Город
  1. Город
 04 апреля 2011, 13:20  

Эх, дороги

Эх, дороги
Неразвитость дорог осложняет доступ компаний к лесным ресурсам, а в отдельные времена года и вовсе не дает возможности добраться до леса. Список проблем этим не ограничивается: сложности в работе добавляет и аукционная форма продажи земли.

Главная сложность работы лесопромышленников в Пермском крае – обеспечить себе доступ к лесному ресурсу. В достижении этой цели они сталкиваются с двумя основными препятствиями. Во-первых, аукционы, участие в которых является обязательным. Во-вторых, неразвитость дорожной инфраструктуры, а иногда и полное отсутствие дорог.
Без дорог. Недостаток дорог и неравномерность размещения их по территории края является одной из основных проблем эффективного освоения лесные ресурсов. По словам Олега Мирошина, заместителя руководителя Агентства по природопользованию Пермского края в настоящее время 2 млн кубометров свободной расчетной лесосеки являются транспортно недоступными.
Олег Мирошин:
– В целом по землям лесного фонда края проходит 45,6 тыс. километров автомобильных дорог. Из них только 6,2 тыс. километров дорог – с твердым покрытием, 39,4 тыс. километров – это грунтовые дороги и 2,7 тыс. километров – зимники. При этом более обеспечены дорогами центральные и юго-западные районы края, наименее – северо-западные и восточные районы.
Фактическая плотность лесовозных дорог в крае составляет всего 0,5 километра на 1000 гектаров. Тогда как для полного освоения расчетной лесосеки в крае необходимо иметь не менее 7 километров дорог на 1000 гектаров. При этом дороги должны иметь твердое покрытие, обеспечивать гарантированное круглогодичное использование.
По данным Агентства по природопользованию Пермского края, в 2010 году из 27,5 километров лесных дорог, на строительство которых был размещен государственный заказ, 8 километров на сегодня сданы в эксплуатацию. А в настоящее время подготовлена проектно-сметная документация на создание 602 километров лесных дорог.
Лесопромышленники также признают серьезность проблемы. Дмитрий Клейн, заместитель генерального директор ЗАО «Пермский целлюлозно-бумажный комбинат», рассказывает, что иногда, для того чтобы добраться до приемлемых участков лесного фонда, лесозаготовителям приходится работать преимущественно зимой. Генеральный директор ОАО «Пиломатериалы «Красный Октябрь» и глава Ассоциации лесопромышленников Прикамья Алексей Суслопаров также говорит о вынужденной сезонности работ: «В большей части лесных территорий Пермского края плотность лесных дорог крайне невелика. По причинам их отсутствия лесозаготовительный бизнес, а за ним и лесоперерабатывающий стал сезонным, поскольку во втором полугодии из-за дождей и бездорожья практически невозможно произвести вывозку древесины. Соответственно, к лету, когда зимние запасы древесины на предприятиях заканчиваются, цена на лесное сырье вырастает минимум на 10–20 %», – заключает он.
На аукционе. Аукционная форма распределения лесных ресурсов также для некоторых предприятий и предпринимателей стала препятствовать освоению леса. Напомним, с 2009 года компании могут приобрести лесные ресурсы только на аукционе. Исключением являются компании, реализующие инвестиционный проект свыше 300 млн рублей. Они могут приобрести лесной массив на льготных условиях без участия в аукционе.
Однако большинство экспертов признают, что благодаря централизованному проведению аукционов в Перми можно сформировать открытый и прозрачный рынок лесных ресурсов, когда все участники рынка имеют одинаковый доступ к лесу. По итогам 2010 года в ходе аукционов было реализовано более 1 млн кубометров лесных ресурсов. Доходы от продажи лесных ресурсов, по данным Агентства по природопользованию Пермского края, в 2010 году составили 129 рублей с кубометра, тогда как в 2009 году эта сумма составляла только 76 рублей за кубометр.
По словам Олега Мирошина, изменения в Лесном кодексе, безусловно, пошли на пользу, но нет пределов совершенству. Часть компаний придерживаются аналогичного мнения. Так, Дмитрий Клейн считает, что с введением продажи права аренды лесных участков на аукционах рынок стал прозрачным и понятным. Александр Суслопаров в свою очередь думает, что об изменениях говорить пока рано.
Александр Суслопаров:
– Несомненно, лесные аукционы стимулируют конкуренцию за лес, в результате чего участки продаются дороже и больше денежных средств поступает в краевой бюджет. Это очевидный плюс для экономики края. Однако необходимо осознавать, что теперь через аукцион продается не только право заготавливать лесной ресурс, но и обязательство восстанавливать лес, защищать от пожаров, что влечет за собой большие расходы для предприятий.
Кроме того, эксперты «bc» утверждают, что до сих пор не удалось искоренить спекулятивные интересы компаний, участвующих в лесных аукционах. В частности, г-н Суслопаров рассказывает, что есть компании, участвующие в аукционах с одной единственной целью: купить и перепродать лесной ресурс, поскольку сами производственными мощностями не обладают. В итоге заготовительные и перерабатывающие предприятия либо остаются без лесного ресурса, либо получают его втридорога.
Другая проблема заключается в том, что зачастую участники аукциона не понимают, что покупают. «Данные о лесах (породный состав, объем древесины), на основании которых устанавливается первоначальная цена лесного участка, устарели. Последнее лесоустройство производилось в советские времена. С этих пор леса подвергались естественным факторам (ураганы, болезни, др.) и антропогенным (незаконная вырубка). В паспорте лесного участка написано одно, а выйдя в лес, можно увидеть абсолютно другое. Фактически компании, которые не выезжают в лес до аукционов, торгуются вслепую», – поясняет Александр Суслопаров.
Агентство по природопользованию Пермского края видит другие недостатки аукционов. По словам Олега Мирошина, нередко проигравшей стороной остается государство. «Это происходит в случае сговора участников торгов перед проведением аукциона. В связи с этим мы считает необходимым проведение электронных торгов», – замечает г-н Мирошин.
Впрочем, все участники рынка признают, что аукционы решили вопрос доступа к лесному ресурсу малых предприятий. «Все крупные предприятия и часть среднего бизнеса пошли по пути реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, которые предусматривают получение лесного ресурса без аукциона. Таким образом, в аукционах участвует только малый бизнес», – утверждает Дмитрий Клейн.
Олег Мирошин в свою очередь добавляет, что в аукционах сейчас участвуют предприятия всех форм, а размер лотов колеблется от 1 тыс. до 50 тыс. кубометров. Так что каждый может выбрать интересующий его участок, приемлемый как по размеру, так и по стоимости», – резюмирует собеседник «bc».

В 2008 году все лесохозяйственные работы в Пермском крае были упакованы в четыре лота. Два исполняло ГУП «Пермьлес», два – ГУП «Пермьсельлес».
В 2009 году впервые были сформированы 33 аукционных единицы по числу лесничеств. После первого аукциона, помимо двух ГУПов, победителями стали 6 частных фирм.
В 2010 году число частных фирм-победителей выросло до 16.
В 2011 году по 30 лотам на участие в открытом аукционе было допущено 180 заявок. Победители – 29 частных компаний.

Эх, дороги

Эх, дороги

Все новости компаний