бизнеса во многом зависит от погоды, места расположения магазина и профессионализма продавца.
Олег Ильялов, гендиректор компании «Риос-Спорт»:
– Несколько сезонов подряд были неудачными в плане погоды, это отразилось на продажах. Кроме того, как специалист могу сказать, что главным аспектом доходности являются все же месторасположение магазина и компетентность продавцов. Если магазин торгует, например футбольными бутсами, человек, их продающий, должен сам быть футболистом.
Вторым по масштабу игроком пермского рынка являетсясеть «Басег». В Перми под этим брендом работает два магазина. За время существования сети, руководство не стремилось ее расширить, но при этом увеличивало размер площадей магазинов. Так, за несколько лет она возросла на 50 %. Тем не менее, в дальнейших планах руководства — открыть в Перми магазин общей площадью 400—600 кв. м. Магазины «Басег» специализируются на продаже товаров для туризма, в широком ассортименте представлены также горные лыжи и соответствующая экипировка. По мнению гендиректора сети Виктора Заковырина, наиболее прибыльными для «Басега» являются товары средней
и высокой ценовой категории. Меньшую прибыль приносят товары, широко представленные на рынке.
Третий игрок — магазин ТД «Спорт». Этот участник появился на пермском рынке раньше всех. Магазин с 35-летней историей за это время расширился только за счет филиала в Березниках. В Перми работает один магазин под брендом ТД «Спорт», который недавно увеличил свою площадь за счет цокольного этажа. На сегодняшний день открыта его первая половина, дальнейшие планы руководства — открыть для покупателей весь цоколь и расширить
ассортимент. У ТД «Спорт» такжеесть свои ниши, в которых он занимает лидирующее положение, — секция бокса и оптика. В широком ассортименте представлены также такие редкие товары, как детские спортивные комплексы, моторы для лодок.
Ассортимент спортивных магазинов большей частью пересекается, но за каждым пермским игроком закреплен свой сегмент. Так, ТД «Спорт» специализируется на боксе и оптике, магазины «Евроспорт» — на хоккейном инвентаре, «Басег» — на профессиональном туризме, «Триал-спорт» — на лыжах и велосипедах. По мнению пермских предпринимателей, это те ниши, благодаря которым сетям удалось закрепиться на рынке, невзирая на растущую конкуренцию. По мнению директора магазина «Триал-спорт-Пермь» Дениса Полуянова, новичкам сегодня это сделать крайне сложно, поскольку свободных ниш осталось немного.
Тенденции. Сегодня рынок магазинов спорттоваров в Перми находится в устойчивом положении. Лидирующие позиции по продажам занимают федеральные сети. По мнению Виктора Заковырина, гендиректора сети магазинов «Басег», данная тенденция типична не только для нашего региона, но и для страны в целом. Очевидно, что эта тенденция будет лишь набирать силу. В крупных торговых центрах приоритет отдается имен но федеральным игрокам. По словам директора УК «ЭКС» Елены Ждановой, крупные сети — якоря торговых центров, поэтому заявки на их размещение формируются еще на стадии строительства ТЦ. «Арендодатель сам заинтересован в том, чтобы на его площадях размещались сети, как минимум с российским именем. Федеральные игроки более надежные с точки зрения финансовой устойчивости, управления рисками, соблюдения требований арендодателя», — прокомментировала «bc» г-жа Жданова. По мнению Константина Копытова, директора УК «Столица-Пермь», владельцы крупных торговых центров заинтересованы в федеральных сетях еще и потому, что они, как правило, генерируют основной поток покупателей и, соответственно, увеличивают прибыль торгового центра.
Работа по франшизе — еще одна особенность развития пермского рынка магазинов спорттоваров. В группу компаний «Спортмастер» сегодня входят такие франчайзинговые магазины, как «СПОРТЛАНДИЯ», «COLUMBIA», «FOOTTERRA». В ближайших планах — открытие магазина спортивной одежды в Березниках. «Возможностей работать под существующим брендом у пермских предпринимателей достаточно», — отмечает г-н Барынин. Пермские сети также являются франчайзерами вышеуказанных брендов. У торговой компании «Риос-спорт» в крае действуют 5 франчайзинговых магазинов одежды: 2 в Перми, и по магазину — в Кунгуре, Соликамске, Чайковском.
Руководители пермских магазинов отмечают, что конкуренция с годами усиливается. Появление на рынке новых игроков снижает выручку и дает отток покупателей.
Однако наличие собственных ниш дает определенное преимущество магазинам друг перед другом. Кроме того, часть из них делает ставку на продажу спортинвентаря (ТД «Спорт»), часть на многообразие представленных брендов («Евроспорт»), часть на  ассортимент спортивной одежды (ГК «Спортмастер»). Спортивный инвентарь на прилавках последнего составляет сегодня порядка 10 %. Оставшиеся 90 % — спортивная одежда. Отсюда вытекает тенденция всего Пермского края.
В малых городах значительно ниже покупательская способность населения и спрос на спортинвентарь. Для развития бизнеса спорттоваров привлекательны только те города, население в которых не ниже 200 тысяч человек. В Пермском крае таких городов, кроме Перми, нет, поэтому инвесторы в качестве площадок рассматривают Березники, Соликамск, Чайковский. «Спортмастер» открыт лишь на территории первого.
«Более мелкие города интересны для развития, но для реализации в них магазина крупной сети необходимо менять формат от площади помещения до ассортимента представленных товаров», — считает  Иван Барынин.
Сетям всегда сложно работать на рынке, поскольку открытие каждого нового магазина влечет снижение доходности предыдущего. Среди проблем бизнеса пермские игроки отмечают также высокий размер аренды помещений. Это мешает, прежде всего, расширению бизнеса. Кроме того, влечет за собой появление в Перми еще одного формата магазинов, которые дислоцируются в промзонах и продают товар по оптовым ценам. Под этот формат попадает пермский магазин «АВТ-спорт».
Покупатель в погоне за скидкой готов выехать в труднодоступные для пешехода и порой начисто лишенные обеспеченности общественным транспортом промзоны.
Перспективы. На рынке спортивных магазинов Перми сегодня еще остались свободные ниши по некоторым видам товаров. По словам Ивана Барынина, рынок спорттоваров сегодня достаточно обширен, и прогнозировать его насыщаемость довольно трудно. «У людей, безусловно, есть желание тратить свой бюджет на спортивные товары. Но его увеличение зависит от покупательских возможностей населения и политики властей. Если власти будут активнее развивать городскую инфраструктуру — строить стадионы, горнолыжные базы, экстрим-парки, велосипедные дорожки, — рынок спорттоваров сможет выйти на какой-то более высокий уровень. Пока по продажам мы в разы отстаем от других регионов России», — отмечает руководитель пермского отделения ГК «Спортмастер». Другого мнения придерживается директор магазина «Триал-спорт» Денис Полуянов: «Бизнес по продаже спорттоваров сложно назвать привлекательным из-за его низкой рентабельности. Окупаемость вложений составляет порядка 10 лет. Из-за этого динамика рынка не меняется и, думаю, в ближайшее время останется прежней». Впрочем, некоторые игроки пермского рынка смотрят на ситуацию оптимистичнее, называя иные сроки окупаемости, — от 2 до 5 лет.

Справка «bc»
В Перми насчитывается порядка 55 магазинов, специализирующихся на продаже спортинвентаря. На сети приходится 10 % от этого количества. Тем не менее, по выручке они лидируют, зарабатывая 70 % дохода всего бизнеса спорттоваров в городе.

СПОРТакиада

Поделиться:
Все новости компаний