Город
  1. Город
 29 августа 2011, 13:20  

Лоскутное одеяло

Лоскутное одеяло
Проектировщик из Германии рассказал об европейском опыте планирования малых и средних городов. Как оказалось, малых городов в крае нет, зато в градостроительных переменах Перми можно увидеть опыт Манчестера, Гамбурга и Мюнхена.

На прошлой неделе Пермь посетил профессор Мюнхенского университета Дидьер Ванкутцем. Именитый профессор прочитал лекцию для пермских архитекторов и чиновников муниципалитетов, отвечающих за разработку нормативной градостроительной документации. Мероприятие было весьма актуально, во-первых, потому, что к 2012 году в соответствии с федеральным законодательством Генеральный план должен быть в каждом муниципальном образовании, а сегодня из крупных городов региона таким документом может похвастаться только Пермь. Во-вторых, если учесть увлеченность краевых властей и лично губернатора Олега Чиркунова европейским опытом градостроительства, станет понятно, почему для специалистов на местах так важно тоже быть в тренде. Перми в этом плане повезло – власти нашли деньги, позвали европейских специалистов, которые показали, каким должен быть современный город, и получили готовый продукт в виде мастер-плана. Тем же территориям, у которых денег нет, придется самим разбираться, составлять техзадания на разработку мастер-планов, а для этого важно понимать, каким они хотят увидеть свой город в будущем.
К осознанию того, каким должен быть современный город в меняющемся мире, Европа пришла еще несколько десятков лет назад, для России это становится актуальным сейчас.
Вот некоторые отрывки из начала лекции г-на Ванкутцема:
– Сейчас во всем мире происходит глобальная урбанизация. В 50-е годы ХХ века в городах жило около 30 % населения, в 2000 году – уже 50 %. По прогнозам, в 2025 году эта цифра может достигнуть 70 %... Численность населения Западной Европы постоянно сокращается. И, как показывают данные ООН, Россия тоже в этом тренде. Если в 2010 году население страны составляло 140 млн человек, к 2050 году оно может составить 116 млн. Но 75 % людей будет жить в городах.
– В мире сейчас серьезные климатические изменения.
Кроме того, население будет стареть. В России эта проблема не является приоритетной, в то время как в Европе она серьезно обсуждается на государственном уровне. Растут выбросы углекислого газа, изменяется температурный режим, из-за увеличения осадков постоянно происходят наводнения.
– Не менее остро стоит проблема потребления земельных ресурсов, все чаще города разрастаются и занимают сельскохозяйственные земли и леса.
Все это заставляет экспертов задуматься о том, что, возможно, действующая модель урбанизации несовершенна. Европейские власти полагают, что снять ряд проблем можно с помощью грамотной организации городов. Дидьер Ванкутцем описал градостроительный опыт Манчестера, Фрайбурга, Лейпцига, Мюнхена, Гамбурга. Похоже, слоган который выбрали для себя жители Мюнхена: «Компактный, урбанизированный, зеленый!» актуален для всего Евросоюза. Интересно было послушать, как решаются проблемы сохранения численности населения в городе за счет преобразования промышленных зон в жилые и рекреационные зоны, увидеть, хотя бы на слайдах, как на месте казарм в одном из районов Мюнхена вырастает современный жилой комплекс.
К сожалению, в аудитории лекцию, похоже, восприняли не как руководство к действию, а скорее как заочную экскурсию. Вопросов к профессору было очень мало. Это вполне объяснимо. Мыслить в масштабах строительства целого города пермяки еще только учатся. Кто-то поинтерсовался, что проектировщики понимают под термином «малые города», и получил ответ, что это города с населением 200–300 тысяч человек. Между тем в Березниках, втором по численности населения городе края, проживает не более 160 тысяч человек. Большинство городов региона – это 15–30 тысяч жителей. Такие города европейские проектировщики называют «садовыми».
Запомнилось другое. Во время рассказа об опыте европейских малых и средних городов не исчезало ощущение, что Пермь с ее мастер-планом оказалась не только в европейском тренде, но и, как лоскутное одеяло, собрала лучший европейский опыт. Так, идея преобразования промышленных зон в жилые показалась очень знакомой, когда г-н Ванкутцем рассказывал про Гамбург. Тут же, кстати, вспомнился Дуйсбург, который не уставал нахваливать бывший мэр Перми Игорь Шубин. Сжатый Мюнхен, окруженный зеленым кольцом, напомнил идею компактности, заложенную в пермском мастер-плане. А реконструкция целых кварталов в Лейпциге – идею пермских властей перестроить город.
Сегодня Пермь активно включается в градостроительные процессы, причем качество новаций вполне мирового уровня. Главный риск этого – сроки реализации. Любой подобный проект имеет горизонт планирования в несколько десятков лет. Но в Перми сегодня интерес к градостроительству определяется только интересом к теме одного человека – Олега Чиркунова. И если следующему главе региона идея перестройки городов на новый лад окажется безраличной, то нынешние мастер-, ген- и прочие планы окажутся лишь одним из эпизодов региональной истории. Пусть и ярким!

Все новости компаний